Мотивация для усвоения темы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса лечебного факультета и ФПСЗС
по пропедевтике внутренних болезней
Тема:Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания (расспрос, общий и местный осмотр).
Время: 135 мин
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Цель занятия.
Получить знания о принципах и методах диагностики заболеваний органов дыхания. Научиться проводить расспрос пульмонологического больного: методика сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни. Освоить особенности общего осмотра пациентов с патологией органов дыхания и научиться методике и технике проведения местного осмотра верхних дыхательных путей и грудной клетки.
Мотивация для усвоения темы.
Заболевания легких, с которыми может встретиться врач любой специальности, достаточно многообразны. Своевременное распознавание заболевания возможно только путем выявления его признаков, получаемых с помощью методического обследования больного человека. Таким образом, будущему врачу необходимо научиться правильно проводить расспрос, объективное обследование больных с заболеваниями органов дыхания, уметь интерпретировать результаты дополнительных методов исследования для своевременной диагностики и лечения этих заболеваний.
Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания, механизм их возникновения.
2. Методику сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни пульмонологического пациента.
3. Методику, технику и диагностическое значение проведения общего осмотра больного с заболеваниями легких.
4. Методику и диагностическое значение проведения статического и динамического осмотра грудной клетки.
Студент должен уметь.
1. Проводить расспрос больного с заболеваниями органов дыхания.
2. Систематизировать данные, полученные путем расспроса больного, и давать им оценку.
3.Проводить общий осмотр пульмонологического больного.
4.Определять условные опознавательные линии на грудной клетке.
5.Проводить статический и динамический осмотр грудной клетки.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Анатомия скелета грудной клетки, анатомические особенности грудного отдела позвоночника.
2. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.
3. Нормальная физиология системы органов дыхания.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Назовите основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания.
2. Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
3. Кашель, отделение мокроты: патогенез, характеристика, диагностическое значение.
4. Одышка, приступы удушья: патогенез, диагностическое значение.
5. Кровохарканье, легочное кровотечение: патогенез, диагностическое значение.
6. Синдром интоксикации (типы температурных кривых).
7. Изменение голоса, афония, нарушения носового дыхания. Диагностическое значение.
8. Особенности сбора анамнеза заболевания и жизни пульмонологического пациента.
9. Особенности проведения общего осмотра больных заболеваниями органов дыхания.
10. Что включает осмотр грудной клетки? Его виды.
11. Статический осмотр грудной клетки: методика, диагностическое значение.
12. Динамический осмотр грудной клетки: методика, диагностическое значение.
13. Определение частоты, глубины, типа и ритма дыхания.
14. Разновидности нарушения ритма дыхания и их патогенез.
Практическая часть занятия.
1. Определение условных опознавательных линий на грудной клетке (см. в ходе занятия, п.12).
2. Методика проведения статического и динамического осмотра грудной клетки (см. в ходе занятия, п.12-15).
Ход занятия.
В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки по теме занятия.
Примеси к мокроте.
В мокроте в виде примесей могут быть:
1) частицы пищи (аспирация пищи, пищеводно-трахеальный свищ);
2) кровь (абсцесс легких, туберкулез, бронхоэктазии, отек легких, и др.);
3) желчь (при желтухах);
4) кусочки омертвевшей легочной ткани (серо-черные клочки) – признак гангрены легких;
5) обломки омертвевшего хряща бронхов (абсцесс легких, туберкулез);
6) дитриховские пробки – желтоватые зловонные клубочки величиной с просяное зерно, состоящие из лейкоцитов, тканевого детрита и бактерий (гангрена легких);
7) спиралевидные нити длиной в 1-2 см – спирали Куршмана – признак бронхиальной астмы;
8) напоминающие ветвь дерева слепки бронхов, состоящие из фибрина, характерны для фибринозного бронхита, крупозной пневмонии.
Запах мокроты.
Чаще всего мокрота запаха не имеет. При ее стоянии появляется затхлый запах.
Зловонная с гнилостным запахом мокрота, характерна для гангрены легкого, а иногда и для бронхоэктатической болезни, абсцесса легкого, обусловленных анаэробной микрофлорой.
Запах пригорелого мяса характерен для мокроты при пневмонии, вызванной палочкой Фридлендера (Klebsiella pneumoniae).
Вопросы для самоконтроля знаний.
Задания для тестового контроля.
1. Болевой синдром при плевритах:
1) боли постоянные, локализуются строго по межреберью, несколько усиливаются на вдохе, при наклоне туловища в больную сторону.
2) боль локализуется в костях и не зависит от акта дыхания и движений грудной клетки
3) резкая, колющая боль в боку, возникает на высоте вдоха, сопровождается сухим болезненным кашлем, усиливается при наклоне в здоровую сторону,
4) боль внезапная, интенсивная, локализуется на ограниченном участке грудной клетки, сопровождается инспираторной одышкой, цианозом, снижением артериального давления.
5) постоянная, упорная, мучительная, локальная боль в грудной клетке
2. Болевой синдром при пневмотораксе:
1) боли постоянные, локализуются строго по межреберью, несколько усиливаются на вдохе, при наклоне туловища в больную сторону.
2) боль локализуется в костях и не зависит от акта дыхания и движений грудной клетки
3) резкая, колющая боль в боку, возникает на высоте вдоха, сопровождается сухим болезненным кашлем, усиливается при наклоне в здоровую сторону,
4) боль внезапная, интенсивная, локализуется на ограниченном участке грудной клетки, сопровождается инспираторной одышкой, цианозом, снижением артериального давления.
5) постоянная, упорная, мучительная, локальная боль в грудной клетке
3. Для гангрены легких характерна мокрота:
1) жидкая пенистая розового цвета;
2) имеет вид «малинового желе»
3) трехслойная, зловонная с гнилостным запахом;
4) вязкая, бесцветная или беловатая, прозрачная;
5) «ржавая», коричневого цвета, вязкая.
4. Одышка - это:
1) это ощущение больным нехватки воздуха, сопровождающееся изменением частоты, глубины, ритма дыхания;
2) это учащение дыхания, увеличение выше нормы числа дыхательных движений в единицу времени;
3) снижение ниже нормального числа дыхательных движений в единицу времени;
4) длительная остановка дыхания (более 1 минуты);
5) субъективное ощущение недостаточности вдоха.
5. Одышка, характеризующаяся ощущением затруднения выдоха:
1) инспираторная;
2) объективная;
3) смешанная;
4) экспираторная;
5) субъективная.
6. Одышка, характеризующаяся ощущением затруднения вдоха:
1) инспираторная;
2) объективная;
3) смешанная;
4) экспираторная;
5) субъективная.
7. Одышка, характеризующаяся ощущением затруднения вдоха и выдоха:
1) инспираторная;
2) объективная;
3) смешанная;
4) экспираторная;
5) субъективная.
8. При отеке легких мокрота: 1) жидкая пенистая розового цвета;
2) имеет вид «малинового желе»
3) трехслойная, зловонная с гнилостным запахом;
4) вязкая, бесцветная или беловатая, прозрачная;
5) «ржавая», коричневого цвета, вязкая.
9. При крупозной пневмонии мокрота:
1) жидкая пенистая розового цвета;
2) имеет вид «малинового желе»
3) трехслойная, зловонная с гнилостным запахом;
4) вязкая, бесцветная или беловатая, прозрачная;
5) «ржавая», коричневого цвета, вязкая.
10. При бронхиальной астме мокрота:
1) жидкая пенистая розового цвета;
2) имеет вид «малинового желе»
3) трехслойная, зловонная с гнилостным запахом;
4) вязкая, бесцветная или беловатая, прозрачная;
5) «ржавая», коричневого цвета, вязкая.
11. При бронхиальной астме во время приступа удушья больной занимает вынужденное положение:
1) сидит либо стоит, опираясь руками о край стола или кровати
2) положение на животе и коленно-локтевое положение;
3) больные не находят себе места, мечутся в постели;
4) «поза молящегося магометанина»;
5) сидячее положение с опущенными вниз ногами.
12. В статический осмотр грудной клетки не входит определение следующих параметров:
1) форма грудной клетки;
2) симметричность и размеры половин грудной клетки;
3) наличие выпячиваний и втяжений в области грудной клетки;
4) определение частоты дыхания;
5) определение изменения цвета кожных покровов грудной стенке.
13. Нормальной формой грудной клетки является:
1) паралитическая;
2) воронкообразная;
3) гиперстеническая;
4) рахитическая;
5) бочкообразная
14. Форма грудной клетки при эмфиземе:
1) паралитическая;
2) воронкообразная;
3) гиперстеническая;
4) рахитическая;
5) бочкообразная.
15. Ладьевидная форма грудной клетки встречается при:
1) сирингомиелии;
2) рахите;
3) эмфиземе легких;
4) компрессионном ателектазе;
5) пневмотораксе.
16. После хирургического удаления части или целого легкого форма грудной клетки:
1) бочкообразная;
2) воронкообразная;
3) гиперстеническая;
4) рахитическая;
5) ассиметричная.
17. В динамический осмотр грудной клетки не входит определение следующих параметров:
1) частота дыханий;
2) тип дыхания;
3) глубина дыхания;
4) ритмичность дыхания;
5) симметричность и размеры половин грудной клетки.
18. В норме частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет:
1) 10-12 в минуту;
2) 20-25 в минуту;
3) 16-20 в минуту;
4) 60-80 в минуту;
5) 40-60 в минуту.
19. Для женщин характерено дыхание преимущественно:
1) грудное;
2) стридорозное;
3) смешанное;
4) брюшное;
5) гаспинг-дыхание.
20. Для мужчин характерено дыхание преимущественно:
1) грудное;
2) стридорозное;
3) смешанное;
4) брюшное;
5) гаспинг-дыхание.
21. Для лиц пожилого возраста характерено дыхание преимущественно:
1) грудное;
2) стридорозное;
3) смешанное;
4) брюшное;
5) гаспинг-дыхание.
22. Гаспинг дыхание – это:
1) правильные равномерные дыхательные движения время от времени прерываются паузами длительностью от нескольких секунд до минуты;
2) когда при нарушении гармонической, слаженной работы отдельных групп дыхательных мышц изменяется координация сокращений межреберных мышц и диафрагмы
3) редкое и аритмичное дыхание, характеризующееся единичными, убывающими по силе «вдохами», возникают после временной остановки дыхания;
4) уменьшение глубины дыхательных движений до полной остановки дыхания, с последующим возобновлением в виде редкого поверхностного дыхания, которое с каждым дыхательным движением становится более частым, глубоким и шумным;
5) частое поверхностное дыхание, когда вдох и выдох, как правило, становятся короче.
23. Дыхание Биота – это:
1) правильные равномерные дыхательные движения время от времени прерываются паузами длительностью от нескольких секунд до минуты;
2) когда при нарушении гармонической, слаженной работы отдельных групп дыхательных мышц изменяется координация сокращений межреберных мышц и диафрагмы
3) редкое и аритмичное дыхание, характеризующееся единичными, убывающими по силе «вдохами», возникают после временной остановки дыхания;
4) уменьшение глубины дыхательных движений до полной остановки дыхания, с последующим возобновлением в виде редкого поверхностного дыхания, которое с каждым дыхательным движением становится более частым, глубоким и шумным;
5) частое поверхностное дыхание, когда вдох и выдох, как правило, становятся короче.
24. Дыхание Чейна- Стокса – это:
1) правильные равномерные дыхательные движения время от времени прерываются паузами длительностью от нескольких секунд до минуты;
2) когда при нарушении гармонической, слаженной работы отдельных групп дыхательных мышц изменяется координация сокращений межреберных мышц и диафрагмы
3) редкое и аритмичное дыхание, характеризующееся единичными, убывающими по силе «вдохами», возникают после временной остановки дыхания;
4) уменьшение глубины дыхательных движений до полной остановки дыхания, с последующим возобновлением в виде редкого поверхностного дыхания, которое с каждым дыхательным движением становится более частым, глубоким и шумным;
5) частое поверхностное дыхание, когда вдох и выдох, как правило, становятся короче.
25. Диссоциированное дыхание Грокко-Фругони – это:
1) правильные равномерные дыхательные движения время от времени прерываются паузами длительностью от нескольких секунд до минуты;
2) когда при нарушении гармонической, слаженной работы отдельных групп дыхательных мышц изменяется координация сокращений межреберных мышц и диафрагмы
3) редкое и аритмичное дыхание, характеризующееся единичными, убывающими по силе «вдохами», возникают после временной остановки дыхания;
4) уменьшение глубины дыхательных движений до полной остановки дыхания, с последующим возобновлением в виде редкого поверхностного дыхания, которое с каждым дыхательным движением становится более частым, глубоким и шумным;
5) частое поверхностное дыхание, когда вдох и выдох, как правило, становятся короче.
Эталоны ответов
1. - 3. 9. - 5. 18. - 3
2. - 4. 10. - 4. 19. - 1
3. - 3 11. - 1. 20. - 4
4. - 1. 12. - 4 21. - 3
5. - 4. 13. - 3. 22. - 3
6. - 1. 14. - 5. 23. - 1
7. - 3. 15. - 1. 24. - 4
8. - 1. 16. - 5. 25. - 2
17. - 5.
Литература
1. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник.-М.: Медицина, 2001. С. 87-97
2. Лис М.А.Пропедевтика внутренних болезней: Учебник/М.А. Лис – Минск, 2012. С. 54-64
3. Мухин Н.А.,Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: группа ГЭОТАР – Медиа, 2007.- С. 148-175
4. Струтынский А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас. / А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненко. – Москва. РГМУ, 1997. – С.47-60
5. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: практическое руководство: в 3 т. – Витебск, 1999.
6.Федоров Н.Е. Пропедевтика внутренних болезней:Практикум. – Беларусь, 2007 С. 15-30
7. Схема учебной истории болезни в клинике пропедевтики внутренних болезней. (Гомель, ГоГМУ, 2009).
8. Лекционный материал.
Заведующий кафедрой А.Л. Калинин
Ассистент Л.Л.Суханова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса лечебного факультета и ФПСЗС
по пропедевтике внутренних болезней
Тема:Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания (расспрос, общий и местный осмотр).
Время: 135 мин
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Цель занятия.
Получить знания о принципах и методах диагностики заболеваний органов дыхания. Научиться проводить расспрос пульмонологического больного: методика сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни. Освоить особенности общего осмотра пациентов с патологией органов дыхания и научиться методике и технике проведения местного осмотра верхних дыхательных путей и грудной клетки.
Мотивация для усвоения темы.
Заболевания легких, с которыми может встретиться врач любой специальности, достаточно многообразны. Своевременное распознавание заболевания возможно только путем выявления его признаков, получаемых с помощью методического обследования больного человека. Таким образом, будущему врачу необходимо научиться правильно проводить расспрос, объективное обследование больных с заболеваниями органов дыхания, уметь интерпретировать результаты дополнительных методов исследования для своевременной диагностики и лечения этих заболеваний.
Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания, механизм их возникновения.
2. Методику сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни пульмонологического пациента.
3. Методику, технику и диагностическое значение проведения общего осмотра больного с заболеваниями легких.
4. Методику и диагностическое значение проведения статического и динамического осмотра грудной клетки.
Студент должен уметь.
1. Проводить расспрос больного с заболеваниями органов дыхания.
2. Систематизировать данные, полученные путем расспроса больного, и давать им оценку.
3.Проводить общий осмотр пульмонологического больного.
4.Определять условные опознавательные линии на грудной клетке.
5.Проводить статический и динамический осмотр грудной клетки.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Анатомия скелета грудной клетки, анатомические особенности грудного отдела позвоночника.
2. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.
3. Нормальная физиология системы органов дыхания.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Назовите основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания.
2. Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
3. Кашель, отделение мокроты: патогенез, характеристика, диагностическое значение.
4. Одышка, приступы удушья: патогенез, диагностическое значение.
5. Кровохарканье, легочное кровотечение: патогенез, диагностическое значение.
6. Синдром интоксикации (типы температурных кривых).
7. Изменение голоса, афония, нарушения носового дыхания. Диагностическое значение.
8. Особенности сбора анамнеза заболевания и жизни пульмонологического пациента.
9. Особенности проведения общего осмотра больных заболеваниями органов дыхания.
10. Что включает осмотр грудной клетки? Его виды.
11. Статический осмотр грудной клетки: методика, диагностическое значение.
12. Динамический осмотр грудной клетки: методика, диагностическое значение.
13. Определение частоты, глубины, типа и ритма дыхания.
14. Разновидности нарушения ритма дыхания и их патогенез.
Практическая часть занятия.
1. Определение условных опознавательных линий на грудной клетке (см. в ходе занятия, п.12).
2. Методика проведения статического и динамического осмотра грудной клетки (см. в ходе занятия, п.12-15).
Ход занятия.
В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки по теме занятия.