Возникновения зубочелюстных аномалий»

Цель занятия.

Изучить состояние слизистой оболочки полости рта. Определить важность влияния аномалийного развития слизистой оболочки полости рта на формирование зубочелюстных аномалий.

Продолжительность занятия – 3 часа

Конкретная задача: студент должен знать:

1. Патогенез формирования зубочелюстных аномалий под влиянием мелкого преддверия рта и неправильного прикрепления уздечек губ и языка.

2. Классификации аномалий слизистой оболочки полости рта

3. Показания к проведению пластики преддверия рта и уздечек губ и языка.

4. Важность нормализации прикрепления уздечек губ и языка у ребенка в раннем возрасте.

Исходный уровень знаний:

1. Анатомо-физиологические особенности полости рта ребенка. Этиопатогенез зубочелюстных аномалий.

2. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей.

Основное содержание занятий

Мелкое преддверие полости рта, низкое прикрепление уздечек губ и уздечки короткие языка играют важную роль в формировании зубочелюстных аномалий, таких как дистоокклюзия, мезиоокклюзия, скученное положение фронтальных зубов, диастемы. Аномальное прикрепление уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта ребенок наследует от родителей.

Преддверие полости рта бывает: мелким до 5мм, средним – от 5 до 10 мм, глубоким – свыше 10 мм. Сильно выраженными тяжами слизистой оболочки считают такие, которые прикрепляются к межзубным десневым сосочкам и при натяжении губ и щек смещают их. Если преддверие полости рта мелкое и имеются сильно развитые губодесневые связки (тяжи), проводят пластику преддверия полости рта. Для этого делают несколько продольных разрезов по вершинам тяжей. Расслаивают волокна тяжа у места его соединения с надкостницей челюсти. Фиксируют съемный формирующий ортодонтический аппарат, который снимают через 30-40 минут после операции. В сформированном преддверии полости рта оставляют тампоны с йодоформом, накладывают давящую повязку.

В норме уздечка должна вплетаться в десну на 5 – 8 мм от шейки передних резцов. Если же уздечка прикреплена ниже или вообще не видно ее прикрепления, она уходит за передние резцы такая уздечка считается короткой. Оценку расположения уздечек верхней и нижней губ проводят по классификации Ф.Я.Хорошилкиной:

1тип - тонкая уздечка, которая прикрепляется на расстоянии менее 4-х мм, и иногда вплетается в меж зубной сосочек. Уздечка имеет достаточную длину и не ограничивает подвижность губы;

2тип - тонкая, нормально прикрепляющаяся уздечка, имеющая недостаточную длину, подвижность губы может быть ограничена;

3тип - уздечка, имеющая вид широкого тяжа, который вплетается в межзубной сосочек и продолжается до резцового сосочка. При этом подвижность губы ограничена, часто наблюдается широкая диастема. При отведении губы, возникает побледнение меж зубного сосочка.

При осмотре уздечки верхней губы необходимо помнить, что она может служить причиной диастемы как на верхней, так и на нижней челюсти. Необходимо знать 3 положения расположения уздечки, на которые оказывают влияние связки, расположенные в строме переходной складки. Различают слабые связки, которые при натяжении не оказывают влияния на положение десневых сосочков и десневого края; средние прикрепленные на расстоянии 1-5мм от вершины десневого сосочка; сильные, прикрепляющиеся к межзубным сосочкам и вызывающие их перемещение при движении.

Показания к хирургическому перемещению уздечек губ в период молочного прикуса ограничены. В основном, пластика уздечек губ проводится после прорезывания постоянных резцов. Одним из показаний к перемещению места прикрепления уздечки нижней губы является хронический локализованный гингивит и пародонтоз.

Аномальные уздечки языка различаются по плотности, форме, месту прикрепления, протяженности, ограничению подвижности языка. Ограничение подвижности языка в результате укороченной уздечки или прикрепленной близко к его кончику нередко является причиной аномалии прикуса. Такое нарушение затрудняет сосательные движения у детей грудного возраста. Недостаточная подвижность языка может нарушить процесс глотания и произношение звуков речи. По форме, плотности, месту прикрепления верхней точки уздечки языка, ее протяженности различают 5 видов уздечек, ограничивающих подвижность языка (по Ф.Я. Хорошилкиной, 1965). Первый вид – тонкие, прозрачные уздечки незначительной протяженности, ограничивающие подвижность языка. Второй вид – более плотные полупрозрачные уздечки, прикрепленные ближе к кончику языка и имеющие незначительную протяженность. При поднятии кончика языка в его центре образуется углубление. Третий вид – уздечки, представляющие собой плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. При выдвижении языка в результате натяжения уздечки кончик его подворачивается, а спинка выбухает. Четвертый вид – широкие укороченные, их тяж сращен с мышцами языка. Пятый вид – тяж малозаметен, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

Широкие уздечки оперируют путем перемещения встречных треугольных лоскутов по Лимбергу. После рассечения уздечек 1,2,3-го видов наложения швов не требуется. Ранняя пластика уздечки языка предупреждает нарушение функций сосания, жевания, глотания, произнесения звуков речи, а также возникновение зубочелюстных аномалий. Пластика уздечки языка в старшем возрасте и у взрослых улучшают его функцию, способствует нормализации положения языка.

Своевременное устранение аномалий прикрепления уздечек губ и языка, проведение пластики мелкого преддверия полости рта позволяют предотвратить формирование аномалий прикуса.

Контрольные вопросы

1. Аномалии развития слизистой оболочки полости рта.

2. Диагностика и классификации аномалий слизистой оболочки полости рта.

3. Какие аномалии зубочелюстной системы возникают при низко прикрепленных уздечках верхней и нижней губ.

4. Какие аномалии зубочелюстной системы возникают при низко прикрепленных уздечках языка.

5. Какие аномалии зубочелюстной системы возникают при мелком преддверии рта.

6. Способы устранения аномалий слизистой оболочки полости рта.

Литература

1. В. А. Дистель, В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер – «Основы ортодонтии» - М/Медицина 2001г с 94 – 98.

2. Зубкова Л.П. Хорошилкина Ф.Я. – Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии Учебник К. Здоровье 1993 С.343

3. Образцов Ю.Л. Ларионов С.Н. –Пропедевтическая ортодонтия. Учебное пособие С.П. Спец Лит 2007 стр 100 - 120

4. Хорошилкина Ф.Я. Персин Л.С. – Ортодонтия книга 1. Учебник М. Медицинская литература 2002 стр 36 – 53

5. Персин Л.С. – Ортодонтия. Учебник М. Медицина 2004

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

«Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий»

Цель занятия. Научить студента принципам профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Определить термин «профилактика», рассмотреть виды профилактики. Усвоить принцип формирования диспансерных групп.

Продолжительность занятия – 3 часа

Конкретная задача: студент должен знать: методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий, соответствующих каждому возрастному периоду развития ребенка.

Исходный уровень знаний:

1. Этиопатогенез формирования зубочелюстных аномалий.

2. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий.

3. Роль вредных привычек в формировании аномалий.

4. Патогенез формирования зубочелюстных аномалий под влиянием аномалий слизистой оболочки полости.

Основное содержание занятий

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций – это комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение и устранение этиологических и патогенетических факторов, способствующих их возникновению. Задачей профилактики является положительное воздействие на общее состояние беременной и ребенка, а также организационные и лечебные мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение зубочелюстных аномалий у детей, подростков и взрослых. В связи с тем, что этиологические факторы могут воздействовать на разных этапах развития ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубочелюстной системы. Для каждого периода характерна специфика избираемых комплексов, лечебных мероприятий, но есть и общие рекомендации, характерные для всех возрастных периодов. К ним относятся следующие рекомендации: выявление детей с зубочелюстными аномалиями и направление их к ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия на диспансерный учет; устранение нарушенных функций зубочелюстной системы, вредных привычек в челюстно-лицевой области, а также общих нарушений организма, сочетающихся с местными (устранение затрудненного носового или ротового дыхания – направление к оторинолярингологу; устранение инфантильного глотания; устранение неправильной артикуляции языка – направление к логопеду; устранение неправильного жевания и зубочелюстное протезирование; нормализация общих нарушений организма; хирургические стоматологические мероприятия (пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, перемещение места прикрепления уздечки верхней губы; удаление сверхкомплектных зубов; удаление по ортодонтическим показаниям отдельных временных или постоянных зубов; обнажение коронок ретенированных зубов); применение комплексов лечебно-гимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, расположения языка и нижней челюсти в покое и во время функции; плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств, специального назначения; направление пациентов с врожденной патологией в челюстно-лицевой области к соответствующим специалистам направление пациентов с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу; выявление аномалий зубов (задержавшихся временных; аномалий количества зубов: адентии, сверхкомплектных; ранней потери отдельных зубов; ретенция отдельных зубов; аномалий формы и величины, аномалий твердых тканей зубов; аномалий положения); устранение дефектов зубов и зубных рядов путем прорезывания; избирательное пришлифовывание режущих краев и бугров отдельных зубов; выявление пациентов с зубоальвеолярными и гнатическими нарушениями и направление их на ортодонтическое лечение; обнаружение заболеваний ВНЧС, выявление зубочелюстно-лицевых аномалий у родителей и близких родственников пациентов; выявление нарушенной осанки, плоскостопия, кривошеи и направление больных к ортопеду; борьба с вредными привычками – сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, различных предметов, с привычной неправильной позой; направление пациентов с затрудненным носовым и ротовым дыханием к оториноларингологу.

Различают 10 периодов формирования зубочелюстной системы с учетом ее физиологических, морфологических и функциональных изменений. Для каждого периода разработаны комплексы мероприятий, направленные на профилактику и устранение неблагоприятных этиологических и патогенетических факторов:

Внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканей и органов в зубочелюстной области)

- рациональный режим труда и отдыха беременной; сбалансированное питание; пользование одеждой, не стесняющей развитие плода; выявление особенностей положения плода; санпросвещение (причины развития зубочелюстных аномалий); выявление зубочелюстных аномалий у родственников родителей ребенка, в том числе макро и микродентии, макро и микрогнатии, адентии, сверхкомплектных зубов, диастемы, укороченной уздечки языка, врожденного несращения в челюстно-лицевой области и других пороков развития.

От рождения до 6месяцев (до прорезывания первых временных зубов)

- пластика укороченной уздечки языка; выявление врожденного несращения в челюстно-лицевой области, синдрома Робена, разьяснение особенностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет ортодонтом; исправление формы верхней челюсти при врожденном сквозном одно - или двустороннем несращении верхней губы, альвеолярного отростка и неба; рациональный режим и сбалансированное питание матери и ребенка; правильно организованное искусственное вскармливание (укладка при кормлении, предотвращение давления горлышка бутылки на альвеолярные отростки, правильный подбор соски); выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению.

От 6мес до 3лет (формирование прикуса временных зубов)

- массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании временных зубов; наблюдение за последовательным прорезыванием временных зубов и их установлением в зубной ряд; пластика укороченной уздечки языка; задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки, внеротовой тяги; борьба с вредными привычками – сосанием пальцев (накистевые, налоктевые повязки); выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к ортопеду; нормализация смыкания губ, носового дыхания, расположения нижней челюсти (с помощью лечебной гимнастики, вестибулярных пластинок, трейнеров); протезирование после хейлопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины;

Помимо общих мероприятий в периоде прикуса молочных зубов, в периодах смены зубов (начальный период смены зубов, конечный период смены зубов и в прикусе постоянных зубов) характерны свои профилактические мероприятия:

От 3 до 6 лет (сформированный прикус временных зубов)

- пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка; комплексы лечебной гимнастики для языка, нормализации смыкания губ; расположения нижней челюсти в покое и во время функций; применение вестибулярных пластинок и других профилактических аппаратов; борьба с вялым жеванием, отказом от употребления относительно жесткой пищи, обучение правильному глотанию; обучение правильному произнесению отдельных звуков речи; выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов; замещение отсутствующих зубов с помощью пластиночных протезов при множественной или полной адентии или их потере; наблюдение за глубиной резцового перекрытия и формой зубных дуг.

От 6 лет до 9 лет (начальный период смены зубов)

- наблюдение за последовательностью прорезывания первых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка; избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных зубов (чаще клыков); пластики уздечек языка; перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением ее основания в области межальвеолярной перегородки; удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов; обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции; замещение путем протезирования рано потерянных зубов; Удаление резко увеличенных аденоидов и небно-глоточных миндалин при выраженных нарушениях прикуса; нормализация носового дыхания с помощью вестибулярных пластинок и других приспособлений; применение комплексов лечебной гимнастики для нормализации носового дыхания, глотания, осанки; обучение у логопеда правильному произнесению отдельных звуков речи; нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции в случае привычного смещения; применение верхненагубной, подбородочной, поднижечелюстной пращи и внеротовой тяги с целью задерживания роста одной из челюстей в периоде прорезывания первых постоянных моляров и резцов; выявление индивидуальной макродентии, мезиального смещения боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса; определение ортодонтических показаний к последовательному удалению отдельных зубов по Хотцу; определение показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или резцов при выраженных зубочелюстных аномалиях; восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров, резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения; предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики; сошлифовывание эмали с дистальной поверхности коронок вторых временных моляров верхней челюсти при дистоокклюзии или нижней челюсти при мезиоокклюзии с целью нормализации смыкания первых постоянных моляров.

От 9 до 12 лет (конечный период смены зубов)

- удаление временных зубов при хроническом гранулирующем периодонтите, а также задержавшихся временных моляров и клыков; выявление индивидуальной макродентии, мезиального смещения боковых зубов, резко выраженных аномалий прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последовательного удаления по Хотцу отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в 5 периоде; определение ортодонтических показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или отдельных резцов при выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров; наблюдение за последовательностью прорезывания премоляров, вторых моляров и постоянных клыков и массаж в их области, выявление адентий вторых премоляров и решение вопроса о сохранении или удалении задержавшихся временных моляров; наблюдение за совпадением средней линии между верхними и нижними центральными резцами и срединной плоскостью лица; выявление ретенции постоянных клыков и вторых премоляров.

От 12 до 15 лет (период прикуса постоянных зубов)

- восстановление разрушенных постоянных зубов путем протезирования, замещение зубов после их потери и при множественной адентии путем зубочелюстного протезирования; выявление нарушений функций пищеварительной системы и направление пациентов к терапевту; определение нарушений оссификации скелета и направление пациентов к эндокринологу; выявление заболеваний пародонта и направление пациентов в пародонтологическое отделение.

Следующие периоды от 15 до 21 года (завершение прикуса постоянных зубов), от 21 до 40 лет (активная функция зубочелюстной системы), от 40 лет и старше (снижение функции зубочелюстной системы) относятся к прикусу постоянных зубов. Проведение профилактических мероприятий в эти периоды имеют свои аспекты, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных социально-профилактических мероприятий с целью сохранения и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов. Мероприятия по диспансеризации проводятся поэтапно. В зависимости от потребности в профилактической и лечебной работе на участке формируются группы ортодонтической диспансеризации, куда включаются дети в зависимости от выявленной патологии. Составляется план работы в каждой диспансерной группе и для каждого пациента. Далее ведется наблюдение и лечение, соответственно выбранной стратегии. В последующем высчитывается эффективность проделанной работы. Всего предложено распределять пациентов по четырем диспансерным группам.

Первая – дети с нормальным прикусом, правильным смыканием губ, с сохранением основных функций. Особое внимание обращается на общее развитие организма ребенка, формирование прикуса, поражение зубов кариесом.

Рекомендации – правильный уход за полостью рта, гигиенические оздоравливающие процедуры, рациональное питание.

Осмотр проводится один раз в год.

Вторая - дети, имеющие предрасположения для формирования зубочелюстных аномалий: вредные привычки, функциональные нарушения, последствия рахита, короткие уздечки губ и языка, мелкое преддверие рта, нестершиеся вовремя бугры молочных зубов.

Рекомендации – санация носоглотки, нормализация функций дыхания, глотания, речи; пластика уздечек языка и губ по показаниям, пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов, занятия ЛФК, замещение дефектов зубных рядов, стабилизация высоты прикуса.

Они активно наблюдаются в течение трех месяцев.

Осмотр проводится один раз в шесть месяцев.

Третья – дети, имеющие нерезко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезавшимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов.

Рекомендации – своевременное устранение этиологических факторов, правильное формирование функций с помощью вестибулярных пластинок, миогимнастики, корригирующей дыхательной гимнастики, профилактического зубного протезирования.

Осмотр проводится один раз в три месяца.

Четвертая группа – дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелин верхней губы и неба.

Рекомендации – устранение имеющихся аномалий с помощью ортодонтических лечебных аппаратов, корригирующей гимнастики.

Осмотр проводится один раз в месяц.

Контрольные вопросы

1. Объясните понятие термина «профилактика зубочелюстных аномалий»;

2. Назовите 10 периодов формирования зубочелюстной системы;

3. Сформулируйте комплекс общих профилактических мероприятий;

4. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 1-м возрастном периоде;

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести во 2-м возрастном периоде;

6. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 3-м возрастном периоде;

7. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 4-м возрастном периоде;

8. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 5-м возрастном периоде;

9. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 6-м возрастном периоде;

10. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в 7-м возрастном периоде;

11. Что такое диспансеризация ортодонтических пациентов. Принципы формирования диспансерных групп;

12. Какие средства профилактики применяют в диспансерных группах;

Литература

1. В.А. Дистель, В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер – «Основы ортодонтии» - М/Медицина 2001г с 94 – 98.

2. Зубкова Л.П. Хорошилкина Ф.Я. – Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии Учебник К. Здоровье 1993 С.343

3. Образцов Ю.Л. Ларионов С.Н. –Пропедевтическая ортодонтия. Учебное пособие С.П. Спец Лит 2007 стр 100 - 120

4. Хорошилкина Ф.Я. Персин Л.С. – Ортодонтия книга 1. Учебник М. Медицинская литература 2002 стр 36 – 53

5. Персин Л.С. – Ортодонтия. Учебник М. Медицина 2004 С.356

Методические рекомендации для внеаудиторной работы студентов

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Работа с литературой

2. Подготовка рефератов, докладов по теме раздела профессионального модуля

3. Составление схем анатомического строения зуба, тканей зуба

4. Составление схем кариесогенной ситуации в полости рта

5. Составление схем проведения методов фторидпрофилактики кариеса зубов

6. Составление схем анатомо-морфологического строения тканей пародонта

7. Составление схем, таблиц по теме «Заболевания пародонта»

8. Составление схем, таблиц анатомо-морфологических характеристик периодов развития зубочелюстной системы

9. Составление схем, таблиц строения слизистой оболочки полости рта, классификации заболеваний, факторов риска возникновения заболеваний слизистой оболочки

10. Отработка на фантомах навыков обследования пациента

11. Отработка на фантомах практических навыков проведения методов выявления ранних форм кариеса

12. Отработка на фантомах навыков применения реминерализирующих растворов

13. Изучение современных принципов лечения кариеса зубов

14. Отработка на фантомах навыков проведения аппликаций фторидсодержащими растворами

15. Отработка на фантомах навыков проведения метода покрытия зубов фторлаком, фторгелем

16. Отработка на фантомах навыков проведения метода герметизации фиссур зубов

17. Отработка на фантомах навыков для регистрации состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, РМА и др.

18. Отработка на фантомах навыков оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

19. Решение ситуационных задач

20. Решение тестовых заданий

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1) Особенности профилактики кариеса зубов у детей в период молочного, сменного и постоянного прикуса

2) Роль фторидов в профилактике кариеса зубов.

3) Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.

4) Особенности гигиены полости рта у пациентов с ортодонтическими и ортопедическими конструкциями.

5) Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных.

научно – исследовательская работа студентов

1. Анализ отечественных и зарубежных источников литературы, написание рефератов.

2. Разбор ситуационных задач.

3. Разработка мультимедийных иллюстраций изучаемого материала.

4. Подготовка памяток для детей и родителей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

5. Подготовка конспектов и проведение «урока здоровья» для детей раннего детского возраста.

учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины

литература

1. Грудянов А. И., Овчинникова В. В. Профилактика воспалительных заболеваний пародонта. – М.: МИА, 2007. – 80 с.

2. Кисельникова Л.П. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний у детей. - М.: МГМСУ, 2008. - 27с.

3. Кисельникова Л.П. Перспективы местного применения фторидов в клинической стоматологии. // Маэстро стоматологии, 2007. - №2 (26). - С. 18-22.

4. Кузьмина, И.Н. Профилактическая стоматология: Учебное пособие / И.Н. Кузьмина. – М., 2009. – 188 с.

5. Кузьмина, Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие / Э.М. Кузьмина. – М., 2001. – 216 с.

6. Курякина Н.В. «Терапевтическая стоматология детского возраста» / Изд-во НГМА, 2001 г.

7. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний): учеб. пособие / Н.В. Курякина, Н.А. Савельева. - М.; Нижний Новгород: Медицинская книга-Изд-во НГМА, 2005. – 284 с.

8. Леонтьев, В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. – М., 2006. – 416 с.

9. Леус, П.А. Профилактическая коммунальная стоматология / П.А. Леус. – М., 2008. – 444 с.

10. Лукиных Л.М. Кариес зубов (этиология, клиника, лечение, профилактика) 4 – е изд. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2004 – 186 с.

11. Лукиных Л. М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта. – М.: Медицинская книга, 2003. – 193 с.

12. Основы профессиональной гигиены полости рта: метод. указания / Л. Ю. Орехова. СПб.: СПбГМУ, 2004, 56 с.

13. Соловьева А.М. Гиперчувствительность дентина: проблема и пути ее решения. - Институт стоматологии. - 2010; №1:, с. 4-5.

14. Сунцов В. Г., Леонтьев В. К., Дистель В. А., Вагнер В. Д. Стоматологическая профилактика у детей. - Руководство для студентов и врачей. - М.,-Н. Новгород: Мед. кн. - Изд. НГМА, 2001. - 343 с.

15. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 2003. – 640 с.

16. Улитовский С. Б. Индивидуальная гигиена полости рта. Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ - М., 2005. - 192 с.

17. Улитовский С. Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 291 с.

18. Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии для студентов стоматологического факультета «Лечение и профилактика заболеваний тканей пародонта» / Тишков Д.С., Журбенко В.А., Ракова Т.В. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2012г. – С.96.

19. Учебно-методическое пособие для студентов, интернов, ординаторов, врачей «Лечебно – профилактические мероприятия и средства по уходу за полостью рта» / Рыжова И.П., Бартенева Т.В., Карлаш А.Е. Курск: КГМУ, 2007г. – С.72.

20. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 896 с. - (Серия «Национальные руководства»)

21. Хощевская И.А. Профилактика и лечение гиперчувствительности зубов у детей и подростков. – Клиническая стоматология.- 2014, №3, с. 28-32

Наши рекомендации