Зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные»

Цель занятия. Изучить факторы риска, определить их влияние на развитие и формирование зубочелюстных аномалий.

Продолжительность занятия – 2 часа

Конкретная задача: студент должен знать:

1. Эндогенные причины возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей:

- генетические факторы

- эндокринные факторы

2. Экзогенные причины возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей:

o пренатальные факторы

o интранатальные факторы

o постнатальные факторы

3. Влияние факторов на возникновение и формирование зубочелюстных аномалий

Исходный уровень знаний:

Эмбриогенез зубочелюстной системы. Анатомо-физиологические особенности полости рта новорожденного.

Основное содержание занятий:

Зубочелюстные аномалии возникают в результате сложного взаимодействия генетических и многообразных внешне средовых факторов, как общего, так и местного характера. Каждый из этих факторов в отдельности не может быть единственной причиной формирования аномалий. Кроме того, одни и те же факторы в зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, условий его жизни и воспитания, качества питания, состояния общего здоровья, уровня и гармоничности физического развития) могут приводить к формированию различных видов аномалий и их клинических вариантов.

Выделяют этиологические причины возникновения зубочелюстных аномалий. Эндогенные (химическое и физическое воздействие на эмбрион и плод в различные периоды внутриутробного развития, генетические факторы, на долю которых приходится 25% всех ЗЧА, эндокринные факторы). Экзогенные (пренатальные - до рождения ребенка, интранатальные - во время рождения и постнатальные - после рождения ребенка, общие, местные).

1. Рассмотрим подробнее эндогенные причины возникновения зубочелюстных аномалий:

1.1 Химическое и физическое воздействие на эмбрион и плод в различные периоды внутриутробного развития. Прием будущей матерью лекарственных средств, особенно в период беременности 1,5 – 2,5 месяца, может привести к врожденным нарушениям развития эмбриона, в частности к не сращению губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Заболевания беременной (хронические, инфекционные, эндокринные и другие), повышение температуры тела неблагоприятно сказываются на развитии эмбриона и плода, тоже относится к недостаточному питанию и низкому содержанию витаминов микроэлементов и других жизненно важных веществ. Применение некоторых антибиотиков, в частности тетрациклинового ряда, в период беременности нередко приводит к изменению цвета эмали у детей.

Пребывание будущих родителей в условиях неблагоприятной экологии (повышенная радиация, насыщение воздуха и воды химическими и бактериологическими элементами) может явиться одной из причин ЗЧА.

Неблагоприятная экология, стрессы, травмы могут обусловить неправильное развитие плода и зубочелюстные дефекты.

1.2.Генетические факторы:

В клинической практике чаще встречаются так называемые семейные особенности развития, т.е. нарушения, имеющиеся у одного или двух родителей либо у близких родственников. Ребенок наследует от родителей размер, форму, количество зубов, размеры и расположения челюстей, особенности мышц и функций мягких тканей (аномалийное прикрепление уздечек губ, языка, мелкое преддверие полости рта, диастема, адентия).

Ребенок может наследовать, к примеру, размер и форму зубов от матери, а размер и форму челюстей от отца (так, широкие зубы при узкой челюсти приведут к дефициту места в зубном ряду для отдельных зубов). Наследственные заболевания и пороки развития приводят к резкому нарушению строения лицевого отдела черепа (врожденное несращение верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, изменению эмали зубов тяжелые системные врожденные заболевания (эктодермальная ангидротическая дисплазия, остеохондродисплазия и т.д.) так же являются причиной развития ЗЧА. Синдром Стентона-Капдепона – это так же наследственное нарушение развития тканей зубов, которое приводит к формированию ЗЧА. По наследству могут передаваться аномалии размеров челюстей (макрогнатия, микрогнатия), а так же положение их в черепе (прогнатия, ретрогнатия).

1.3. Эндокринные факторы.

Действие эндокринных желез начинается на ранних стадиях внутриутробного развития эмбриона, поэтому нарушение их функций может стать причиной врожденных аномалий зубочелюстной системы.

Кора надпочечников начинает функционировать с 8-й недели эмбрионального развития, щитовидная железа – с 12-14 недели. Секреторная деятельность остальных желез внутренней секреции и гипоталамо- гипофизарной системы проявляется с 20-26-й недели внутриутробной жизни. Врожденная дисфункция коры надпочечников приводит к ускоренному развитию костей черепа, раннему прорезыванию зубов и формированию их корней. Усиленный рост челюстных костей сопровождается появлением трем между зубами.

При гипертиреозе – повышении функций щитовидной железы – наблюдается западение средней и нижней частей лица, что связано с задержкой сагиттального роста челюстей. Изменяются функции жевательных, височных и мышц языка, что приводит к нарушению смыкания зубных рядов, возможно также более раннее прорезывание зубов.

При гипотериозе запаздывает прорезывание временных и постоянных зубов, могут наблюдаться атипичные формы коронок зубов, уменьшение их размеров, ретенция зубов, гипоплазия эмали, позднее формирование корней. Возможно также уменьшение размера нижней челюсти. Возможна задержка прорезывания временных и постоянных зубов на 2-3 года. Отмечается адентия, атипичная форма коронок зубов, уменьшение их размера. Задерживается развитие челюстей, возникает их деформация.

При гиперфункции паращитовидных желез повышается сократительная реакция мышц, нарушение кальциевого обмена, происходит деформация челюстных костей, формируется глубокая резцовая окклюзия.

2.Экзогенные причины

2.1. Пренатальные факторы

К пренатальным общим относятся неблагоприятное состояние окружающей среды: дефицит фтора в воде, недостаточное ультрафиолетовое облучение, чрезмерный радиоактивный фон, неправильное положение плода, давление амниотической жидкости на плод, несоответствие между объемом амниона и плода, амниотические тяжи.

К пренатальным факторам местным можно отнести также работу беременной на вредном химическом производстве, в рентген кабинетах, тяжелую физическую нагрузку, вредные привычки, токсикозы беременных, стресс, вирусные заболевания (корь, краснуха).

2.2. Интранатальные - это осложненное течение родов - асфиксия, обвитие пуповиной, родовая травма центральной нервной системы, длительный безводный период, синдром дыхательных расстройств и др.

2.3. Постнатальные факторы:

· соматические заболевания в период созревания органов и систем - патология эндокринных желез,

· хронические заболевания дыхательной системы,

· патология ЛОР-органов,

· болезни обмена (рахит и др.),

· заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.

К постнатальным общим факторам относят также изменения в организме, обусловленные перенесенным рахитом, затрудненное носовое дыхание, гипертрофия небно-глоточных миндалин, наличие полипов в носу, искривление носовой перегородки, аллергические реакции в носоглотке. Аденоидные разрастания в 62,4% случаях приводят к развитию ЗЧА.

К местным факторам относят неправильно организованное искусственное вскармливание новорожденного, кормление детей старше 3-х лет мягкой пищей, вредные привычки, которые в 2 раза чаще приводят к формированию ЗЧА, кариес и его осложнения, удаление отдельных временных зубов, нарушения питания; врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата, деформации и аномалии развития позвоночника, нарушения осанки, врожденная мышечная кривошея, мышечные дистонии, системные заболевания скелета (врожденная хондродистрофия, хрящевая дисплазия, остеодисплазия и др.); повреждения и заболевания зубочелюстной системы одонтогенной и неодонтогенной природы - множественный кариес, травма, преждевременная утрата зубов, травма мягких тканей и лицевых костей·(в том числе операционная), остеомиелит, рубцовые деформации мягких тканей, опухоли и опухолеподобные образования и др.; нарушение структуры тканей и органов зубочелюстной системы - врожденные расщелины верхней губы и нёба, аномалии уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта, нарушение физиологической стираемости зубов, дефекты зубных рядов и др.; нарушение основных функций - сосания, глотания, жевания, речи, дыхания.

Контрольные вопросы:

1. Назовите эндогенные причины развития зубочелюстных аномалий

2. Механизм развития зубочелюстных аномалий под действием эндогенных причин

3. Влияние генетических факторов на формирование зубочелюстных аномалий

4. Влияние эндокринных факторов на формирование зубочелюстных аномалий

5. Назовите экзогенные причины развития зубочелюстных аномалий

6. Механизм развития зубочелюстных аномалий под действием экзогенных причин

7. Влияние пренатальных факторов на формирование зубочелюстных аномалий

8. Влияние интранатальных факторов на формирование зубочелюстных аномалий

9. Влияние постнатальных факторов на формирование зубочелюстных аномалий

Литература

1. В.А. Дистель, В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер – «Основы ортодонтии» - М/Медицина 2001г с 94 – 98.

2. Образцов Ю.Л. Ларионов С.Н. –Пропедевтическая ортодонтия. Учебное пособие С.П. Спец Лит 2007 стр 100 – 120.

3. Хорошилкина Ф.Я. Персин Л.С. – Ортодонтия книга 1. Учебник М. Медицинская литература 2002 стр 36 – 53 .

4. Персин Л.С. – Ортодонтия. Учебник М. Медицина 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«Роль вредных привычек в формировании зубочелюстных аномалий и способы их устранения. Значение нормализации функций жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте, санация полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей»

Цель занятия.

Нацелить внимание студентов на правильную организацию питания ребенка в грудном возрасте. Определить важность нормализации функций жевания, дыхания, глотания у ребенка в раннем возрасте. Указать важность своевременной санации полости рта и носоглотки.

Продолжительность занятия – 2 часа

Конкретная задача: студент должен знать:

1. Патогенез формирования зубочелюстных аномалий под влиянием вредных привычек.

2. Необходимость ранней профилактики зубочелюстных аномалий.

3. Важность нормализации функций жевания, дыхания, глотания у ребенка в раннем возрасте

4. Необходимость своевременной санации полости рта и носоглотки для предотвращения формирования зубочелюстных аномалий

Исходный уровень знаний:

1. Анатомо-физиологические особенности полости рта новорожденного.

2. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей.

Основное содержание занятий

Формирование зубочелюстных аномалий при нарушении основных функций - сосания, глотания, жевания, речи, дыхания, которые уже сформировались и закрепились как вредные привычки, относят к постнатальным факторам. Вредные привычки у детей являются одной из причин возникновения и развития зубочелюстных аномалий и деформаций. Они способствуют парафункции мышц, окружающих зубные ряды, смещению нижней челюсти, вызывают нарушение положения отдельных зубов и их групп, изменение формы зубных рядов, нарушения прикуса в сагиттальном, трансверсальном и вертикальном направлениях. Эти нарушения закрепляются с возрастом и нередко приводят к изменению формы лица. Вредные привычки разнообразны. Наиболее полные сведения в отечественной литературе были представлены В.П. Окушко, которая систематизировала разновидности вредных привычек.

Предложенная автором класссификация включает три группы.
I . Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции)

- привычка сосания пальцев;

- привычка сосания и прикусывания губ, щек, различных предметов;

- привычка сосания и прикусывания языка;

II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функциии)

-нарушение функции жевания;

- неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;

- ротовое дыхание

- неправильная речевая артикуляция;

III. Зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое

- неправильная поза тела и нарушение осанки;

- неправильное положение нижней челюсти и языка в покое;

Многие авторы подчеркивают, что обычно вредные привычки сочетаются друг с другом (например, сосание большого пальца руки, ротовое дыхание и неправильное глотание). В основном вредная привычка сосания наблюдается в младшем дошкольном возрасте. У отдельных детей она возникает после тяжелых инфекционных болезней, что можно объяснить повышением нагрузки на нервную систему в результате ослабления организма. По данным В. П. Окушко (1975), среди детей с вредными привычками дистальный прикус наблюдается у 47±4,6%, мезиальный — у 31,7±4,5%, нейтральный, в сочетании с аномалиями положения отдельных зубов и их групп — у 21,4±3,5%. Следует подчеркнуть, что сужение зубных дуг наиболее часто сочетается с вредными привычками у 78,6±3,5%. Ребенок рождается с безусловным рефлексом сосания. На 2—4-е сутки закрепляются условные рефлексы сосания и его активность постепенно возрастает. К 1,5—2 годам жизни функция сосания постепенно угасает и лишь у отдельных ослабленных детей, чаще у лишенных материнского тепла, угасание задерживается до 3 лет или не происходит. В связи с таким нарушением сосание превращается во вредную привычку, причем не зависит от чувства голода. Привычка сосания пальцев в основном большого пальца правой руки, реже левой, встречается чаще других вредных привычек. Нервное напряжение, эмоциональное беспокойство имеют значение при возникновении вредной привычки сосания. Такая привычка проявляется чаще у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, с целью предотвращения зубочелюстных деформаций, его необходимо правильно организовать: голова ребенка фиксирована на локтевом сгибе, отверстие в соске должно быть правильно подобрано для того, чтобы ребенок прикладывал усилие при сосании, бутылочку необходимо придерживать на весу, чтобы предотвратить давление горлышком бутылки на альвеолярные отростки.

Нередко вредная привычка сосания возникает после отнятия соски или отнятия от груди. Дети чаще сосут палец во время засыпания и пробуждения, но при выраженной вредной привычке сосут ночью и днем. Если привычка менее выражена, то отучить ребенка можно путем воздействия на его психику. В случаях более выраженных привычек сосания дети не контактны, стесняются своей привычки, но не в силах ее преодолеть. Наказывать таких детей не следует, резкие действия могут привести к замкнутости ребенка заиканию и другим нервным расстройствам. Палец, который сосет ребенок, тоньше других; на его коже нередко заметны кровоизлияния, ноготь истончен. Дети, подростки и взрослые во время сосания пальца отворачиваются, стараются найти укромное место, чтобы избежать насмешек окружающих.

Наиболее типичные зубоальвеолярные нарушения, развивающиеся в результате сосания пальца, заключаются в протрузии передних зубов верхней челюсти, зубоальвеолярном укорочении в этом участке. При длительном и интенсивном сосании нередко нарушается рост челюстей. Протрузия резцов чаще сочетается с образованием трем между ними, реже — с тесным их расположением. Выступание верхних резцов затрудняет смыкание губ и способствует ротовому дыханию.

В результате затрудненного носового дыхания, гипертрофии небно-глоточных миндалин, при наличии полипов в носу, при искривлении носовой перегородки, аллергических реакций в носоглотке, аденоидных разрастаний, у ребенка формируется не физиологический ротовой тип дыхания. Клинически это проявляется отвисанием нижней челюсти, образованием «двойного подбородка», указывающего на глоссоптоз (опускание языка на дно полости рта), «аденоидным» выражением лица, которое характеризуется широкой спинкой носа, сглаженностью носогубных складок, вялыми крыльями носа, апатичным взглядом, слегка опущенным, вынужденным положением головы.

При ротовом дыхании изменяется тонус круговой мышцы рта и щечных мышц, что способствует сужению верхнего зубного ряда и препятствует нормальной окклюзии. Нарушение миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области отражается на формировании лицевого скелета, развитии и тонусе мышц шеи, что, в результате перераспределения нагрузки, приводит нередко к нарушению осанки. Кроме того, возникает рефлекторное сокращение задних пучков височных мышц, нижняя челюсть смещается дистально, что способствует формированию и развитию дистоокклюзии.

При наличии сагиттальной щели (промежутка между передними верхними и нижними зубами) дети прикусывают нижнюю губу, что ведет к ретрузии нижних передних зубов и нижней челюсти и протрузии верхних передних зубов, щель между резцами еще более увеличивается. При ротовом дыхании нарушается пневматизация воздухоносных пазух черепа. При этом воздушная струя недостаточно увлажняется и обогревается, в результате чего бактериостатическое и бактерицидное действие слизистой оболочки полости носа ослабевает, дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них развивается трахеит, хронический бронхит.

Даже после устранения всех предпосылок и восстановления беспрепятственного прохождения воздушной струи по носовым ходам, ребенок продолжает дышать ртом, потому что у него выработалась вредная привычка «ротовое дыхание». Сочетание вредных данных привычек ведет к еще большей деформации челюстно-лицевой области. Зубные ряды деформируются по форме пальца, расположенного между ними. Если попросить ребенка показать, как он сосет палец, то можно убедиться в этом. Длительное сосание пальца и его давление на коронки зубов, альвеолярные отростки приводят к дистальному смещению нижней челюсти, задерживанию ее роста. Этому способствует мезиальное перемещение верхних боковых зубов в область более узкой части зубной дуги. Первые постоянные моляры нередко поворачиваются по оси вокруг их небного корня, что способствует стойкому удлинению верхней зубной дуги.

Сужение верхнего зубного ряда, возникающее в результате повышения отрицательного давления в полости рта при сосании большого пальца, усиливается. При этом превалирует давление щечных мышц на верхний зубной ряд, так как зубные ряды разобщены, а язык опущен и прилегает к нижнему зубному ряду.

Сужение верхнего зубного ряда нередко приводят к развитию перекрестного прикуса. Формируется глубокий купол неба («готическое небо»), деформируется дно носовой полости, искривляется носовая перегородка, что затрудняет носовое дыхание. Вредная многолетняя привычка сосания большого пальца приводит к нарушению осанки — наклону головы вперед, изменению в шейном участке позвоночника в результате нарушения функции мышц, окружающих зубные ряды, а также мышц супра- и инфрахиоидальных групп, межреберных. Последствием таких нарушений является уменьшение жизненной емкости легких, нарушение функции дыхания, кровообращения.

В связи с этим вопросы ранней профилактики зубочелюстных аномалий, обусловленных вредной привычкой сосания большого пальца, приобретают социальное значение.

Кроме большого пальца, дети нередко сосут один или несколько других пальцев. Однако следует подчеркнуть, что положение пальцев в полости рта всегда одно и то же у каждого ребенка. В результате сосания пальцев в зависимости от их расположения могут возникнуть привычное смещение нижней челюсти вперед, в сторону и мезиальный или перекрестный прикус при сосании согнутого указательного пальца или при расположении 1—2 пальцев в области угла рта. Изменяется также расположение языка. Как правило, он расположен на дне полости рта, а наличие выраженной супраментальной борозды указывает на ретрогнатию нижней челюсти и глоссоптоз.

После принятия мер к отучению от вредной привычки сосать палец у некоторых детей возникает другая вредная привычка — сосать язык. Эта привычка менее заметна для окружающих, но отучить от нее еще труднее, так как она проявляется во время сна и трудно выявляется родителями.

Привычка сосания и прикусывания губ, щек, различных предметов. Дети чаще сосут нижнюю губу, располагая ее между зубами. Под воздействием этой привычки наблюдаются вестибулярное отклонение верхних резцов, образование между ними трем. Л. В. Ильина-Маркосян, Т. М. Кучумова, В. Planes высказали мнение о том, что возникновение болей в височно-нижнечелюстных суставах способствует возникновению привычки прикусывать нижнюю губу, удерживая нижнюю челюсть в более удобном положении. Длительное прикусывание нижней губы приводит к скученному положению нижних передних зубов. Значительное нервное перенапряжение, страх, переживания ребенка могут выражаться в сильном прикусывании нижней губы. В случае прикусывания половины нижней губы нарушения менее выражены. Такая привычка способствует одностороннему отклонению верхних передних зубов и образованию более выраженной диастемы. Однако такая привычка вызывает сопутствующие функциональные нарушения в зубочелюстной области, и отучить от нее подростков трудно.

Сосание или прикусывание верхней губы приводит к ретрузии верхних резцов, тесному их расположению, недоразвитию зубной дуги, протрузии нижних резцов с наличием между ними трем, привычному выдвижению нижней челюсти. Кроме того, нередко она сочетается с неправильным глотанием и нечетким произношением звуков. Эта привычка особенно неблагоприятна при наличии условий, предрасполагающих к развитию мезиального прикуса (ранняя потеря отдельных верхних временных зубов, адентия верхних боковых резцов, вторых премоляров, семейная особенность развития мезиального прикуса).

Сосание щек или их втягивание внутрь полости рта и прикусывание чаще вызывает развитие симметрично выраженного нарушения прикуса. Лишь в редких случаях наблюдается одностороннее нарушение. Названная привычка нередко является следствием ранней потери молочных моляров. Втягивание щек и одновременное прокладывание боковых участков языка в дефекты зубных дуг постепенно закрепляется.

При прорезывании премоляров нередко в их области сохраняется зубоальвеолярное укорочение и как следствие формируется дизокклюзия. При осмотре пациентов, всасывающих и прикусывающих внутреннюю часть щек, на слизистой оболочке и на боковой поверхности языка бывают, заметны валики с отпечатками коронок боковых зубов и кровоизлияния. Сосание угла подушки, одеяла, воротника обычно сопровождается поворотом головы в сторону. Зубные ряды формируются, как правило, асимметрично.

Вредную привычку грызть ногти наблюдают у детей нервных, боязливых, неуравновешенных. Нередко такая привычка является подражанием соученикам. Из различных предметов дети чаще держат карандаш или ручку между резцами; при этом возникают тремы, диастема. Нередко отмечается привычка грызть семечки, что вызывает отклонение осей центральных резцов, появление узур на режущих краях резцов.

Постоянное употребление детьми жевательной резинки может приводить к возникновению вредной привычки давления языком на зубы, что также изменяет наклон зубов и способствует изменению их расположения.

Привычка сосания, прикусывания и прокладывания языка между зубными рядами может быть самостоятельной или сочетаться с другими. Матери детей, имеющих такую привычку, отмечают, что сосание языка, чаще наблюдаемое во время сна, сопровождается значительным напряжением мимических мышц, губы бывают плотно сжатыми, морщинистыми, заметно соприкосновение языка с нижней губой, которая нередко втягивается между зубами. В утренние часы во время пробуждения ребенка его подушка бывает мокрой от слюны. Кончик языка у таких детей гладкий, сосочки не выражены, иногда заметны точечные кровоизлияния. Неправильное положение языка, особенно его кончика, постепенно закрепляется. Под его давлением смещаются зубы, развивается аномалия прикуса.

Наличие увеличенных небно-глоточных миндалин и других разрастаний аденоидной ткани приводит к переднему положению языка, нарушению дыхания. При этом не только кончик, но и корень языка смещается вперед, что обеспечивает прохождение воздушной струи через носоглотку; кончик языка распластывается между верхними и нижними резцами. Привычка держать язык между зубными рядами нередко наблюдается и при укороченной или неправильно прикрепленной уздечке, ограничивающей его подвижность. Нередко наблюдается гипертрофия кончика языка, изменяется акт глотания, развивается сигматизм (шепелявость). Такие нарушения становятся причиной развития дизокклюзии и сопутствующих функциональных нарушений в челюстно-лицевой области. Причиной чаще всего является ранняя потеря отдельных боковых зубов, адентия вторых премоляров или их стойкая ретенция. Еще реже наблюдаются случаи, когда дети загибают кончик языка кзади и прикусывают боковые участки языка. У таких детей значительно выражена гипертрофия языка, а это в свою очередь является причиной, приводящей к стимулированию роста нижней челюсти, поскольку именно на нее оказывает давление язык. Постепенно развивается мезиальный прикус, между нижними передними зубами возникают промежутки. Этому способствует давление языком на зубы. На кончике языка появляются отпечатки передних зубов.

Поскольку нарушения прогрессируют и к ним присоединяются другие функциональные расстройства: нечеткое произношение звуков речи, неправильное глотание, ротовое дыхание, необходимо своевременно выявлять наличие у ребенка вредных привычек и вовремя их устранять

Детям, у которых привычка сосать палец привела к зубоальвеолярной протрузии на верхней челюсти или зубоальвеолярной ретрузии на нижней челюсти и сужению верхнего зубного ряда с тенденцией к развитию дистального прикуса, осложненного резцовой дизокклюзией назначают стандартную вестибулярную пластинку, которая помогает отучить их от вредной привычки. Как правило, это относится к детям во временном прикусе. Преимущество стандартных вестибулярных пластинок в их доступности для массового применения, общем экономическом эффекте и экономии времени врача. Их применение в детских садах имеет целью борьбу с вредными привычками и главное их последствиями.

Для устранения вредных привычек необходимо проводить комплекс общих оздоровительных мероприятий — санацию носоглотки, пластику укороченной или неправильно прикрепляющейся уздечки языка.

У родителей детей с вредной привычкой сосания пальца нужно собрать подробный анамнез о способе вскармливания ребенка, длительности пользования соской и длительности вредной привычки, ее периодичности в течение суток, а также о характере ребенка, реактивности его нервной системы, об окружающей среде. Детей с повышенной возбудимостью нервной системы важно направлять на консультацию к невропатологу.

Родителям рекомендуют наряду с психотерапией (путем убеждения, внушения, постоянного спокойного напоминания) применять фиксирующую локтевую шину, надевать детям рукавички. Локтевые шины готовят из полиэтиленовых лент или бутылочек. При помощи ножниц вырезают шину нужной формы и делают прорези для шнура. К внутренней поверхности шины, прилегающей к руке ребенка, прикрепляют мягкую прокладку из поролона, фланели или марли с тонким слоем ваты. При пользовании такой шиной в течение 2—5 месяцев удается отучить ребенка от этой вредной привычки.

В случае привычки сосать палец не только ночью, но и в дневное время рекомендуется применять аппарат Дековой, действие которого основано на болевых ощущениях при сосании пальцев. Принцип действия этого аппарата заключается в рефлекторном влиянии болевого фактора. Разновидности аппарата Дековой выбирают в зависимости от способа расположения пальца при сосании. Действующая часть аппарата (площадка с шипами, выступающими при надавливании на нее пальцем и вызывающими болевое ощущение) располагается в пластинке либо для верхней, либо для нижней челюсти.

В результате пользования этим аппаратом в течение 1—3 месяцев дети отвыкают от вредной привычки сосать палец. Нужно отметить, что если вредная привычка устранена до 3-х лет, возможна саморегуляция зубочелюстной аномалии, которая сформировалась из-за имеющейся вредной привычки. Для предотвращения зубочелюстных аномалий и деформаций, формирующихся под воздействием вредных привычек широко применяют комплекс миогимнастики. Занятия миогимнастикой наиболее эффективны с 4-х до7-ми лет.

Контрольные вопросы

1. Факторы риска возникновения вредных привычек

2. Клинические проявления деформаций зубочелюстной системы, которые вызваны вредными привычками

3. Какие аномалии зубочелюстной системы возникают под действием вредных привычек

4. Диагностика аномалий и деформаций зубочелюстной системы, вызванных вредными привычками

5. Профилактика и методы лечения зубочелюстных аномалий, вызванных вредными привычками.

Литература

1. Зубкова Л.П. Хорошилкина Ф.Я. – Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии Учебник К. Здоровье 1993 С.343

2. Хорошилкина Ф.Я. Персин Л.С. – Ортодонтия книга 1. Учебник М. Медицинская литература 2002 стр 36 – 53

3. Персин Л.С. – Ортодонтия. Учебник М. Медицина 2004

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

«Аномалии развития слизистой оболочки рта – фактор риска

Наши рекомендации