Понятие о симптоме и синдроме( по л. о. бадаляну)
Нарушения функций нервной системы, которые могут быть следствием каких-то заболеваний, патологических состояний, развившихся после перенесенных заболеваний, травм нервной системы, врожденных нарушений развития, проявляются в виде каких-либо отклонений от нормального функционирования той или другой функциональной системы или того или иного отдела нервной системы. Эти отклонения от нормального функционирования есть признак, или симптом, патологического состояния. Например, головная боль может быть симптомом повышения внутричерепного давления, невозможность совершить движение рукой или ногой — признаком их паралича, а отсутствие самостоятельной речи у ребенка 3—4 лет — признаком нарушения речевого развития. Один и тот же симптом может наблюдаться при различных заболеваниях или патологических состояниях. Например, головная боль может быть результатом повышения внутричерепного давления при опухоли мозга. Но она может иметь место и при многих других заболеваниях (грипп, менингит и т.д.). Отсутствие или ограничение движения в конечностях как симптом паралича может быть следствием черепно-мозговой травмы или травматического повреждения непосредственно ствола нерва. Но оно может быть и следствием различных заболеваний: опухоли головного или спинного мозга, воспаления головного (энцефалит) или спинного (миелит) мозга, нарушения кровообращения в головном или спинном мозге, дегенеративного процесса и т.д. Отсутствие самостоятельной речи у ребенка как симптом задержки речевого развития может быть следствием различных патологических состояний: моторной алалии, сенсорной алалии глухоты, глубокой умственной отсталости.
Нередко поражение какого-либо отдела нервной системы проявляется в форме совокупности симптомов. Например, поражение мозжечка проявляется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, нарушением равновесия и т.д. Такое патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов, называется синдромом, или симптомокомплексом. Как правило, поражению определенного отдела нервной системы соответствует определенный характерный синдром. Многим заболеваниям также нередко соответствует определенный комплекс признаков — синдром, причем в этом случае под синдромом понимают не случайный набор различных признаков заболевания, а именно устойчивый, характерный для этого заболевания, комплекс признаков. Например, для менингита (воспаление мозговых оболочек) типичен следующий синдром: повышенная температура тела, головная боль, рвота, гиперестезия (повышенная чувствительность к тактильным, световым и слуховым раздражениям), специфические симптомы раздражения мозговых оболочек. При менингите могут отмечаться многие другие симптомы заболевания, но именно перечисленные симптомы являются наиболее устойчивыми, встречающимися чаще других, характерными именно для этого заболевания. Комплекс этих симптомов составляет так называемый менингеальный синдром.
Вопрос 42 Пути установления неврологического диагноз: жалобы, анамнез,
Неврологический осмотр.
Установление неврологического диагноза основывается на результатах исследования больного, которое проводится по определенной схеме:
· анамнестические данные;
· клинико-неврологические данные;
· инструментальные и лабораторные методы.
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ включают паспортную часть, жалобы, анамнез болезни и анамнез жизни.
Паспортная часть. Фиксируются фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства и учебы.
Жалобы. Выясняют характер расстройств, их локализацию, интенсивность, длительность, периодичность; факторы, усиливающие или ослабляющие расстройство.
Анамнез болезни (отлат.anamnesis –история).Указывается время появления первых симптомов, характер их развития (внезапный, постепен- ный, рецидивирующий), ведущие признаки (боли, параличи, судороги), связь заболевания с предшествовавшими факторами (инфекции, травмы, переохлаждение), последовательность возникновения и развития симптомов. Данные о лечении и его эффективности. Выясняют наследственную предрасположенность к заболеванию.
Анамнез жизни. Выясняют особенности протекания беременности и родов у матери, вид вскармливания, развитие в раннем возрасте; в каком возрасте начал ходить, говорить. Перенесенные заболевания, наличие эпилептических припадков, недержания мочи, снохождения, черепно-мозго- вые травмы. Успеваемость в школе.