Глава 1 методические указания по написанию курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТ…………………………………………………………………...
ГЛАВА 4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДОВЫХ ДОКЛАДОВ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….
   
   
   

ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3; согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утвержденное Правительством РФ от 18.07.2008г. № 543, а также

– Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. «Лечебное дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 28 » октября2009 г. № 472 зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 8 декабря 2009 года №15432,

– Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12 » ноября 2009 г. № 589 зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 11 декабря 2009 года № 15542 , курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

2. Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в рамках профессионального модуля в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

3. Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;

– углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

– ормирования умений использовать справочную, нормативную и правовую информацию;

– формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

– развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– подготовки к государственной итоговой аттестации (далее ГИА).

4. Курсовая работа выполняется в сроки, определенные учебным планом по специальности.

5. Основанием для допуска к защите курсовой работы являются:

– оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к написанию курсовых работ требованиями;

– рецензия руководителя работы (приложение 1)

Допущенная к защите курсовая работа является, наравне с другими итоговыми зачетами, основанием для допуска студента к экзаменационной сессии.

Организация разработки тематики курсовых работ

1. Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями дисциплин, профессиональных модулей, в рамках которых выполняется данная работа, рассматривается и принимается соответствующими цикловыми комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе или лицом, исполняющим его обязанности.

Студенты могут предложить свою тему, обосновав при этом целесообразность ее выполнения и соответствие изучаемой дисциплины.

2. Тема курсовой работы должны удовлетворять следующим требованиям:

– быть конкретной, ее формулировка не должна дублировать название разделов учебника, учебного пособия или руководства;

– соответствовать задачам теоретической и практической подготовки специалиста;

– учитывать состояние и перспективы развития сестринского дела;

– должна быть направлена на решение конкретных задач, стоящих перед организациями здравоохранения;

– носить характер самостоятельного исследования, выполненного лично студентом;

– плагиат при выполнении курсовой работы запрещается.

3. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

Этапы выполнения курсовой работы

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы состоит из ряда последовательных этапов:

Первый этап – подготовительный, включает в себя разработку программы исследовательской деятельности:

– выбор темы курсовой работы и утверждение ее руководителя;

– изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

– составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов);

– составление первоначального списка литературы (источников) по теме работы;

– определение методов исследования (анализ архивных документов, интервью, опрос, наблюдения и др.), базы исследования.

Студент составляет и согласовывает с руководителем график работы над курсовой работой.

Второй этап:

– изучение необходимой литературы и других источников информации по теме, фиксация на их основе нужной информации;

– изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).

Третий этап: - основной, включает:

– написание обзора литературы, грамотное изложение состояния изучаемого вопроса;

– написание введения и теоретической части курсовой работы;

– оформление практического раздела курсовой (таблицы, графики, схемы и т.д.), если работа носит практический характер;

– обсуждение полученных результатов исследований с обоснованием каждого вывода;

– сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, литературными данными;

– подготовка общих выводов по теме курсовой работы, предложений и рекомендаций.

Четвертый этап - итоговый, предполагающий оформление результатов, включает в себя:

– предварительно обсуждение курсовой работы;

– окончательное оформление курсовой работы;

– представление работы руководителю;

– подготовка к публичной защите.

Требования к структуре курсовой работы

По содержанию курсовая работа может носить реферативный и практический характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста, исключая список литературы и приложения.

По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

– введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

– теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

– заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

– списка использованных источников (литературы);

– приложения.

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

– введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

– основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

– вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

– заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

– списка использованных источников (литературы);

– приложения.

Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:

титульный лист ( Приложение 1);

содержание;

введение;

основная часть;

заключение;

список сокращений;

список использованных источников (литературы);

приложения.

Введение.

Во введении курсовой работы описывается научный аппарат, т. е. актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект, методы исследования. Каждый компонент научного аппарата излагается с новой строки.

Например:

Актуальность исследования определяется тем, что...

Цель исследования –

Предмет исследования –

Актуальность темы. Актуальность темы исследования – это 2-3 предложения, которые анонсируют вашу работу. Должно быть показано теоретическое и практическое значение темы, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке.

Например:

В современной (какой) медицине особую остроту (актуальность) приобретает проблема (чего), показать почему (можно дать статистические данные).

Внимание медиков практического здравоохранения привлекают вопросы (чего), которые необходимо решить.

Цель исследования – это описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы.

Цель работы формулируется с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, выявить основные, рассмотреть и т.д. Цель курсовой работы скрыта в названии работы.

Пример:

Курсовая работа на тему: «Оценка качества работы среднего медицинского персонала акушерского отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская центральная районная больница».

Цель исследования: Провести оценку качества работы среднего медицинского персонала акушерского отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская центральная районная больница».

Задачи исследования – это составные части цели исследования. Следует выделить 2-3 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели исследования.

Задачи вытекают из цели: «Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи» и формулируются в виде глаголов.

Пример:

Задачи исследования:

1. Изучить данные литературных источников по оценке качества работы среднего медицинского персонала ЛПУ РФ.

2. Оценить качество работы среднего медицинского персонала акушерского отделения МУЗ «Саткинская центральная районная больница».

3. Оценить удовлетворенность пациентов качеством полученной медицинской помощи в условиях акушерского отделения МУЗ «Саткинская центральная районная больница».

4. Разработать практические рекомендации (на основании полученных результатов исследования) для деятельности старшей медицинской сестры акушерского отделения МУЗ «Саткинская центральная районная больница» по улучшению качества работы среднего медицинского персонала.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования могут быть испытуемые (люди), кабинет(ы), отделение(я), лечебно-профилактические отделения и т.д. Предмет зависит от цели исследования и является частью объекта. Предметом исследования может быть деятельность персонала, школа здоровья, психологическое явление и др. Например:

Тема курсовой работы – «Реализация национального проекта «Здоровье» на территории Саткинского района».

Объект исследования: Национальный проект «Здоровье»

Предмет исследования: Итоги реализации национального проекта «Здоровье».

Методы исследования выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом работы.

Выбор методов исследования совершается дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от цели и задачи исследования отбираются методы различного анализа научных текстов (проблемный, сравнительный, критический и др.), обобщения, схематизации и т.д.

При изучении практики отбираются методы: наблюдения, беседы, опроса и т.д. От правильности выбора метода зависит успех всего исследования.

Например:

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Анализ учетно-отчетной документации ЛПУ.

3. Текущее наблюдение.

4. Анкетирование.

5. Тестирование.

6. Статистическая обработка данных.

Основная часть.

В основной части студенту необходимо раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала, а также грамотно описать материал и методы проведённого исследования. Обзор литературы должен содержать логичное (в хронологическом или другом порядке) рассмотрение различных аспектов темы исследования, не должно быть беспорядочного изложения точек зрения различных авторов.

При написании данного раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена курсовая работа, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.

Важно помнить, что для написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллете- ни и др.

Исследовательская часть курсовой работы является обязательным ее компонентом. Ее содержание должно полностью соответствовать поставленной в работе цели и выбранным для ее достижения задачам.

Обычно для раскрытия темы в курсовой работе достаточно двух глав (теоретической и исследовательской), которые делятся на параграфы. Использование подпараграфов не рекомендуется. Каждая глава начинается с новой страницы. Каждая глава должна иметь свое содержательное название, как и параграфы. Теоретическая часть не может носить такие названия, как «Теоретическая часть» или «Обзор литературы». Ее заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теоретическим материалом. То же самое относится и к исследовательской части. Основная часть должна занимать большую часть работы.

В теоретической части дается обзор источников в соответствующей отечественной и зарубежной литературе по данной конкретной теме (проблеме), по которой студент оформляет собственное отношение к проблеме. Необходимо показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной практике.

Изложить сходство и различия точек зрения (установок, применения). Показать в чем новизна вашего исследования. В конце главы нужно сделать краткое резюме по данной главе.

При работе над основной частью необходимо:

– использовать специальную терминологию,

– правила цитирования и приведения библиографических ссылок,

– правила оформления таблиц, иллюстративного материала, формул.

Использование специальных терминов должно быть обоснованным и правильным. Необходимо, чтобы используемые термины соответствовали принятой терминологии на текущий момент. Главная задача научного текста в том, чтобы с его содержанием познакомились и поняли ход мыслей автора. Каждому малоизвестному или недостаточно понятному термину в тексте необходимо дать пояснение. Тем более это обязательно для всех вновь вводимых терминов.

В обзоре литературы возможно использование цитат с обязательной ссылкой на автора. Необходимые по теме работы факты из литературы так же требуют ссылки на авторов.

Например:

«Адекватная оценка качества медицинской помощи – одна из важнейших проблем управления здравоохранением в новых экономических условиях» [6, с. 16].

В тексте курсовой работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять:

– математический знак (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– математические знаки без числовых значений, например > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер), % (процент); индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

Перечень допускаемых сокращений слов установлен соответствующими стандартами (ГОСТ 7.12-93). Если принята особая система сокращения слов или названий, то перечень принятых сокращений, который помещают после заключения.

В исследовательской части приводятся результаты собственных исследований:

– характеристика объектов и методов исследования,

– полученные результаты и их анализ,

– статистическая обработка результатов исследования,

– иллюстративный материал.

Таблицы, графики, диаграммы могут быть включены в основную часть работы и описаны. При большом их объеме допускается включать в приложения.

Заключение.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы; здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по практическому использованию выводов работы и возможности использования полученных результатов в других научных исследованиях.

Обычно для курсовой работы достаточно написания заключения в форме выводов по проделанной работе. Выводы являются концентрацией основных положений работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие из материалов работы. Они должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач.

Они логически должны вытекать из поставленных задач и соответствовать им по количеству и содержанию. В случае емкой поставленной задачи можно сделать несколько выводов.

Например:

Выводы:

1. На современном этапе оценка качества работы среднего медицинского персонала в ЛПУ РФ занимает ведущее место в повышении эффективности деятельности медицинских учреждений. Оценка качества работы медперсонала является эффективным способом повышения качества медицинской помощи и улучшения состояния здоровья населения страны. Методики оценки качества сестринской помощи существуют, но они не совершенны и требуют доработки.

2. Оценка качества работы среднего медицинского персонала по основным показателям деятельности акушерского отделения МУЗ «Саткинская ЦРБ» выявила 100% отсутствие постманипуляционных осложнений у пациентов, 100% результат отрицательных проб бактериологических исследований у процедурных медсестер. В работе палатных медсестер за 2013 год при бактериологическом исследовании воздуха на общую обсемененность и стафилококк выявлен положительный результат и 2 зарегистрированных случая внутрибольничного кандидоза в 2012 году.

3. Оценка удовлетворенности пациенток качеством полученной медицинской помощи в условиях акушерского отделения МУЗ «Саткинская ЦРБ» показала, что пациентки удовлетворены работой медицинского персонала, степень профессионализма среднего медицинского персонала оценили высоким (62%) и средним (38%), отметили положительные этико- деонтологические качества (внимание (72%), доброжелательность (70%), забота о пациентах (48%), милосердие (44%)), а также отметили аккуратный внешний вид персонала.

4. С целью повышения качества работы среднего медицинского персонала разработаны практические рекомендации: чаще пополнять резерв аптеки по больнице лекарствами, выделить определенное время и место для проведения бесед и лекций со всеми пациентками сразу, улучшение материально-технического оснащения отделения, снизить нагрузку на акушерский персонал.

Предложения (практические рекомендации) должны вытекать из полученных результатов работы, быть адекватными, реальными и полезными для практического здравоохранения.

Список использованных источников. В конце курсовой работы должен быть приведен список использованных источников (приложение 2). Список литературы в алфавитном порядке должен содержать следующие источники:

1. Монографии и учебники – указывается фамилия(и) автора(ов), полное наименование работы, место издания, название издательства, год издания, страницы.

2. Научные статьи – указывается автор(ы), полное название статьи, наименование источника, год выпуска, номер издания.

3. Интернет ресурсы.

Если источник опубликован под редакцией автора, то сначала указывается название источника, затем – фамилия ответственного редактора. Список литературы должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы. При использовании материалов сети Internet должен быть указан полный адрес источника.

Общие положения

Положение «О выпускной квалификационной работе» составлено с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профильным для техникума специальностям (далее ФГОС СПО), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Положение регламентирует организацию и содержание работы в ГБОУ СПО «Саткинский медицинский техникум» по подготовке студентами выпускных квалификационных работ и их защите в рамках государственной итоговой аттестации.

Цель Положения – помочь студентам качественно выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с современными требованиями науки, медицины и своевременно, а также профессионально подготовить ее к защите на государственной экзаменационной комиссии.

Положение определяет порядок выбора студентом темы работы и ее утверждения, общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе, освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению, определяют обязанности руководителя и рецензентов, порядок внутреннего и внешнего рецензирования и защиты выпускной квалификационной работы.

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ(Приложение 7)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (литературы);

ПРИЛОЖЕНИЕ(я)(если они имеются).

Введение

Введение – это вступительная часть ВКР.

Во введении указываются:

– актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме ВКР;

– формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы;

– характеризуется структура работы;

Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы. Введение к ВКР в обязательном порядке содержит следующие элементы:

Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.

Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что ...».

Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель выпускной квалификационной работы – ...» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) ...

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

– обоснование новых методов диагностики;

– обоснование симптоматических закономерностей;

– выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;

– обоснование новых форм, методов и средств лечения;

Задачи ВКР

Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы.

Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

содержание деятельности исследователя «частный» предмет деятельности
изучить условия
исследовать факторы
проанализировать подходы
рассмотреть роль
обосновать значение
объяснить место
выявить средства
проанализировать литературу
разработать возможности
определить целесообразность
проверить на практике приемы
доказать технологии
показать причины
апробировать критерии
выработать и т.д. особенности и т.д.

Объект и предмет ВКР

Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Объектом исследования не может быть человек; это лечебный процесс, явление, факт. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению.

Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев). Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.

Информационная база для написания ВКР (источники информации). Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по ... », «Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы ... ».

Методы исследования. Метод – это способ достижения цели. Для решения любой научной проблемы используются не одни, а несколько методов. Результаты исследования тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Их выбор зависит от области науки, от темы, проблемы, гипотезы, цели и задачи исследования.

При выполнении учебно-исследовательской работы часто применяются методы наблюдения и методы, связанные с опросом (анкетирование, интервьюирование, беседа).

Гипотеза исследования. Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!

Гипотеза формулируется следующим образом:

ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ.

ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что...

ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА ...

В опытно-практической и теоретической работах гипотезы может не быть.

Практическая значимость исследования. Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.

Структура работы. В данном элементе указывается из скольких глав состоит работа, дается и приводится краткое содержание глав.

Основная часть

Основная часть работы состоит, как правило, из двух логически связанных глав. Главы могут подразделяться на параграфы. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав и параграфов.

Глава 1 – теоретическая часть – содержит обзор литературы и анализ работ предыдущих исследователей по данной теме.

Если позволяет тема ВКР то дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.

На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и

совершенствования теории в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме ВКР.

В главе 2 – практическая часть – приводятся результаты собственных исследований: характеристика объектов и методов исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования, иллюстративный материал.

Рекомендуемый объем основной части 25-30 страниц.

Заключение

В заключении нужно кратко обобщить материал, изложенный в основной части.

В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.

Во второй части заключения необходимо дать краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).

Кроме того, заключение должно включать:

– выводы по тем или иным спорным вопросам, научным дискуссиям;

– оценки перспективам развития исследуемого явления;

– указание на практическую ценность работы (при наличии таковой);

Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении ВКР.

Объем заключения должен составлять 3-5 стр.

После заключения помещается список сокращений.

Список сокращений

Если принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ». Перечень включают в содержание документа. Список сокращений располагают в алфавитном порядке.

Примечание.

В тексте слова первоначально должны быть написаны полностью и только потом сокращены.

Например, ……детский церебральный паралич (ДЦП)… . Далее по тексту везде пишут и выносят в список сокращений – ДЦП.

Приложения

В приложения выносятся материалы, которые иллюстрируют содержание работы, не перегружая ее основной текст. В качестве приложений помещаются нормативные акты, истории болезни, бланки анкетирования и т.д. В основном тексте работы должны содержаться ссылки на все приложения.

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТ

Общие требования

Работа должна быть представлена в форме распечатки на принтере. Текст ВКР печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) книжной ориентации. Листы вкладываются в папку с файлами.

Основные параметры страницы текста: верхнее и нижнее поле – 20мм; левое поле – 30 мм; правое поле – 15 мм. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 1,25.

В тексте используется шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – полуторный, режим переноса – автоматический.

Листы документа нумеруют. Нумерация страниц снизу по центру, начиная со 2 страницы, титульный лист не нумеруется.

По объему работа занимает 40-60 страниц.

На последней странице помещается «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», минимальный объем которого для ВКР – 25 источников.

Оформление содержания

Слово «СОДЕРЖАНИЕ»записывается в видезаголовка по центру заглавными буквами, и выделяют полужирным.

При оформлении содержания последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок. Номер страницы проставляют справа арабской цифрой без буквы «с» и знаков препинания.

Оформление заголовков

Наименования глав оформляются шрифтом Times New Roman,14 п, полужирный. Все буквы прописные, выравнивание по центру. Наименование параграфов (разделов) оформляются шрифтом Times New Roman,14 п, полужирный. Первая буква прописная, остальные буквы строчные, выравнивание по центру. В заголовках в конце предложения точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. После заголовка делается пропуск 1 строки, далее печатается текст, соблюдая абзацы.

Например:

ГЛАВА 1 МИГРЕНЬ КАК НЕОТЛОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ В ПРАКТИКЕ ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Мигрень (гемикрания) – в переводе с французского означает «боль в половине головы». Это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступами пульсирующей головной боли в одной из половин головы, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или двусторонней локализации.

Приступ сопровождается тошнотой, рвотой, фото- и фонофобией. Характерны повторяемость и наследственная предрасположенность.

1.1 Этиология и патогенез

Патогенез мигрени не до конца изучен; существует несколько различных теорий.

Оформление иллюстраций и таблиц

Таблицы, схемы и рисунки размещаются внутри текста работы после того, где в тексте впервые дается ссылка на них (например, см. Рисунок 2, Схема 4, Таблица 10).

Все рисунки, схемы и таблицы должны иметь номер и названия (заголовки). В конце номера и названия рисунка точка не ставится. Переносы слов в названиях не допускаются.

Пример оформления рисунка (номер и наименование – снизу, пишется шрифтом Times New Roman, 12 п., выравнивание по ширине, интервал 1,5)

глава 1 методические указания по написанию курсовой работы - student2.ru

Рисунок – 15. Распределение обследованных студентов отделений «Лечебное дело» и «Сестринское дело», имеющих отклонения индекса Кетле от нормы (в %)

Единицы измерения в подрисуночных подписях указываются в скобках. Единицы могут быть разными в зависимости от того, какие показатели представлены на рисунке (например, человек, в %, на 100 обследованных, в ‰ – на 1000 населения и т.д.). Если единицы выражаются в %, шкала (вертикальная ость) должна содержать 0-100%.

Пример оформления таблицы (номер таблицы справа, наименование – сверху, пишется шрифтом Times New Roman, 12 п., выравнивание по центру, интервал 1,5)

Таблица 3

Динамика показателя госпитализированной заболеваемости больных, прошедших через неврологический стационар в зависимости от пола в 1996-2001 гг. (на 1000 населения)

Год Пол
М 11,10±0,46 10,70±0,45 10,28±0,44 11,81±0,47 10,83±0,45 13,26±0,50
Ж 7,60±0,35 8,41±0,37 7,48±0,35 7,16±0,34 7,72±0,36 8,48±0,37
Оба пола 9,23±0,28 9,47±0,29 8,78±0,27 9,31±0,28 9,16±0,28 10,69±0,31

В таблице интервал одинарный. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф можно представить в альбомном формате (горизонтально на листе) и выносить в приложения, либо делить на две вертикальные части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

Оформление библиографических ссылок

В работе допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения либо цитирования специальных мест из опубликованных работ, статей и т.п. Приводимые цитаты не должны быть громоздкими. Цитировать нужно только суть суждения, доказательства и т.п.

Студент обязан делать библиографические ссылки на используемые им литературные

Наши рекомендации