Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
В специальной психологии и в других науках, изучающих детей с отклонениями в развитии, используются различные понятия, описывающие деятельность специалистов, направленную на оказание помощи таким детям. К ним относятся: психологическое сопровождение, помощь, поддержка, реабилитация, абилитация, коррекция и др.
В словаре русского языка «сопровождать» обозначает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Сопровождать ребенка в его развитии обозначает идти рядом с ним, содействовать развитию, устранять препятствия на этом пути.
Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии – это целостная деятельность психолога, направленная на создание системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Таким образом, конечной целью психологического сопровождения считается создание условий для успешного психического и личностного развития ребенка в данной ему социальной ситуации развития.
Психологическое сопровождение развития ребенка с отклонениями в развитии включает все виды деятельности психолога – психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование. Объектами психологического сопровождения являются не только сам ребенок с ОПФР, но и его родители, а также другие значимые для ребенка взрослые и дети. Поэтому психологическое сопровождение ребенка с отклонениями в развитии должно быть основано на психологическом фундаменте – это знание и понимание закономерностей развития ребенка, учет и использование законов его развития, понимание на рациональном, эмоциональном и чувственном уровнях того, как он воспринимает окружающий мир, какова собственная картина мира особого ребенка.
Психологическое сопровождение развития ребенка с ОПФР может рассматриваться как составная часть комплексного процесса реабилитации. В буквальном переводе термин «реабилитация» обозначает «восстановление (возврат) способностей». Если исходить из буквального значения слова, то реабилитация может проводиться только с теми людьми, которые обладали определенными способностями, но по каким-то причинам утратили их. Дети с отклонениями в развитии в большинстве своем не владели теми способностями, которые у них не развиты в настоящее время, у них этих способностей никогда не было (исключение составляют лишь дети с деменцией или дементным синдромом). Например, ребенок с ДЦП никогда не умел ходить, не умел хватать предметы и совершать с ними действия, поэтому к задачам его реабилитации относится обучение навыкам ходьбы, навыку хватания, действиям с предметами. Поэтому более точным термином применительно к практике работы с детьми является термин «абилитация» – приобретение ребенком отсутствующих у него способностей в процессе его роста и развития, а также в специально организованных условиях. В.М. Сорокин [25] предлагает рассматривать абилитацию как систему только раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.
Однако в соответствии с устоявшейся традицией по отношению к детям с особенностями психофизического развития также употребляется термин «реабилитация», который имеет два значения.
Реабилитация – это 1) приобретение утраченных способностей в процессе роста и развития, а также в специально организованных условиях; 2) организованная система профессиональной деятельности, цель которой – способствовать приобретению утраченных способностей; комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Абилитация и реабилитация – это термины, которые чаще используются в медицинской практике, поэтому данные виды профессиональной деятельности в обязательном порядке включают клинические методы и методики работы с детьми. При этом реабилитация рассматривается как комплексная медико-психолого-педагогическая система работы с ребенком с отклонениями в развитии. Это положение предполагает, что в процессе реабилитации участвуют специалисты разного профиля, а также решаются комплексные задачи восстановления различных функций: от двигательных до личностных и социальных. Конечной (идеальной) целью реабилитации является полное восстановление функциональных и социальных возможностей человека, обеспечение его самостоятельного полноценного функционирования в обществе.