Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии

Психодиагностика –отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностика позволяет определить наличие у индивида какого-либо психического свойства или качества и измерить уровень его выраженности по сравнению с другими индивидами.

В практической психологии термин «психодиагностика» имеет другое значение – психодиагностика рассматривается как вид практической деятельности психолога. Психодиагностика в специальной психологии выявляет своеобразие психического развития особого ребенка, позволяет составить его психологическую характеристику, определить пути его обучения и воспитания, оказания ему специализированной помощи.

Изначально психодиагностика в дефектологии решала задачи отбора детей в специальные учреждения образования, определения программы обучения и формы обучения ребенка в зависимости от вида отклонений в развитии, актуальных и потенциальных возможностей ребенка с особенностями психофизического развития. Правильно подобранный образовательный маршрут для ребенка с ОПФР обеспечивает оптимальные возможности для его развития, профилактики дальнейших нарушений в развитии. Ошибочно выставленный диагноз, неверно подобранный образовательный маршрут приведут к углублению имеющихся нарушений в развитии у детей. Например, к каким последствиям приведет помещение ребенка с нарушением слуха (по поведению напоминающего ребенка с интеллектуальной недостаточностью) во вспомогательную школу?

В современных условиях развития теории и практики специальной психологии психодиагностика решает и другие задачи:

− задача отделения нормы от отклонений в развитии, выявление детей с особенностями психофизического развития;

− задача установления структуры нарушений развития;

− задача дифференциальной диагностики нарушений развития;

− задача составления прогноза развития ребенка;

− задача определения направлений коррекционной работы с ребенком;

− задача контроля хода психического развития ребенка и оценка эффективности коррекционной работы с ним.

Решая указанные задачи психодиагностики, психолог выступает как эксперт в области отклоняющегося развития. Современными авторами (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго) предлагается рассматривать психодиагностику в специальной психологии как поэтапную технологию деятельности психолога по оценке психического развития ребенка [22].

Изучение ребенка должно быть построено на основе следующих принципов (И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, М.М. и Н.Я Семаго, О.Н. Усанова):

1) Принцип научности и объективности: при изучении ребенка с отклонениями в развитии необходимо ориентироваться в научных теориях, объясняющих природу и механизмы нарушений у детей и возможностях коррекционно-педагогической работы с ними. При изучении детей необходимо использовать только достоверные, научно обоснованные методы и методики изучения детей, а также организовывать их изучение на основе принципов научной методологии.

2) Принцип комплексности и системности: установление иерархии в структуре нарушений развития, а также анализ вклада каждой из структур психической деятельности в общую картину нарушений развития у ребенка.

3) Принцип развития: ребенок с отклонениями находится в процессе постоянного развития, поэтому необходимо выявлять особенности развития каждого ребенка, возникающие при этом проблемы, определять количественные и качественные характеристики, позитивные и негативные тенденции в его развитии.

4) Принцип негативной и позитивной диагностики предполагает выявление, во-первых, тех психических функций и процессов, которые отличаются признаками отклоняющегося развития: недоразвития, задержки развития, дефицитарности, искаженности, дисгармоничности, во-вторых, тех, которые являются относительно сохранными, условно нормативными. Результаты негативной диагностики используются для постановки задач работы с ребенком, а результаты позитивной диагностики позволяют определить те ресурсы, на основе которых можно строить коррекционно-педагогическую работу с ним.

5) Принцип ориентации на возраст развития ребенка в процессе его изучения. Возраст развития ребенка определяет достигнутый им уровень развития, причем возраст развития может различаться в разных областях (сферах) развития. Поэтому при изучении и диагностике необходимо ориентироваться, в первую очередь, на реальный уровень развития ребенка, а не столько на его хронологический возраст. Это особенно важно при подборе методов и методик изучения ребенка.

Наши рекомендации