Патологические формирования личности
Патологические формирования личности являются результатом длительной психотравмирующей ситуации, неблагоприятных условий воспитания; в качестве их предпосылок выступают негрубая остаточная органическая недостаточность функций мозга, акцентуация черт характера на основе свойств темперамента, отражающего свойства высшей нервной деятельности, особенности эмоционального реагирования.
Патологическое формирование личности отличается от психопатий не только по этиологическим факторам, клинико-психологическим особенностям, но и по принципиальной возможности обратимости. Если психопатия является стойким необратимым состоянием, то патологическое формирование личности может обращено вспять при изменении условий жизни и воспитания ребенка, создания благоприятной атмосферы в семье и в школе. Ученые подчеркивают, что на патологическое формирование личности оказывают влияние два основных фактора: 1) закрепление личностных реакций (протеста, отказа, гиперкомпенсации, имитации и др.), возникших в ответ на психотравмирующее воздействие; 2) прямое стимулирование нежелательных черт характера (возбудимость, слабая выдержка, робость, истеричность, неустойчивость, агрессивность и др.) в процессе воспитания [6].
Описываются несколько вариантов патологического формирования личности, к основным из них относятся аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый варианты.
Аффективно-возбудимый вариант патологического формирования личности чаще развивается в семьях, в которых существует длительная конфликтная ситуация, ссоры, алкоголизм родителей, жестокость и агрессия по отношению друг к другу. В таких семьях у детей развивается аффективная взрывчатость, склонность к разрядке напряжения, гневу, которые неадекватны вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты складываются и в результате имитации поведения взрослых или как закрепление реакции протеста. Постепенно формируется стойкий сдвиг настроения в сторону угрюмости и злобности.
Тормозимый вариант патологического формирования личности развивается в условиях воспитания по типу гиперопеки, применения постоянных запретов и ограничений, при деспотизме родителей, унижениях ребенка и физических наказаниях. В условиях патологического типа воспитания у ребенка проявляются реакции протеста в форме ухода из дома, отказа общаться с определенными лицами. Тормозимый вариант проявляется в основном в повышенной тормозимости, робости, неуверенности ребенка в себе, обидчивости, повышенной утомляемости. При этом типе проявляются такие черты характера как лживость, мечтательность, скрытность. Таким образом, воспитание по типу гиперопеки приводит к подавлению активности ребенка, его стремления к самостоятельности, к открытому проявлению чувств, закреплению зависимости от взрослых, пассивности, неуверенности в своих силах, боязливости.
Истероидный вариант патологического формирования личности проявляется в демонстративности, в стремлении ребенка обращать на себя внимание, в эгоцентрической и эгоистической установках. В психотравмирующих ситуациях и при неудачах у ребенка появляется склонность к истерическим реакциям. Данный вариант патологического формирования личности складывается в условиях воспитания по типу «кумира семьи», когда ребенок воспитывается в условиях всеобщего обожания, избалованности, все его требования удовлетворяются, потребности ребенка считаются самыми главными, не учитываются потребности других членов семьи. Родители при таком типе воспитания склонны демонстрировать реальные и мнимые достоинства ребенка, культивируют у него жажду признания.
Неустойчивый вариант патологического формирования личности. При данном варианте на первый план выступают черты, в норме свойственные эмоционально-волевой сфере детей более младшего возраста: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать даже самые маленькие трудности, отсутствие навыка и интереса к труду. Если такие черты становятся типичными в подростковом возрасте, это явно свидетельствует об инфантилизации личности подростка. Данный вариант патологического формирования личности складывается в семьях с «оранжерейным» типом воспитания, когда ребенка с самого раннего возраста ограждали от самостоятельного преодоления трудностей, не прививали ему качества усидчивости, настойчивости в достижении цели, умение подавлять сиюминутные цели, не привлекали к участию в домашних делах. Дети с этим типом внушаемы, склонны к подражанию, поэтому легко приобретают негативные образцы поведения.