Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
Дети с аутизмом определяются иногда как дети с нарушениями общения, или как дети с эмоциональными нарушениями. Этим подчеркивается, что в случаях детского аутизма основным является нарушение общения ребенка с окружающими. Характер психического развития резко искажается, так как у ребенка отсутствует или значительно снижена потребность в общении с окружающими. Однако более внимательное рассмотрение показывает, что при аутизме нарушен в целом процесс взаимодействия ребенка как с социальным окружением, так и с предметным миром. Дети с аутизмом значительно отличаются друг от друга по степени нарушения потребности в общении и способности вступать в контакт, по характеру поведенческих проблем, по уровню интеллектуального и речевого развития. Однако все они похожи своей неприспособленностью в повседневных жизненных ситуациях, трудностями применения накопленных знаний в реальной жизни.
Психическое развитие в норме происходит в условиях общения ребенка с окружающими, в общении он присваивает культурно-исторический опыт, поэтому развитие ребенка происходит в определенном направлении – в направлении приобретения человеческих способностей. Дети учатся воспринимать, анализировать, обобщать, запоминать, решать встающие перед ними проблемы вполне определенным образом, присваивая те способы деятельности, общения, регуляции своего поведения, познания окружающего мира, которым их обучили взрослые. Опосредованность и произвольность высших психических функций, поведения и деятельности ребенка приобретаются только в общении со взрослыми. Но и само общение ребенка с окружающими не остается неизменным, развиваются мотивы общения, его средства, расширяется круг общения ребенка.
Для того, чтобы обучиться у другого человека чему-либо, ребенок должен принимать обращенные к нему воздействия, слышать и слушать то, что говорит другой, смотреть и видеть то, что делает или показывает другой, воспроизводить то, что делает другой. Кроме того, ребенок должен инициативно обращаться к взрослому, выражая свои потребности и желания, свое эмоциональное состояние, побуждая взрослого к действию. Если у ребенка потребность в общении отсутствует или снижена, то его психическое развитие будет протекать своеобразно. Ребенок за счет собственной активности сможет осваивать окружающий мир, познавать его, но он это будет делать «по своей собственной программе». Более развитыми у него окажутся непроизвольные формы психической деятельности, произвольные же формы, с помощью которых и происходит преимущественное присвоение общественно-исторического опыта, будут менее развитыми.
Термином «детский аутизм» обозначают особое нарушение развития. Слово «аутизм» производно от греческого «autos», что означает «сам» «свой», «собственный» [16, с. 11], а сам аутизм понимается как погруженность человека в себя, уход от контактов с внешним миром. Впервые данное нарушение было описано американским психиатром Л. Каннером в 1943 году, который описал триаду симптомов, обязательных для аутизма: 1) аутизм с аутистическими переживаниями, «экстремальное одиночество» – стремление ребенка находиться в одиночестве, отсутствие желания устанавливать контакты с окружающими, погруженность в свой мир, сосредоточенность на внутренних переживаниях, сниженный интерес к внешнему миру; 2) однообразное поведение с элементами одержимости, то есть устойчивые, длительно повторяющиеся однообразные формы поведения, не имеющие смысла с точки зрения других людей; 3) своеобразные нарушения речи, при которых речь не выполняет коммуникативной функциию, то есть не направлена на других людей [8].
В 1944 году австрийский психиатр Г. Аспергер описал группу детей, которые также отличались нарушением контактов с окружающими, трудностями социальной адаптации, но имели достаточно высокий уровень умственного развития и развития речи. Типичной для этих детей являлась одержимая увлеченность, сосредоточенность на какой-либо сфере деятельности, своеобразный патологический интерес, а также одаренность в какой-либо области. Синдром Аспергера рассматривался в психопатологии как вариант шизоидной психопатии [8]. В дальнейшем аутизм был описан в структуре детской шизофрении при тяжелых органических поражениях головного мозга в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. Работы Л. Каннера и Г. Аспергера положили начало широкомасштабным исследованиям этого специфического нарушения в западных странах, а позже и в отечественной психиатрии и специальной психологии.
Детский аутизм считается достаточно распространенным расстройством. Сведения о частоте аутизма несколько противоречивы: частота встречаемости указывается разными авторами в пределах от 4,5 до 15–20 случаев на 10 000 детей. Такие различия обусловлены, прежде всего, тем, что к аутизму могут относить широкий круг сходных состояний, при которых наблюдаются отдельные симптомы нарушений поведения и развития, социальной адаптации и коммуникации, внешне сходных с аутизмом и требующих аналогичной коррекционной работы с детьми. Аутизм в 3–5 раз чаще диагностируется у мальчиков по сравнению с девочками; он встречается у детей всех стран, во всех слоях населения примерно с одинаковой частотой, хотя имеются и данные о большей встречаемости аутизма в семьях из «верхних» слоев населения и среднего класса. Наблюдается наследственная предрасположенность к аутизму: в семьях детей с аутизмом чаще встречаются родственники с нарушениями общения, с шизоидными расстройствами личности, среди сиблингов ребенка с аутизмом частота аутизма в 50 раз больше, чем в общей популяции (Ч. Венар и П. Кериг, В.Е. Каган, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Х. Ремшмидт, ).
Причины аутизма до настоящего времени окончательно не выяснены. Первоначально аутизм связывался с нарушением отношений ребенка с матерью, с отсутствием эмоционального тепла у матери, ее отчужденностью по отношению к ребенку (Б. Беттельгейм). Наиболее последовательными сторонниками данной точки зрения были представители психоаналитического направления. Однако эта гипотеза о причинах аутизма в дальнейшем не получила своего подтверждения, так как аутизм обнаруживался у детей тех матерей, которые отличались особо нежным, эмоционально насыщенным отношением к ним. Современные исследования позволили выявить различные нарушения в центральной нервной системе ребенка с аутизмом. Причины и характер недостаточности в центральной нервной системе, локализация очага поражения описываются по-разному, но несомненно, что возникновение аутистических расстройств связано с нарушениями в лимбической системе головного мозга. Детский аутизм является полиэтиологическим заболеванием, и он может быть вызван более чем 30 различными факторами (Ч. Венар и П. Кериг, В.Е. Каган, Х. Ремшмидт).