Развитие личности детей с нарушением слуха
Развитие личности детей с нарушением слуха осуществляется в условиях, которые не совсем благоприятны для этого процесса. Снижение способности к словесной коммуникации ограничивает круг общения детей, уменьшает возможности накопления социального опыта. Отставание в речевом развитии снижает возможности познания другого человека, сравнения себя с другими, вследствие этого страдает сфера самосознания. Серьезным фактором, тормозящим развитие личности и/или приводящим к ее патологическим вариантам формирования, является восприятие людьми с сохранным слухом неслышащих детей и отношение к ним. Отношение как к изгоям, «неполноценным», навешивание ярлыков, изоляция неслышащих людей не могут не сказываться негативно на формировании личности детей с нарушением слуха. Знание факторов, негативно влияющих на формирование личности, помогает при определении задач и содержания коррекционно-развивающей работы и воспитания детей с нарушением слуха.
В специальных исследованиях изучались проблемы эмоционального развития неслышащих детей (В. Петшак), понимание неслышащими детьми отношений и поступков героев литературных персонажей (Т.А. Григорьева, М.М. Нудельман), особенности самосознания и самооценки у неслышащих детей (Е.И. Исенина, В.Г. Петрова, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская) [17].
На эмоциональное развитие неслышащих детей благоприятное влияние оказывают такие факторы, как внимание к выразительной стороне эмоций, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения, овладение детьми разными видами деятельности и общения. Однако нарушение речевого общения создает трудности в усвоении опыта социальных отношений, неслышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны музыки и интонационной стороны речи. Недостаточное владение речью, позднее знакомство с литературными произведениями негативно сказывается на понимании внутренних состояний другого человека, обедняет содержание эмоциональных переживаний, не способствует формированию эмпатии.
Дети с нарушением слуха, несмотря на имеющиеся трудности, имеют определенные достижения в сфере эмоционального развития. Неслышащим школьникам на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов вполне доступно понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. Вместе с тем у многих неслышащих детей еще невелик объем знаний о сходных эмоциональных состояниях, их оттенках, а также недостаточно развиты высшие социальные чувства. Владение жестовой речью положительно сказывается на понимании эмоциональных состояний других людей, на овладении словесными способами описания эмоциональных состояний. Неслышащие дети довольно поздно знакомятся с многообразием чувств человека, что имеет неблагоприятные последствия. Например, для них характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера отношений между персонажами. Все это обедняет мир эмоциональных переживаний школьников, создает трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает межличностные отношения (В. Петшак).
На протяжении школьного возраста у неслышащих детей расширяется и углубляется отношение к другим людям, складывается отношение к себе и своей недостаточности (нарушению слуха), отмечаются серьезные изменения в развитии эмоциональной сферы неслышащих детей. Достижения детей в развитии эмоциональной сферы таковы: они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют вызвавшие их причины. Это происходит благодаря развитию познавательной сферы детей, развитию их речи, что позволяет обогатить жизненный опыт детей и способствовать его осмыслению.
На развитие самосознания неслышащих детей серьезное негативное влияние оказывает их ограниченный опыт общения с другими людьми и недоразвитие речи. По данным Е.И. Исениной, уже в раннем возрасте отмечается отставание в развитии самосознания: только некоторые дети указывают на себя в возрасте до полутора лет, что в этом возрасте делают уже все дети с сохранным слухом.
Особенности самооценки школьников с нарушением слуха изучались В.Г. Петровой. О несформированности самооценки у испытуемых свидетельствует отсутствие у них сомнений и колебаний при оценке себя как хорошего друга и высокие оценки, которые они дают себе. Дети перечисляют свои многочисленные положительные качества и охотно говорят о своих успехах в учебе, не указывая на недостатки. Только к старшему школьному возрасту у неслышащих детей обнаруживается умение критически оценить себя и сравнить свои поступки с поступками других людей. Оценка себя у глухих подростков недостаточно критична, ситуативна. Переход от общей самооценки к конкретной, дифференцированной самооценке происходит у них на два-три года позже, чем у слышащих детей.
Представления неслышащего человека о самом себе менее точные, чем у слышащего: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми. Неслышащие дети отличаются меньшей социальной зрелостью по сравнению с их слышащими сверстниками. У неслышащих детей заметно чаще наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения, различные невротические реакции. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, что часто вызывает состояние фрустрации у детей. Невозможность сообщить планы на будущее, описать события внутренней жизни, обсудить возникающие проблемы приводит к замыканию в себе, к трудностям социальных взаимодействий.
У неслышащих детей существует больше проблем адаптации к окружающему миру, чем у слышащих. Это приводит к появлению у них таких личностных черт как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. В исследованиях Е. Ливайна обнаружена зависимость личностных качеств от уровня развития словесной речи. Группа неслышащих с высоким уровнем развития словесной речи по личностным особенностям не отличается от слышащих, а в группе неслышащих со средним уровнем развития словесной речи выявлены разные типы психологической слабости, связанные с трудностями в общении. В группе с низким уровнем развития словесной речи проявлялись выраженные особенности, такие как ригидность, чувство отличия от других людей, чувство неполноценности [1].
Таким образом, личность неслышащего человека характеризуется определенным своеобразием, которое объясняется как общими характеристиками развития человека в условиях слуховой депривации, так и особенностями отношений ее с окружающим слышащим социальным миром.