Психическое развитие слабослышащих детей

К слабослышащим относятся дети с тугоухостью 1-й и 2-й степеней при достаточно большом диапазоне различения звуков по высоте. Главной отличительной особенностей слабослышащих детей является их способность самостоятельно усваивать устную речь, хотя и в разной степени успешности. Наличие у них способности слышать звуки речи позволяет им усваивать и импрессивную, и экспрессивную речь. Известный советский сурдопедагог Р.М. Боскис [2] предложила выделить слабослышащих детей в особую группу с точки зрения осуществления к ним особого психолого-педагогического подхода, организации их дифференцированного обучения и воспитания. Для их обучения были разработаны программы обучения дошкольников и школьников в специальных дошкольных учреждениях и школах.

Слабослышащие дети с тугоухостью 1-й степени долгое время не распознаются окружающими как дети с проблемами слуха. В бытовых повседневных ситуациях их сохранного слуха вполне достаточно, чтобы заниматься обычными видами деятельности, вступать в общение с окружающими. Их собственной речи, которой они пользуются в повседневной жизни, также достаточно, чтобы она выступала в качестве средства общения. Однако основные проблемы слабослышащих детей возникают, когда они приступают к систематическому школьному обучению. К речи детей в целом начинают предъявляться повышенные требования, причем учебная деятельность предъявляет высокие требования ко всем сторонам речи (фонетической, лексической, грамматической).

Фонетическая сторона речи – овладение звуковыми средствами языка, которое опирается на речевой слух. Это общая способность воспринимать фонологические средства языка, такие как интонация, сила голоса, темп, тембр речи; это умение различать на слух и адекватно воспроизводить звуковые единицы родного языка.

Лексическая сторона речи – умение использовать словарный запас, овладение словарным составом родного языка; необходимее условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи.

Грамматическая сторона речи – это система морфологических средств оформления грамматических категорий, типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, построения фраз и предложений.

У слабослышащих детей наблюдаются следующие недостатки речи (Р.М.Боскис):

1) недостатки звукопроизношения вызваны снижением способности восприятия звуков речи на слух, с отсутствием у них умения коррекции собственного неправильного звукопроизношения;

2) ограниченный словарный запас – наиболее успешно дети запоминают названия предметов из бытового окружения, то есть людей, животных, предметов мебели, посуды, еды; значительно труднее они овладевают названиями действий, качеств, отдельных признаков и свойств предметов и явлений;

3) недостаточное усвоение звукового состава слова проявляется в неточностях произношения и в ошибочном написании слов: дети плохо воспринимают на слух звуки речи, находящиеся без ударения и произносимые с пониженной громкостью части слов и отдельные слова, ребенок не может выделить каждый звук в слове и последовательность их произнесения и написания;

4) неточное понимание и неправильное употребление слов – дети не различают слова, имеющие сходное произношение, не воспринимают приставки, суффиксы, поэтому разные слова им кажутся одинаковыми (пример: петушок и путешествие воспринимают как одно и то же слово на основе сходного звучания некоторых звуков);

5) недостатки грамматического строя речи – неправильное построение предложения и неправильное согласование слов внутри предложения. Для слабослышащих детей характерен низкий словарный запас и неточное понимание значений слов, поэтому они не могут правильно согласовывать слова в предложении, так как для этого необходимо понимать точное значение каждого слова и отличать одно слово от другого; дети с трудом усваивают многозначность слов, слова с суффиксами и приставками, обобщенные слова;

6) ограниченное понимание устной речи – дети плохо воспринимают слова, недослышивают звуки в конце слов, предлоги и союзы, что приводит к неправильному пониманию смысла всего предложения, а затем и целого текста;

7) ограниченное понимание читаемого текста – дети затрудняются в узнавании прочитанных слов из-за того, что неясно представляют себе звуковой состав слова, не узнают слова из-за отсутствия ударения в тексте.

۞Иллюстрации

Примеры из письменных работ слабослышащих школьников (описание сюжетных картинок). Шура тержит корзинка. Одна девочка уронила всу корзинку. По березу ползет тадел. В дубле сидит белка и крызет орехи. А теперь девочка за плагала. Они учусвтя в школе. Вова из школы итит домой. Вова испукался волки он пыстро салезал на дереву. Просил он книги, палки и шапку. Вдруг идет тихо два дяди (излагается по [3]).

Примеры собственных речевых высказываний слабослышащих детей. Мальчик поймал белка. Мальчик держит лиса. Гуси поймали платья зарвать. Мальчик лови рыба и положи ведро. Девочка погони гуси. Девочка сказала не плачет (излагается по [3]).

В результате отклонений в развитии понимания речи и собственной речи слабослышащие дети испытывают серьезные трудности в школьном обучении: им нелегко дается понимание объяснений учителя и текстов учебника, освоение чтения и письма, самостоятельное письмо под диктовку.

Развитие у слабослышащих детей наглядных форм мышления происходит на первых этапах достаточно успешно, особенно при сравнении со словесно-логическим мышлением. Однако по мере усложнения задач, которые приходится решать ребенку, он начинает испытывать серьезные трудности. Для решения сложных наглядных задач требуется производить развернутый анализ всех признаков и сравнивать их между собой, а такая мыслительная деятельность успешнее осуществляется, если в нее включается внутренняя речь. Так, дети по словесному описанию расположения предметов мебели в комнате не могут представить себе отношения между предметами в пространстве и поэтому не могут пересказать такой текст и даже изобразить это на бумаге.

Описанные особенности развития слабослышащих детей показывают, что эти дети должны обучаться в специально созданных условиях, направленных на развитие всех сторон их речи. Как отмечает Т.В. Розанова, опыт обучения слабослышащих детей в школе показывает, что «если у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов в единстве, то постепенно к среднему или к старшему школьному возрасту их психическое развитие приближается к нормальному» [16, с. 182].

Наши рекомендации