Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
В первые месяцы жизни неслышащий ребенок почти не отличается от детей с сохранным слухом. Он может казаться более спокойным, чем обычные дети, потому что раздражающие звуки такого ребенка не беспокоят. Общение ребенка со взрослым также может ничем не отличаться от общения детей с сохранным слухом, так как в общение включаются улыбка, мимика взрослого человека, его движения, которые неслышащий ребенок воспринимает без ограничений. Но постепенно развитие неслышащего ребенка начинает отличаться от развития слышащих детей.
Эмоциональное общение. Со второго-третьего года жизни ребенок с нарушением слуха начинает заметно отличаться от ребенка с нормальным слухом. В норме звуки выполняют для ребенка роль сигналов, и их роль возрастает тогда, когда ребенок не видит предмет или человека, а ориентируется на них только по звукам. Неслышащий от рождения ребенок обычно имеет остаточный слух в диапазоне низких и средних звуковых частот, что дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В обращенной громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые отчетливо произносимые слова. Внимание ребенка не привлекается звучащими предметами, следовательно, обедняется и зрительное восприятие, так как у ребенка уменьшаются возможности зрительной фиксации предметов.
У ребенка с нарушением слуха трудности в становлении эмоционального общения со взрослым возникают достаточно рано. Эмоциональное общение, наиболее полно представленное в комплексе оживления, в качестве одного из компонентов включает сосредоточение ребенка на звуках голоса человека, а также вокализации, возникающие в ответ на речевые обращения взрослого к нему. У ребенка с нарушением слуха в структуре комплекса оживления отсутствует либо очень слабо выражены сосредоточение на звуках человеческого голоса и вокализации. За счет действия механизма компенсации у неслышащих детей зрительное сосредоточение на лице взрослого преобладает и даже замещает функции отсутствующего слухового сосредоточения. Взгляд ребенка начинает выполнять различные функции.
Комплекс оживления может быть либо богат своими проявлениями, либо слабо выражен, что зависит от поведения матери с ребенком. Если взрослые поддерживают ребенка, активно используют мимику, выражают положительные эмоции, используют движения тела, направленные к ребенку, то комплекс оживления у неслышащего ребенка будет мало отличаться от нормы.
Развитие речи. Гуление у неслышащих детей обычно возникает в те же сроки, что и у слышащих, однако оно быстро затухает, так как не находит подкрепления слуховым опытом ребенка. А лепет без специальной стимуляции у детей не появляется.
Неслышащий ребенок, воспитывающийся в среде слышащих, обычно пользуется жестами для целей общения, произносит несколько лепетных слов, расширяя их значение на несколько предметов. При условии проведения комплексной логопедической работы, использовании слуховых аппаратов неслышащий ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения отдельных предметов, хотя звукопроизношение слов будет неточным и искаженным.
В исследовании Е.И. Исениной [17] установлено, что у неслышащих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное значение жеста, так как его правильному использованию помогает речь, которая у таких детей не развивается. Однако неслышащими детьми для привлечения и удержания внимания взрослых жесты используются более активно, чем слышащими детьми, при этом жест всегда сопровождается взглядом. Усиливается также роль эмоциональной экспрессии в общении ребенка со взрослым: неслышащий ребенок сохраняет нужное для воздействия выражение лица в течение всего высказывания. Эмоциональная экспрессия передает внутреннее состояние ребенка, его отношение к партнеру по общению.
Развитие движений. Дети с нарушениями слуха отстают от нормально развивающихся детей по развитию движений. По данным А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, 70% детей позже срока начинают держать голову, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка в становлении самостоятельной ходьбы отмечается у 50% таких детей, однако это может свидетельствовать и о наличии других органических поражений нервной системы. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами [4].
В развитии предметно-манипулятивной деятельности у неслышащих детей также наблюдается отставание, особенно в развитии предметных действий. В предметной деятельности ребенок усваивает специфически человеческое значение предмета и использует предметы в соответствии с их назначением, начинает правильно использовать предметы как орудия, учится переносить действия с одного предмета на другой. У неслышащих детей без специального обучения развитие предметных действий совершается медленно и неравномерно. По данным А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард [4], некоторые виды предметных действий появляются у детей только после двух с половиной лет и даже позже. Труднее всего у детей складывается умение переносить действие с одного предмета на другой, например, расчесывать не только куклу, но и игрушечных животных, надевать тапочки (прикладывать их) к нижней части различных предметов, как это делают слышащие дети. У ненсылашащих детей раннего возраста преобладающим видом игровых действий является манипуляция с предметами. После трех лет наряду с манипуляцией у детей появляются процессуальные действия, которые являются основным содержанием игры большинства детей.
Наглядно-действенное мышление. Н.В. Яшкова [19] установила, что неслышащие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем возрасте, чем слышащие. Эти дети не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи. Обобщенные способы действия закрепляются с помощью речи, поэтому при задержке в становлении речи отстают в своем развитии и обобщенные способы действий. Тем не менее, при обеспечении оптимальных условий развития неслышащего ребенка по развитию предметно-практического мышления он может находиться на том же уровне, что и слышащие дети.
Таким образом, неслышащий ребенок к трем годам при обеспечении условий для его полноценного развития не отстает в развитии от слышащих детей в предметно-практической деятельности, в области познавательного развития. При этом неслышащий ребенок очень сильно отличается от детей с сохранным слухом по уровню развития речи.