Этиология и классификация нарушений слуха

Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем слуховая система человека является очень хрупкой и уязвимой. В процессе эволюции слуховая система появилась позднее по сравнению со зрительной системой. Более поздно возникшие в процессе эволюции органы являются и более уязвимыми к действию различных вредоносных факторов. К тому же центр слуха и речи в височной области головного мозга занимает площадь всего лишь в несколько квадратных сантиметров, что повышает его уязвимость.

Проведенные в разных странах исследования показали, что число людей с нарушениями слуха постоянно увеличивается, в том числе в детской популяции. Согласно Л.В. Нейману, в 70% случаев потеря слуха возникает у детей в возрасте 2-3 года. На нашей планете 4–6 % всего населения имеют нарушения слуха в такой степени, которая затрудняет социальное общение, из них 2% людей имеют двустороннее снижение слуха и воспрнимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 4% – выраженную одностороннюю тугоухость [1].

Причины нарушений слуха различны, и они делятся на несколько групп.

Первая группа – факторы наследственных нарушений слуха: наследственно обусловленные формы нарушений слуха наблюдаются с частотой от 25 до 50 %, и вероятность рождения ребенка с нарушением слуха очень высока в том случае, если хотя бы один из родителей страдает дефектами слуха.

Вторая группа – врожденные факторы (ненаследственные), действующие на плод внутриутробно.

Третья группа – факторы, действующие на слуховой аппарат прижизненно. Нарушения слуха часто являются результатом действия нескольких факторов, один из которых называется пусковым, а другие – фоновыми. Пусковой и фоновые факторы могут быть даже отставлены во времени. Фоновыми факторами могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, неблагоприятное воздействие на плод антибиотиков, химических веществ, гипоксия ребенка во время родов и др. Последующее заражение ребенка инфекционными или вирусными заболеваниями могут привести уже к тяжелому нарушению слуха. Нарушения слуха также могут быть результатом применения антибиотиков определенной группы, разрушающе действующих на слуховой аппарат (так называемые ототоксические антибиотики), которые применялись для лечения любого другого заболевания, а иногда даже и для спасения жизни ребенка. Стойкое нарушение слуха у ребенка возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), особенно в раннем детстве.

Нарушения слуха могут быть последствиями травм органа слуха, возможно также снижение слуха из-за длительного воздействия сильных шумов (ребенок живет рядом с железной дорогой, ослабление слуха часто возникает у артиллеристов, профессиональных охотников, музыкантов молодежных ансамблей). С возрастом, примерно с 25 лет, происходит естественное снижение слуха, что приводит к слабослышанию и даже к глухоте при наличии дополнительных вредных факторов. В наше время актуальна проблема ослабления слуха у подростков, которые используют плейеры для прослушивания музыки, особенно если они делают это длительное время в течение дня.

В нашей стране широкое распространение получила медицинская классификация нарушений слуха, разработанная Л.В. Нейманом, в основу которой положены 2 критерия способности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы. Для восприятия разговорной речи человек должен воспринимать частоту звуков в пределах от 500 до 3500 Гц; при потере слуха в пределах от 15 до 80 Дб наблюдается тугоухость, при потере более 80 Дб – глухота. Определяются следующие группы людей с нарушением слуха:

1-я группа – люди со снижением слуха от 25 до 40 дБ (испытывают трудности в определении на слух местоположения говорящего, плохо понимают речь на фоне общего шума).

2-я группа – люди со снижением слуха от 41 до 55 дБ (затруднено понимание речи средней громкости на расстояниях, превышающих 1–1,5 м, не всегда различаются сигналы транспорта, дверные или телефонные звонки).

3-я группа – люди со снижением слуха от 56 до 83-85 дБ, слышат только звук громкого голоса у самого уха и изредка различают отдельные слова.

4-я группа – люди со снижением слуха от 83-85 до 120 дБ, это глубокая, или тотальная глухота; они не слышат ничего, кроме очень громких и резких звуков (гудок тепловоза, проезжающего рядом, звук реактивного самолета).

Психолого-педагогическая классификациянарушений слуха решает задачи научного обоснования подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В практической работе с детьми с нарушением слуха испрользуется педагогическая классификация Р.М. Боскис [2], в основу которой положены такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. В этой классификации выделяются три основные группы детей с нарушением слуха: глухие (ранооглохшие), слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, обычно лучше слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. В соответствии с позицией Т.В. Розановой, к детям этой группы относят детей с тугоухостью 3-й степени (ощущают звуки 70–85 дБ) и тугоухостью 4-й степени (ощущают только очень громкие звуки 85–100 дБ) [17, с. 140]. Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до овладения речью). Если детей этой группы специально не обучать речи, то она у них не формируется, они могут стать неговорящими, или «немыми», и поэтому таких детей ранее называли глухонемыми. Однако даже обучение речи глухих детей с помощью специальных средств и методов не всегда приводит к формированию речи такого же уровня, как и у слышащих детей. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы.

۞Иллюстрация

Саша потеряла слух в возрасте одного года после того, как тяжело переболела скарлатиной, в качестве осложнения которой было двустороннее поражение слуховых нервов. Постоянно обучалась у специалистов, посещала специализированный детский сад и среднюю школу для детей с нарушением слуха. В 19 лет она успешно закончила среднюю школу. Она свободно читает с губ речь даже незнакомых людей, знает другие способы общения глухих, она начитана, развита, хорошо подготовлена по всем предметам. Поступает в лесотехнический институт и становится специалистом по озеленению городов. После окончания института она и ее муж (тоже слабослышащий) были оставлены на работу на кафедре, оба увлеченно работают. Они интересные люди не только друг для друга, но и для окружающих. Саша в высшей степени дисциплинированный человек, она умеет ценить время. В практической жизни она полностью самостоятельная, все делает без помощи слышащих людей. Хотя она не в состоянии пользоваться телефоном, не замечает по звуку неполадки в стиральной машине, испытывает затруднения на вокзале или в аэропорту, когда изменения в расписании объявляют по радио. Не понимает речь в темноте или когда говорят за ее спиной. Саша очень требовательна к себе, и глухота усилила эту черту характера, она никогда не бездельничает и всегда добивается поставленной цели (излагается по [8]).

Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Среди детей этой группы различают тугоухость 1-й степени (если ребенок начинает слышать звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (если ребенок начинает слышать звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Однако разброс вариантов психического развития ребенка и развития его речи очень широк, и он зависит, в первую очередь, от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие таких детей может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. В то же время слабослышащий ребенок при неблагоприятных условиях в этом же возрасте может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей.

Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) – к этой группе относят детей, потерявших слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть после трех лет. Важнейшим критерием отнесения детей к позднооглохшим является не возраст утраты слуха, а именно наличие развитой речи. Степень утраты слуха у них может быть разной: либо близкой к глухоте, либо близкой к слабослышанию. У детей может появиться острая реакция на то, что они перестали слышать звуки, воспринимают речь искаженно, перестали понимать, что им говорят. Дальнейшее развитие ребенка будет зависеть от того, можно ли научить его воспринимать устную речь или использовать специальную речь глухих (об этом см. ниже). В благоприятных условиях развитие речи и психических процессов приближается к нормальному развитию, однако не всегда удается устранить своеобразие формирования личности и общения с окружающими.

۞Иллюстрация

Анастасия – московская школьница, легко училась в школе, без труда поступила в институт, увлекалась музыкой и литературой. В институте начала подрабатывать, на предвыпускном курсе вышла замуж. В 21 год случилась беда. У Аси было легкое гриппозное состояние, но она посещала лекции. После лекций почувствовала нарастающий шум в ушах, не смогла вести разговор по телефону, так как ничего не слышала. По дороге домой едва не попала под машину, опомнилась, только услышав брань возле самого уха (это кричал шофер, успевший затормозить). Это было последнее, что она услышала в жизни. Наступила глухота вследствие неврита слуховых нервов, которая была следствием не только гриппа, но и перенесенного в детстве заболевания менингитом. После болезни со слухом что-то произошло, правое ухо практически не слышало, а вот левое взяло на себя функции двух ушей. После стрессовых ситуаций у нее появлялся шум в ушах, окружающие звуки слышала плохо.

Положение казалось Асе безнадежным, жить ей не хотелось, не хотелось и посещать занятия в институте. Помогли однокурсники, которые убедили продолжить учебу. На занятиях писала, глядя в тетрадь сидевшего рядом, приходилось заниматься, наверстывая то, что ранее давалось легко. Ася успешно закончила институт, но найти работу ей было очень трудно. С большим трудом устроилась в научно-исследовательский институт, пришлось учить других людей привыкать к себе, к своему нарушению. С опытом пришло уважение и понимание коллег (излагается по [8]).

Наши рекомендации