Психологическая характеристика задержанного психического развития
Уже на первом году жизни в развитии ребенка с задержкой психического развития наблюдаются отставания в развитии двигательных функций, эмоциональной сферы, познавательной активности. По данным И.И. Мамайчук [9], на первом году жизни у детей отмечается:
- задержка формирования двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании безусловных рефлексов;
- замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба;
- более позднее развитие фиксации взгляда, проявляющееся в трудностях прослеживания предметов;
- недоразвитие зрительно-моторных координаций, или связей, между зрением и движением;
- снижение познавательной активности;
- незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании эмоциональных реакций на окружающее.
На втором году жизни у детей наблюдается задержка в развитии локомоторных функций, ребенок начинает ходить на один–три месяца позже по сравнению с нормально развивающимися детьми. В этот период у ребенка на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи, отмечается запаздывание появления первых слов, недопонимание обращенной речи. В поведении наблюдается отсутствие или недостаточность подражания взрослым, выражены затруднения в приобретении навыков опрятности и самообслуживания.
К трехлетнему возрасту характерными признаками задержки психического развития являются: недоразвитие речевых функций; недоразвитие навыков самообслуживания; недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания); недоразвитие игровой деятельности; несформированность типичных для возраста форм социального поведения.
Таким образом, уже в раннем возрасте наблюдается отставание в развитии ребенка во всех областях – от двигательной до эмоционально-волевой. Происходит накопление незначительных отклонений во всех сферах развития, в дальнейшем они становятся более выраженными и стойкими.
Характеристика психического развития детей с задержкой психического развития по результатам психологических исследований. Деятельность и поведение детей с задержкой психического развития характеризуется снижением активности, особенно спонтанной, во всех видах деятельности. Для таких детей типично импульсивное поведение, часто наблюдается психомоторная расторможенность, типична также неспособность к волевому усилию и к систематической деятельности. Дети, как правило, формально усваивают правила поведения, но не всегда подчиняются им. Другими словами, они могут хорошо объяснить, как надо себя вести, какое поведение является правильным и одобряемым, но им крайне трудно этим правилам подчиняться. Все это объясняет, почему в их поведении преобладают эмоциональные формы регуляции.
Дети склонны к деятельности, нетребующей интеллектуального напряжения. При осуществлении учебной деятельности у них сохраняются игровые мотивы. Они отличаются неумением принимать инструкцию взрослого, следовать ей, выполнять учебные действия для решения учебных задач, с трудом переключаются на новые способы выполнения любого действия, соскальзывают на привычные им способы работы.
Особенности морального поведения младших школьников с ЗПР изучались в работе Е.А. Винниковой и Е.С. Слепович [2]. Ими установлено, что представления о социальных нормах у младших школьников с ЗПР носят размытый характер, причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм тесным образом зависит от характера ситуации, в которой они используются: чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Развитие у детей с ЗПР как вербального, так и реального поведения движимо в основном прагматическими мотивами, и в тех случаях, когда совершается нравственный поступок, и тогда, когда совершается безнравственный поступок. Моральное поведение младших школьников с ЗПР, кроме того, что оно соответствует более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, размытость моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется, видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону ее прагматичности.
Специальное исследование Е.С. Слепович [16] посвящено особенностям игры детей с задержкой психического развития. Ею установлено, что дети дошкольного возраста с ЗПР играют на уровне, соответствующем игре детей конца раннего – начала дошкольного возраста. Они испытывают трудности создания воображаемой ситуации, принятия на себя игровой роли, создания и развертывания плана игры, склонны сводить условный план игры к реальному плану предметной деятельности. В целом у них снижена активность в игровом поведении, сюжетная игра как совместная деятельность не возникает. У детей обнаруживаются ярко выраженные трудности в самостоятельном создании плана и замысла игры, в целенаправленном его развертывании, сюжеты игр не выходят за пределы бытовой тематики, являются ситуативными и нестойкими. Игра в основном носит неречевой характер. Без помощи взрослых дети склонны условный план игры сводить к реальному плану предметной деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается стойкое снижение интереса к продуктивным видам деятельности, они не любят рисовать, лепить, делать аппликации. Снижение мотивации детей может быть связано также с тем, что ихрезультаты в этих видах деятельности весьма скромные, уровень их выполнения соответствует более низкому возрастному уровню. Так, рисунок шестилетнего ребенка с ЗПР будет таким же, как рисунок 3–4-летнего нормально развивающегося ребенка. В свою очередь трудности восприятия объектов, особенно пространственного восприятия, а также нарушение тонких движений рук и пальцев приводят к трудностям в продуктивных видах деятельности. Рисование ребенка длительно задерживается на стадии каракулей, дети долго не могут формулировать замысел рисунка, использовать графические шаблоны для изображения, им трудно выполнять графические изображения линий и их сочетаний, линии у них получаются нечеткие, неровные, с разным нажимом, рисунки кажутся неряшливыми.
Характеристика общения детей с задержкой психического развития дается в работах Л.В. Кузнецовой [12] и Е.С. Слепович [16]:
- у детей снижена потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- у них повышена тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят;
- в случае затруднений в деятельности такой ребенок склонен скорее прекратить работу, чем обратить за помощью ко взрослому;
- преобладают деловые мотивы общения, то есть дети обращаются ко взрослому за помощью в выполнении какого-либо действия с предметами, резко уменьшено значение познавательных мотивов общения, которые становятся ведущими в норме уже в 4–5-летнем возрасте; практически отсутствуют личностные мотивы общения, то есть дети не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств;
- дети очень чувствительны к невербальному общению, они тонко воспринимают нюансы интонации и мимики взрослых и в меньшей степени ориентируются на речевое содержание обращений к ним;
- у детей снижена потребность в общении со сверстниками, низка эффективность общения детей друг с другом во всех видах деятельности.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР изучались Т.В. Егоровой, И.А. Коробейниковым, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Л.И. Переслени, С. Тржесоглавой, С.Г. Шевченко и др. [12; 13; 20].
Зрительная, слуховая, зрительно-двигательная чувствительность у детей с задержкой развития такая же, как и у нормально развивающихся детей, но наблюдаются различные дефекты восприятия. Отставание в развитии зрительного восприятия – одна из причин затруднений в учении. К ним относятся:
- неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
- затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе;
- затруднения в узнавании контурных или схематических изображений;
- затруднения в узнавании перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений;
- затруднения в узнавании сходных по начертанию букв и цифр, а также букв и цифр, написанных непривычным шрифтом;
- затруднения в построении целостного образа и выделения фигуры из фона (например, нарисованные в форме треугольника три точки нормально развивающийся ребенок сразу назовет «треугольник», а для ребенка с задержкой в развитии требуется больше времени для такого заключения);
- трудности вычленения частей из целого, трудности обследования предметов;
- в условиях недостатка времени для восприятия объекта резко снижается точность восприятия, уменьшаются возможности для его узнавания;
- недостаточность пространственного восприятия, трудности выделения отдельных элементов и их взаимного расположения в сложном объекте.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается нарушение восприятия при сохранности зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и других видов чувствительности. Нарушены такие свойства восприятия, как целостность, константность, структурность. Возрастание выраженности нарушений восприятия происходит при усложнении объектов и условий их восприятия.
Особенности памяти:
- уменьшение объема памяти, скорости и прочности запоминания;
- ниже продуктивность непроизвольного запоминания слов, текста, картинок. Так, первоклассники с ЗПР запоминают хуже, чем нормально развивающиеся дошкольники на 2–3 года младше по возрасту;
- наглядная память имеет преимущества над словесной в 1,5 раза;
- затруднено дословное воспроизведение текста, наблюдается замена и перестановка слов;
- снижена продуктивность и устойчивость произвольного запоминания;
- дети не умеют применять приемы осмысленного запоминания (например, в методике «опосредованное запоминание», когда надо подобрать картинку к слову для того чтобы лучше его запомнить, дети подбирают картинку правильно, но слова воспроизводят неправильно; при опосредованном запоминании они не могут использовать классификацию как средство для запоминания; вплоть до четвертого класса дети с ЗПР заучивают механически, когда нормально развивающиеся дети уже используют приемы осмысленного запоминания);
- у детей с задержкой развития объем запоминаемого материала перестает увеличиваться после некоторого числа повторений, иногда он даже уменьшается из-за утомления и истощения.
Особенности мышления:
- у детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны;
- дети не задают совсем или задают очень мало познавательных вопросов, а расторможенные и разговорчивые дети, задавая вопросы, интересуются только внешней стороной явлений и событий;
- отсутствует или снижена готовность к решению интеллектуальных задач, дети склонны превращать решение задач в игру;
- при решении мыслительных задач у детей отсутствует этап ориентировочной деятельности (например, при решении головоломок);
- особенности мыслительных операций у детей с ЗПР:
- а) анализ характеризуется меньшей полнотой и недостаточной тонкостью, дети выделяют вдвое меньше признаков по сравнению с нормально развивающимися детьми, выделение признаков и свойств предметов происходит нецеленаправленно и хаотично;
- б) при обобщении родовые понятия носят диффузный характер, особенно трудно детям дается включение предметов в разные системы обобщений;
- в) дети недостаточно владеют операцией абстрагирования;
- при выполнении классификации дети могут правильно сгруппировать предметы по родовой принадлежности, но не могут обозначить выделенную группу соответствующим словом, объяснить принцип, по которому происходит такое выделение;
- при выполнении задания на исключение лишнего предмета введение дополнительных предметов, например, 6-й лишний вместо 4-го лишнего, помогает детям правильно выделить предмет и объяснить принцип, по которому происходит выделение;
- недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения, неправомерная актуализация имеющихся знаний;
- недоразвитие конструктивного мышления из-за нарушений пространственного восприятия (дети не могут выложить сложные узоры, могут выполнить только простые; успешность выполнения заданий по образцу зависит от того, соответствует ли образец складываемому изображению по размеру, обозначены ли на нем части, из которых он составляется).
Особенности развития речи детей с задержкой психического развития изучались в работах Е.С. Слепович [17], Р.Д. Тригер [12], ими установлены следующие закономерности. Бытовая речь детей с ЗПР мало отличается от речи нормально развивающихся детей. Отмечаются нарушения звукопроизношения, трудно дается звуковой анализ слов, дети недостаточно владеют звуковым образом слова и допускают ошибки при последовательно выделении звуков в слове. Словарный запас у детей снижен, особенно это заметно по активному словарю; дети употребляют некоторые слова неточно, смешивают при употреблении сходные по произношению слова, отличающиеся одним-двумя звуками. В речи детей отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных. Дети испытывают трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу. Для детей с ЗПР особенно характерна недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии и т.п.
Нарушение внимания является типичным и обязательным для детей с задержкой психического развития, что выступает как следствие энцефалопатических расстройств (И.Л. Баскакова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейников, Л.И Переслени).Нарушение концентрации внимания происходит вследствие общего утомления ЦНС; неадекватные колебания внимания отражают незрелость нервной системы. У детей объем внимания ограниченный, они неспособны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки. Характерно также отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой.