Понятие задержки психического развития
Дети с задержанным психическим развитием стали объектом внимания специальной психологии относительно недавно: исследования задержки психического развития в отечественной специальной психологии были развернуты во второй половине прошлого столетия. Грубые случаи задержки психического развития изучались в рамках олигофренопсихологии, так как дети с задержкой развития могут напоминать детей с интеллектуальной недостаточностью. Это сходство выражается в том, что отставание в развитии хорошо заметно именно в области познавательной деятельности и наиболее ярко проявляет себя в процессе школьного обучения. Проблема разделения детей с задержкой психического развития и детей с интеллектуальной недостаточностью актуальна до сих пор. Это подтверждается отдельными фактами обучения детей с ЗПР во вспомогательных школах, так как в результате ошибочной диагностики детям ставится диагноз интеллектуальной недостаточности.
Еще в классических работах по дефектологии отмечалось, что среди детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются те, которые имеют более высокий потенциал развития и обучения, но вместе с тем отстают в развитии от нормально развивающихся детей. С другой стороны, в массовой школе среди категории неуспевающих детей, то есть не справляющихся с требованиями школьной программы, часть детей испытывает стойкие трудности, и поэтому нуждается в специальной организации обучения.
Таких детей начали называть детьми с трудностями в обучении, а позже в отечественной специальной психологии для ихобозначения появился термин «задержка психического развития». В системе специального образования создавались классы и школы для детей с задержкой развития, специальные дошкольные учреждения, группы в массовых детских садах. Были разработаны программы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В соответствии с этими программами обучение детей происходило в более медленном темпе по сравнению с обучением нормально развивающихся детей.
По данным разных авторов, частота распространенности задержки психического развития составляет 6–11% детской популяции [19], а распространенность трудностей в обучении в детской популяции школьного возраста составляет от 5 до 11 %, в крупных городах США доходит до 30% [20].
С позиций клинического подхода задержка психического развития описывается следующим образом: «Под задержкой психического развития понимается сборная по клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития (как это имеет место при олигофрениях), но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям своевременно и качественно овладевать элементарными школьными знаниями» [13, с. 101–132]. При задержке психического развития детям могут выставлены следующие диагнозы в соответствии с МКБ-10 [11]:
F81 – специфические расстройства школьных навыков (F81.3 – смешанное расстройство развития школьных навыков; F81.9 – расстройство развития школьныхх навыков, неуточненное); F82 –специфическое расстройство развития двигательных функций; F83 – смешанные специфические расстройства развития.
В соответствии с действующим в нашей стране инструктивно-методическим документом «Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2002 год) рекомендуется выставлять следующие диагнозы:F84.8 – другие общие расстройства развития, – соотносится с ЗПР соматогенного происхождения; F81.3 – смешанное расстройство развития школьных навыков – соотносится с ЗПР психогенного происхождения; F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – соотносится с ЗПР конституционального происхождения; F83 – смешанные специфические расстройства развития – соотносится с ЗПР церебрально-органического происхождения.
С позиций психометрического подхода для характеристики задержки психического развития используется также термин «пограничная интеллектуальная недостаточность», или «субнормальный интеллект». Этим подчеркивается пограничный характер задержки психического развития, ее место на границе между нормой и интеллектуальной недостаточностью. Показатели коэффициента интеллекта колеблются между 70 (ниже располагаются показатели интеллектуальной недостаточности) и 90 (выше располагаются показатели нормального развития).
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для сборной группы разнородных нарушений у детей. Задержка психоречевого развития и задержка психомоторного развития – термины, часто употребляемые в медицинской документации. Данные термины призваны акцентировать преобладание задержки развития преимущественно в речевой и двигательной сферах соответственно, хотя общая задержка развития также констатируется.
При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа качественной перестройки психических функций, при котором психика ребенка сохраняет организацию более раннего возраста. Замедление темпа формирования психических функций отмечается в интеллектуальной и эмоциональной сферах с фиксацией показателей развития на более ранних возрастных этапах.
Так как при задержке психического развития наблюдается замедление темпа психического развития, то постепенно складывается временное и временное отставание в развитии ребенка от возрастных норм. Замедление темпа развития ребенка может изменить качество процессов развития. Другими словами, термин «задержка» имеет два аспекта: 1-й аспект – временной – несоответствие уровня развития возрастным нормам; 2-й – временный – возможность преодоления задержки развития с возрастом при условии создания адекватных условий для развития детей. Последнее положение было сформулировано еще в самых первых работах, посвященных данной категории детей. Однако в современных источниках положение о временной задержке развития и возможности ее преодоления с возрастом подвергается сомнению (например, М.М. и Н.Я. Семаго). По крайней мере, считается, что преодоление задержки развития возможно только при ее отдельных формах, и особенно тогда, когда отсутствует органическое поражение головного мозга.