Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
При психическом недоразвитии первичным нарушением является недостаточная активность (инактивность), в том числе познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, снижение способности установления связей между предметами и явлениями. Вторичное нарушение проявляется в виде недоразвития всех высших психических функций (речи, мышления, памяти), обусловленного затрудениями в усвоении социального опыта. Недоразвитие мышления проявляется в конкретности мышления, недостаточной способности к обобщению и пониманию причинно-следственных отношений. Недоразвитие мышления препятствует развитию более простых психических процессов, что, в свою очередь, негативно влияет на дальнейшее развитие самого мышления. Недоразвитие низших звеньев психических функций оказывает тормозящее влияние на развитие функций высшего уровня. Таким образом, соотношение первичного и вторичного нарушений при психическом недоразвитии имеет кольцевой характер: сочетаются патологические влияния «сверху вниз» и «снизу вверх».
В тесной связи с анализом первичных и вторичных нарушений при умственной отсталости Л.С. Выготский рассматривал обоснование психолого-педагогической помощи детям. Он настаивал на том, что воздействие должно быть направлено не на низшие, а на высшие психические функции, ибо именно они являются являются «более воспитуемыми». Он писал: «Чем дальше отстоит стимптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» [2, с. 291] .
Именно поэтому для прогноза развития детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет обучение и воспитание детей в специальных дошкольных учреждениях и школах, их социально-бытовая ориентация и трудовая подготовка, а также психолого-педагогическая коррекция. Дети должны получить объем знаний, умений и навыков в соответствии с их возможностями, а также научиться навыкам самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности. В работе с детьми с тяжелыми формами интллектуальной недостаточностью главной задачей является их социальная адаптация.
4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
1. Как соотносятся между собой понятия «умственная отсталость», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения»?
2. На основании каких признаков диагностируется интеллектуальная недостаточность?
3. Какое значение для определения умственной отсталости имеет понятие адаптивных навыков? Какие группы адаптивных навыков Вы знаете?
4. Что является основным, ядерным признаком олигофрении?
5. Объясните значение слова «олигофрения», основываясь на происхождении этого слова из двух корней: «oligo-» – малый, немногочисленный и «phren (греч.)» – ум.
6. Объясните действие закона тотальности недоразвития (приведите примеры).
7. Объясните действие закона иерархичности недоразвития (приведите примеры).
8. Изобразите с помощью графических или других символов соотношение между понятиями «развитие нормально развивающегося ребенка» и «развитие ребенка с олигофренией».
9. По каким признакам у детей в период младенчества можно определить, что в дальнейшем ему может быть выставлен диагноз «олигофрения»?
10. На основании каких критериев осуществляется отбор и дифференциация детей для обучения по программе вспомогательной школы?
11. Какие существуют классификации детей с олигофренией?
12. Что такое психометрический подход, какое применение он нашел при изучении умственной отсталости? Каковы, на Ваш взгляд, возможности и ограничения данного подхода?
13. Как Вы понимаете, что такое «кольцевой характер соотношения первичного и вторичного дефекта при олигофрении»?
14. Какие направления коррекционной работы с ребенком можно выделить? Обоснуйте эти направления с помощью понятия «структура нарушения при психическом недоразвитии».
Практическое задание № 1.Заполните таблицу
Таблица 4.3 – Психологическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести
Степень тяжести | Поведение | Навыки самообслу-живания, поведение в быту | Развитие психических процессов | Возможности специального обучения | Возможности профориен-тации |
Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.
3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для пединститутов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М. : Педагогика, 1988. – 141 с.
4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 162 с.
5. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 576 с.
6. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениям интеллекта / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. – М. : Педагогика, 1988. – 128 с.
7. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
8. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.
9. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. – М. : Владос, 1997. – 304 с.
10. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 / Всемирная организация здравоохранения ; пер. на русск. язык О.Ю. Донец; н. ред. и предисл. А.Н. Моховикова ; вступ. статья А.А. Северного. – М. : Смысл; СПб. : Речь, 2003. – 407 с.
11. Моргачева, Е.Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США / Е.Н. Моргачева // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 45–53.
12. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М. : Педагогика, 1981. – 240 с.
13. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. – М. : Изд-во Академии наук РСФСР, 1963. – 223 с.
14. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер; пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; общ. ред. А.С. Спиваковской. – М. : Прогресс, 1987. – 420 с.
15. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для пед. институтов по спец. № 2111 « Дефектология» / С.Я. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 190 с.
16. Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. . Семаго, Н.Я. Семаго. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2001. – 208 с.
17. Слепович, Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: метод. рекомендации / Е.С. Слепович, А. М. Поляков. – Минск : Детский фонд ООН, 2005. – 96 с.
18. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.
19. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
20. Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович и др; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск : Выш. школа, 2012. – 511 с.
21. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М. : Медицина, 1974. – 320 с.
22. Фишман, М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование / М.Н. Фишман. – М. : Педагогика, 1989. – 144 с.
23. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для вузов / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – М. : Владос, 2004. – 368 с.
24. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек ; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. русск. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 432 с.