Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
Олигофренопсихология– отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.
В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Вероятно, это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность».
۞ Иллюстрация
«Под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется главным образом проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами, частота которых у них, по меньшей мере, в 3–4 раза выше, чем в обычной популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются большему риску эксплуатации, а также риску физического или сексуального насилия. Адаптивное поведение у них всегда нарушается, однако в социальных ситуациях, обеспечивающих защиту и доступность поддержки, это нарушение у больных с легкой умственной отсталостью может совсем не обнаруживаться» [10, с. 275–276].
В отечественной психиатрической и дефектологической литературе выделяют три диагностических критерия умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности:
1) клинический критерий – наличие органического поражения головного мозга,
2) психологический критерий – стойкое нарушение познавательной деятельности,
3) педагогический критерий – низкая способность к обучению и усвоению знаний.
В американской научной школе изучения умственной отсталости для диагностики умственной отсталости используется понятие адаптивного поведения.
«Адаптивное поведение определяется как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности» [11, с. 46].
Кроме понятия адаптивного поведения используется и понятие адаптивных навыков. Термин «адаптивные навыки» включает учет как слабых, так и сильных сторон личности в процессе адаптации. При умственной отсталости у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков. Выделены 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит при умственной отсталости, и описано их содержание.
1) Коммуникация – понимание и выражение информации посредством символического поведения, устная, письменная речь, орфография, графические символы, язык жестов, печатный язык по Брайлю или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, прикосновения).
2) Самообслуживание – туалет, умение правильно есть, одеться/раздеться, соблюдение личной гигиены, опрятность.
3) Возможность жить в домашних условиях – умение вести хозяйство, бережно относиться к собственности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в доме, планировать распорядок дня. Сопутствующие навыки: возможность ориентироваться в доме, в ближайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обосновать свой выбор, вступать в социальное взаимодействие, применять знания в домашних условиях.
4) Социальные навыки предполагают умения вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувствовать настроение собеседника, осуществлять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоотношений с окружающими; искать и находить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требованиями окружающих, уметь делать выбор; иметь понятие о честности и справедливости, уметь владеть собой, вести себя законопослушно, соблюдать правила и законы, демонстрировать адекватное социальное и сексуальное поведение.
5) Умение жить в микросреде, т.е. использовать надлежащим образом ресурсы микросообщества: умения передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), пользоваться общественным транспортом и местами общественного пользования (школы, библиотеки, парки, зоны отдыха, улицы); посещать театры и другие культурные места и мероприятия.
6) Самонаправленность личности – умение делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану; инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным интересам; завершать необходимые или требуемые задания, искать и находить в случае необходимости помощь, решать проблемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях, демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты.
7) Здоровье и безопасность включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно принимать лекарство и проводить элементарную профилактику заболеваний, знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользоваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людьми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; воспитывать положительные привычки.
8) Функциональная успеваемость – интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведческие знания об окружающем мире, здоровье и сексуальности; география, общественные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков не успеваемость от класса к классу, а приобретение академических навыков, необходимых для обеспечения независимой и самостоятельной жизни в дальнейшем.
9) Проведение досуга предполагает умения разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и самоинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (самостоятельно и совместно); вступать в социальное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, заканчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осознание. Сопутствующие навыки: адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном взаимодействии, применение академических навыков и демонстрация навыков мобильности.
10) Работа – навыки, связанные с возможностью работать полный/неполный день в микросообществе, применять специфические рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соответствующие сопутствующие навыки: последовательно выполнить и завершить работу, совершенствовать рабочие навыки, применять их на практике, готовить к работе рабочее место, общаться и взаимодействовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватно реагировать на критику; распоряжаться деньгами и уметь их распределять.
Виды умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности. Умственная отсталость, является, как правило, результатом поражения или недоразвития головного мозга, и эти поражения рассматриваются как грубые, выраженные. При умственной отсталости наблюдается в первую очередь поражение коры как наиболее сложного образования головного мозга. Умственная отсталость может быть результатом как врожденных, так и приобретенных поражений мозга. В отдельных случаях умственная отсталость возникает в результате массивной депривации в раннем детстве, при которой у детей не осуществляется в полном объеме созревание мозговой коры, в норме созревающей прижизненно в условиях социальной стимуляции. К таким случаям можно отнести умственную отсталость у детей, воспитанных животными.
Умственную отсталость подразделяютнаследующие виды:
– умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении;
– умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции;
– умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.