Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Олигофренопсихология– отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Вероятно, это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность».

۞ Иллюстрация

«Под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется главным образом проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами, частота которых у них, по меньшей мере, в 3–4 раза выше, чем в обычной популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются большему риску эксплуатации, а также риску физического или сексуального насилия. Адаптивное поведение у них всегда нарушается, однако в социальных ситуациях, обеспечивающих защиту и доступность поддержки, это нарушение у больных с легкой умственной отсталостью может совсем не обнаруживаться» [10, с. 275–276].

В отечественной психиатрической и дефектологической литературе выделяют три диагностических критерия умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности:

1) клинический критерий – наличие органического поражения головного мозга,

2) психологический критерий – стойкое нарушение познавательной деятельности,

3) педагогический критерий – низкая способность к обучению и усвоению знаний.

В американской научной школе изучения умственной отсталости для диагностики умственной отсталости используется понятие адаптивного поведения.

«Адаптивное поведение определяется как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности» [11, с. 46].

Кроме понятия адаптивного поведения используется и понятие адаптивных навыков. Термин «адаптивные навыки» включа­ет учет как слабых, так и сильных сторон личности в процессе адаптации. При умственной отсталости у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков. Выделены 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит при умственной отсталости, и описано их содержание.

1) Коммуникация – понимание и выраже­ние информации посредством символи­ческого поведения, устная, письменная речь, орфография, графические симво­лы, язык жестов, печатный язык по Брайлю или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, при­косновения).

2) Самообслуживание – туалет, умение правильно есть, одеться/раздеться, со­блюдение личной гигиены, опрятность.

3) Возможность жить в домашних усло­виях – умение вести хозяйство, бережно относиться к собст­венности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в доме, планировать распоря­док дня. Сопутствующие навыки: воз­можность ориентироваться в доме, в бли­жайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обос­новать свой выбор, вступать в социаль­ное взаимодействие, применять знания в домашних условиях.

4) Социальные навыки предпола­гают умения вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувство­вать настроение собеседника, осуществлять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоотношений с окружающими; искать и нахо­дить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требова­ниями окружающих, уметь делать выбор; иметь понятие о честности и справедли­вости, уметь владеть собой, вести себя за­конопослушно, соблюдать правила и за­коны, демонстрировать адекватное соци­альное и сексуальное поведение.

5) Умение жить в микросреде, т.е. использовать надлежащим образом ресур­сы микросообщества: умения передви­гаться, делать покупки, пользоваться ус­лугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), пользоваться общественным транспор­том и местами общественного пользова­ния (школы, библиотеки, парки, зоны от­дыха, улицы); посещать театры и другие культурные места и мероприятия.

6) Самонаправленность личности – умение делать выбор, учиться планиро­вать свои действия, следовать плану; ини­циировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным ин­тересам; завершать необходимые или тре­буемые задания, искать и находить в слу­чае необходимости помощь, решать про­блемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях, демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты.

7) Здоровье и безопасность включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно рас­познать наступление болезни, грамотно принимать лекарство и проводить элементарную профилактику заболеваний, знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользо­ваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людь­ми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; вос­питывать положительные привычки.

8) Функциональная успеваемость – ин­теллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отно­шение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведческие знания об окружающем мире, здоро­вье и сексуальности; география, общест­венные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков не успеваемость от класса к классу, а приоб­ретение академических навыков, необхо­димых для обеспечения независимой и самостоятельной жизни в дальнейшем.

9) Проведение досуга предполагает уме­ния разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные пред­почтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и са­моинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (само­стоятельно и совместно); вступать в соци­альное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, за­канчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осознание. Сопутствующие навыки: адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном взаимодействии, применение академических навыков и демонстрация навыков мобильности.

10) Работа – навыки, связанные с возмож­ностью работать полный/неполный день в микросообществе, применять специфи­ческие рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соот­ветствующие сопутствующие навыки: по­следовательно выполнить и завершить ра­боту, совершенствовать рабочие навыки, применять их на практике, готовить к ра­боте рабочее место, общаться и взаимо­действовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватно реагировать на крити­ку; распоряжаться деньгами и уметь их распределять.

Виды умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности. Умственная отсталость, является, как правило, результатом поражения или недоразвития головного мозга, и эти поражения рассматриваются как грубые, выраженные. При умственной отсталости наблюдается в первую очередь поражение коры как наиболее сложного образования головного мозга. Умственная отсталость может быть результатом как врожденных, так и приобретенных поражений мозга. В отдельных случаях умственная отсталость возникает в результате массивной депривации в раннем детстве, при которой у детей не осуществляется в полном объеме созревание мозговой коры, в норме созревающей прижизненно в условиях социальной стимуляции. К таким случаям можно отнести умственную отсталость у детей, воспитанных животными.

Умственную отсталость подразделяютнаследующие виды:

– умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении;

– умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции;

– умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.

Наши рекомендации