История изучения ринолалии, обусловленной расщелинами неба
История изучения ринолалий претерпела длинный и тернистый путь развития, в который включались врачи, психологи, дефектологи.
Первые работы по ринолалий написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление небного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мягкое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.
Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский (1875), П. Субботин (1894), М. И. Панкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.
Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский в 1870 г. сообщал, что периостальная уранопластика сделала самый замечательный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после уранопластики вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его по ширине и недостаточность подвижности.
Однако, по его мнению, при ежедневном правильном упражнении в произношении, в чтении еще лучше, если возможно., под наблюдением опытных руководителей в училищах глухонемых, речь мало-помалу становится внятнее.
Несмотря на достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического' оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама по себе не ликвидирует назального звучания в речи рннолалнков. А. А. Лимберг отмечал, что хирург должен реально представлять ту роль, которая выпадает на его долю в деле лечения щелинной деформации и преодоления дефекта. Задача .хирургического лечения — возможно полное восстановление формы и величины деформированных органов без нарушения возможности нормального развития их функции. Исправление извращенной и недостаточной функции органа (особенности функции речи) лишь редко и случайно дается само собой.
Хирургическое лечение только строит стенки и клапаны как
$Ъ1 музыкального инструмента речи. Окончательная отделка и .настройка этого инструмента и обучение игре на нем лежит на ряде других дополнительных методов лечения, как то: ортопедическом лечении, ортодонтиц и логопедии.
Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.
Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчеркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.
В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой гнусавости.
Одно из них — немецкое, — принятое в Германии и в ряде 1ругих стран (Г. Гуцман, 1924; Г. Арнольд, 1959; М. М. Ван-ксвнч, 1926; В. А. Каретникова, 1927; М. Е. Хватцев, 1931, 1959). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения, вызываемой сильными раздражителями, благодаря которой в комплексную деятельность нормальных рече-двигательных органов вовлекаются дефектные органы (мягкое небо и др.)- Применяемые упражнения частично носят напряженный, силовой характер.
В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу. Первые 2—3 месяца больные должны были использовать фальцетный голос, далее они переходили к овладению грудным голосом.
Второе направление, условно называемое французским, ба-яноуется ня постановке правильного дыхания и голоса. (С. Бо-рель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929).- Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных диф-ференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.
Представители обоих направлений исходили из необходимости достижения произвольного заУыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Па.ссавана с небной занавеской (мягким небом).
Наиболее ярким выразителем немецкого направления является проф. Г. Гуцман. В разработанной им методике предлагается конкретная система упражнений для улучшения небно-глоточного затвора. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора или носового зажима.
Смыкание небной занавески с валиком Пассавана и вследствие этого улучшение небно-глоточного затвора достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа,, так как в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху. В основе речевых упражнений — использование голоса повышенной громкости.
,и Продуктивность громкого произношения обусловливается тем, что при громкой речи имеет место сильная иннервация всех внутренних частей ротовой полости; при этом повышается активность небной занавески.
^ Речевые упражнения рекомендуется начинать с тренировки в произнесении сочетания апа, в котором первый звук -а произносится голосом обычной высоты и силы, а сочетание па сильнее, причем второй звук а «выталкивается» с особой силой и более высоким голосом. Аналогично отрабатывается произношение других гласных звуков. Постепенно переходят к произношению отработанных сочетаний звуков без обтуратора или носового зажима. Определенный минимум упражнений, по ело-вам Г. Гуцмана, пациент должен проделывать ежедневно в течение всей своей жизни.
Принцип первоначальной иррадиации возбуждения отражен в ряде других работ. Так, Бейсс предлагает в работе с рннола-ликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.
Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи. При таком методе работы одновременно с энергичной фонацией или произнесением коротких звуковых сочетаний производятся резкие толчкообразные направления движения крепко сжатых кулаков, поднятых до уровня груди. Предполагается, что развиваемая при этом .энергия иррадирует на все работающие в этот момент мускулы и заставляет их производить добавочную работу, ведущую к развитию и укреплению-небного затвора.
Методика М. Е. Хватцева. Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хват-цевым.
Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии .и физиологии речевого аппарата, а от больных — пзппя-"жения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.
Трудность этой методики л недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.
«Пройденный в 3—4 месяца курс в особо тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (негнусавон) и отчетливой внятной
речи', на первых порах, несмотря па проделанную звукосочета-.'^льпую работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки живой речи тормозят и извращают друг друга, п.чсто совсем выпадают и заменяются старыми установками
и т. п.» '•
Французское направление с некоторой модификацией развивалось в ряде работ советских авторов (Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, 3. Г. Нслюбова, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова).
Б этих работах указывалось па необходимость логопедической помощи при ршюлалпи как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеоперационной работе и лишь очень осторожно говорилось о возможности дооперационных занятии.
В 1931 году был опубликован реферат Ф. А. Рау «Доопера-шюнные логотерапевтпческие упражнения при врожденных
небных щелях».
В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по .общепринятой методике постановки звуков. Ф. А. Рау высказы-нлл мнение, что воспитание правильных артикуляций до операции труднее, а неправильно воспитанные движения могут осложнить логопедическую работу после операции. В связи с этим он рекомендовал очень осторожный подход, к формированию произношения при дооперационных занятиях.
В 1933 г. выходит в свет «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» Е. Ф. Рау, в котором излагается методика работы в одиннадцати заня-. тнях. Здесь делалась первая попытка дать краткую последовательную методику логопедических занятий с применением принципа воспитания правильного произношения звуков при зажатых крыльях носа.
В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недостатков произношения» 3. Г. Нелюбовой с краткой методической запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при •згождеппых расщелинах..
По сравнению с предыдущими работами, 3. Г. Иелюбова ББСдила много новых приемов: массаж небной занавески, специальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много вни-:-.'.;;:-:мя формированию голосовыдыхателыюй струи и постановке дпафрагмалыюго дыхания. Предлагалось также широко использовать очень громкий голос, твердую атаку при произношении звуков речи. Здесь впервые отмечалась необходимость развития слухового внимания ршюлалика к своей речи и ука-
X в а т цен М. Е. Логопедия. М., 1959, с. 187.
зывались возможности предотвращения возникновения тикооб-разных и хореических движений мышц лица.
Таким образом 3. Г. Нелюбовой была представлена система речевых упражнений при ринолалин.
Трудности логопедической работы при рннолалин заставляли искать новые пути воздействия на дефект. В 1952—1955 гг. нами был обобщен опыт работы с такими больными в статьях «Логопед"ические приемы работы при открытой гнусавости и лсевдобульбарном параличе» (1952) и «Приемы логопедической работы при открытой гнусавости» (1955).
Несмотря на успехи преодоления дефекта, достигнутые многими логопедами, методика логопедического воздействия при риполални оставалась несовершенной. Результаты работы часто не были достаточно эффективными. В таких случаях больных направляли на повторную операцию для удлинения небной занавески.
. Иногда они оперировались по 3—4 раза, но речь их так и оставалась дефектной.
В работах Т. Н. Воронцовой (1966) была проведена дифференциация логопедического воздействия после уранопластики у взрослых "больных. В зависимости от длины, подвижности мягкого неба и развития глоточной • мускулатуры ею были выделены 3 группы больных и показана специфика работы с ними. Прослеживалась также последовательность и сочетание применения лого- и физиотерапии, были определены этапы воздействия и их содержание.
Изыскивая наиболее эффективные пути преодоления дефекта, специалисты-логопеды совместно с врачами обращались к новым способам анализа дефекта. Так, логопедом Н. И. Сереб-ровой совместно с врачом Л. В. Дмитриевым (1969) был применен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с риполалией и прогнозировать возможность полного восстановления- функции речи одними логопедическими приемами.
Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.
Был предложен один из вариантов логопедической работы при данном речевом нарушении: на логопедических занятиях больные обучались основным правилам речевого выдоха. Он должен производиться при напряжении небной занавески, опущенном корне языка, возможно большем опускании нижней челюсти. Одновременно с отработкой правильного речевого дыхания методика предусматривала коррекцию голоса и артикуляции звуков.
Наблюдения Н. И. Серебровой подтвердили предположения
том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки. Если расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки меньше чем расстояние между мягким небом и спинкой языка, то в процессе обучения можно получить речь без носового оттенка.
Таким образом, применение метода рентгенографии в практике коррекции дефектов произношения при ринолалин позволило до начала занятий предвидеть результаты коррекции речи 'и наметить план работы. Учитывалось, что в процессе занятии улучшается подвижность мягкого неба, задней стенки глотки и незначительно сокращается расстояние между ними.
Выводы.История развития учения о ринолалин показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению небно-глоточного затвора. Для этого необходимо наличие небной занавески достаточной длины и подвижности и возможность смыкания с нем'! валика Пассавана. Существенное значение имеет также соотношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.
В связи с этим в процессе логопедических занятий необходимо работать не только над созданием условий для укрепления небно-глоточного затвора, по и учитывать всю с.ммптоу.::-тику ринолалии, в частности дефектное положение языка в полости рта.
Литература
1. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолали-ками в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
2. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. М., 1936..
3. Нелюбова 3. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. М., 1938.
4. Ра у Е. Ф. Логотерапевтнческая работа с детьми, страдающими открытой гнусавостью. — Вопросы материнства и младенчества, 1939, № 3.
5. X в а т ц е в М. Е. Логопедия. М., 1952.
6. Чирки на Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.
7. Воронцова Т. Н. Логопедическая работа с больными с открытой ринолалиен. Автореф. канд. дне. М., 1966.
8. Репина 3. А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. Автореф. канд. дне. М., 1975.
ГЛАВА 3.