Признаки стрессового напряжения
· невозможность сосредоточиться на чем-то и слишком частые ошибки в работе
· частое возникновение чувства усталости и отсутствие прежней радости от работы
· очень быстрая речь; повышенная возбудимость
· довольно частые боли (болят голова, спина, область желудка);
· потеря чувства юмора
· резкий рост числа выкуриваемых сигарет или пристрастие к алкогольным напиткам
· постоянное ощущение недоедания или утрата аппетита - вообще потерян вкус к еде
· ухудшение памяти и невозможность вовремя закончить работу.
Длительное стрессовое напряжение приводит к синдрому эмоционального выгорания - личность вырабатывает механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия и приобретает стереотип профессионального эмоционального поведения. Данный тип поведения позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы организма, но отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами. СЭВ является своеобразной «болезнью» работников коммуникативных профессий (учитель, врач, психолог) и характеризует психологическое состояние здоровых людей, находящихся в тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (услуг).
По выраженности проявлений различают три фазы СЭВ:
1. Фаза напряжения – нервное тревожное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение носит динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством нагрузки или усилением психотравмирующих факторов.
2. Фаза резистенции (сопротивления) - характеризуется неадекватным избирательным реагированием, как в профессиональной деятельности, так и вне её; сокращением профессиональных обязанностей, требующих эмоциональных затрат.
3. Фаза истощения – проявляется в падении общего энергетического тонуса, ослаблении нервной системы, возникновении психовегетативных и психосоматических нарушений. На этом этапе защита в форме «выгорания» - неизбежна.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
2. Неудовлетворенность собой
3. «Загнанность в клетку»
4. Тревога и депрессия
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
2. Эмоционально-нравственная дезориентация
3. Расширение сферы экономии эмоции
4. Редукция профессиональных обязанностей
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит
2. Эмоциональная отстраненность
3. Личностная отстраненность (деперсонализация)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения
Симптомы, характерные для СЭВ принято подразделять на пять групп:
1. физические симптомы:
- усталость, физическое утомление, истощение
- изменение веса
- недостаточный сон, бессонница
- плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям
- затрудненное дыхание, одышка
- тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь
- повышение артериального давления
- язвы и воспалительные заболевания кожи
- болезни сердечно-сосудистой системы
2. эмоциональные симптомы:
· недостаток эмоций; безразличие, усталость
· пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни
· ощущение беспомощности и безнадежности
· агрессивность, раздражительность; депрессия, чувство вины
· тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться
· истерики, душевные страдания; преобладает чувство одиночества
· потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив
· увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены
3. поведенческие симптомы:
- во время работы появляется усталость и желание отдохнуть
- безразличие к еде
- малая физическая нагрузка
- оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
- несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.
- импульсивное эмоциональное поведение
4. интеллектуальное состояние:
- падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем
- скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни
- большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу
- цинизм или безразличие к новшествам
- малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы
5. социальные симптомы:
- низкая социальная активность
- падение интереса к досугу, увлечениям
- социальные контакты ограничиваются работой
- скудные отношения на работе и дома
- ощущение изоляции, непонимания других и другими
- ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег
В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию. Таким образом, у людей, пораженных СЭВ, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции; - СЭВ представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек
Профилактика и лечение СЭВ
Притча «Мудрец и бабочка»
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла ещё до одного человека, который тоже был известным и мудрым в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. Он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил.
«Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?»
Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет : «У тебя в руках бабочка».
Тогда я спрошу его: «А какая это бабочка, живая или мертвая?»
И если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я легонько, надавлю ее своими ладонями так, что, когда я их раскрою все усидят, что она мертвая.
А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда они увидят, что он оказался не прав»
Так он и сделал. Взял бабочку, подошёл к мудрецу и спросил его
- Скажи, что у меня в руках?
Мудрец посмотрел и сказал:
- У тебя в руках бабочка.
Тогда он спросил мудреца:
- Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- Это в твоих руках.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
- снятие рабочего напряжения
- повышение профессиональной мотивации
- выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением
«Болезнь лучше предупредить, чем лечить» - эта формула справедлива и в отношении синдрома «выгорания». «Предупреждать» болезнь можно индивидуально и в группе. Лекции, практические семинары, консультации и тренинги - вот форма приема «лекарственных препаратов». В профилактике СЭВ успех зависит, прежде всего, от самого работника. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы). Иногда чтобы «отойти» от жизненных проблем, нужно найти такое занятие, которое было бы увлекательным и приятным;
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь - способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции, объединения и пр.)
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным. Обмен мнениями с коллегами, получение поддержки);
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: недостаточная физическая активность, неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, резкое уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
- проще относиться к конфликтам на работе
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем
Методы борьбы со стрессом