Особенности профессионального стресса. 2
Содержание
Стресс и стрессоры.. 2
Особенности профессионального стресса. 2
Признаки стрессового напряжения. 4
Профилактика и лечение СЭВ.. 6
Методы борьбы со стрессом.. 7
Использование рефрейминга для снятия напряжения. 9
Косметический набор для ухода за своей психикой. 10
Стресс и стрессоры
Стресс – состояние эмоционального (душевного) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Все, что вызывает стресс – называется стрессорами. Стрессоры вызывают реакцию стресса (сокращенно - стресс), т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации (адаптироваться). Если стресс не дает никаких последствий - человек обретает равновесие в создавшейся ситуации, если не адаптируется к ней, то это плохая адаптация или маладаптация. Как следствие маладаптации возникают различные психические или физические отклонения. Таким образом, стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.
Стрессоры могут быть:
- Психические илинеподвластные когда необходимо принять особо ответственное решение или резко переменить стратегию поведения.
Например, человек ведёт машину и попадает в ситуацию, от него не зависящую, он начинает нервничать, при этом от него требуется принятие особо ответственного решения, быстро перестроится и резко переменить стратегию поведения.
- Физическиеили контролируемые возникают, когда есть реакция на физическую угрозу или упоминание о ней. Эта группа стрессоров влияет тогда, когда, например,
а) человек не может отказать в просьбе начальнику, а при согласии выполнить требование возникает напряжение;
б) когда к взрослому человеку обращаются как к ребенку (мать к взрослому ребенку, преподаватель к слушателю курсов повышения квалификации);
в) когда начальник безразличен к нуждам и чувствам подчиненных;
г) при большой нагрузке на работе и дома и неумением управлять своим временем.
- Индивидуальные или личностно интерпретируемые - как индивидуальное осознание ситуации и установление своей роли в создавшейся ситуации в негативном для себя свете. Например, человек не справился с каким-либо заданием на работе. Событие уже произошло и человек начинает рассуждать: "Сегодня я не справился с заданием. Ведь это ужасно. И всегда все, что я делаю, у меня получается очень плохо. Никогда у меня ничего не получается. Я неудачник, так считают многие. Наверно меня никто не уважает. У меня никогда не будет друзей".
Особенности профессионального стресса
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.)
Развитие профессиональных стресс-реакций обусловлено:
1. структурно-организационными особенностями
2. характером профессиональной деятельности
3. особенностями личности
4. взаимодействием и отношением между сотрудниками
Структурно-организационные особенности
· высокая рабочая нагрузка
· отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства
· недостаточное вознаграждение за работу
· высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы
· невозможность влиять на принятие решений
· двусмысленные, неоднозначные требования к работе
· постоянный риск штрафных санкций
· однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность
· однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность
· необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям
· отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы
· жесткая, нерациональная политика администрации
Личностные особенности
· высокий уровень эмоциональной лабильности; неустойчивость, импульсивность
· высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; повышенная ответственность
· рационализация мотивов своего поведения
· склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний
· ригидная личностная структура, интровертированность
· несоответствие личности профессиональным требованиям
· определенные качества характера - гуманность, мягкость, увлеченность, идеализм, склонность к сочувствию, одержимость навязчивыми идеями (фанатичность)
Профилактика и лечение СЭВ
Притча «Мудрец и бабочка»
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла ещё до одного человека, который тоже был известным и мудрым в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. Он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил.
«Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?»
Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет : «У тебя в руках бабочка».
Тогда я спрошу его: «А какая это бабочка, живая или мертвая?»
И если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я легонько, надавлю ее своими ладонями так, что, когда я их раскрою все усидят, что она мертвая.
А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда они увидят, что он оказался не прав»
Так он и сделал. Взял бабочку, подошёл к мудрецу и спросил его
- Скажи, что у меня в руках?
Мудрец посмотрел и сказал:
- У тебя в руках бабочка.
Тогда он спросил мудреца:
- Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- Это в твоих руках.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
- снятие рабочего напряжения
- повышение профессиональной мотивации
- выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением
«Болезнь лучше предупредить, чем лечить» - эта формула справедлива и в отношении синдрома «выгорания». «Предупреждать» болезнь можно индивидуально и в группе. Лекции, практические семинары, консультации и тренинги - вот форма приема «лекарственных препаратов». В профилактике СЭВ успех зависит, прежде всего, от самого работника. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы). Иногда чтобы «отойти» от жизненных проблем, нужно найти такое занятие, которое было бы увлекательным и приятным;
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь - способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции, объединения и пр.)
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным. Обмен мнениями с коллегами, получение поддержки);
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: недостаточная физическая активность, неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, резкое уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
- проще относиться к конфликтам на работе
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем
Методы борьбы со стрессом
Мышечная релаксация
Этот метод был разработан Эдмундом Якобсоном в 1908 г. в Гарвардском университете. Упражнение делают после глубокого дыхания. Метод представляет собой поочередное напряжение и расслабление каждой основной группы мышц тела. Данное упражнение проводят последовательно, по основным девяти группам мышц. Каждую группу мышц напрягают и расслабляют 3-5 раз, что позволяет выявить напряженные участки тела и быстро устранять ненужное напряжение.
- Кисти, предплечья.
- Плечи.
- Лоб.
- Лоб, надбровья, нос, щеки.
- Рот, подбородок, передняя шейная поверхность.
- Задняя шейная поверхность.
- Верхняя половина туловища (упражнение проводят в положении сидя)
- Мышцы поднимающие ноги, пальцы ног книзу (упражнение проводят в положении сидя).
- Мышцы поднимающие ноги, пальцы ног кверху (упражнение проводят в положении сидя).
Для поднятия жизненного тонуса, улучшения работоспособности, можно провести дополнительно несколько тонизирующих мышцы упражнений.
1. В положении стоя несколько раз перекатываться с пяток на носки и обратно (лучше делать босиком).
2. Из положения стоя наклониться вперёд с максимальным опусканием головы и расслаблением верней части туловища и шеи (мысленно помогая телу расслабиться, отслеживая напряжения); затем медленно подняться в исходное положение, сделать паузу для восстановления самочувствия (выполнить 2-3 раза).
3. Встряхивание. В положении стоя поднять руки кверху и последовательно начать "встряхивание тела". Начинать следует с кистей рук, затем - предплечья, плечи, голова, верхняя часть туловища, нижняя часть туловища, нижние конечности. Данное упражнение проводят 3-5 мин, после его выполнения повышается тонус и настроение.
4. Упражнение, которое следует выполнять несколько раз в день. Для этого нужно застыть в одной позе без движения на одну минуту.Просто в какой-то определенный момент скажите себе «стоп» и, не двигаясь, оставайтесь в течение одной минуты в том положении, в котором были. Не двигайтесь с места, даже если звонит телефон. Цель этого упражнения — овладеть моторикой. Мы постоянно двигаемся, но даже не замечаем этого. Вы убедитесь, насколько полезно это упражнение, причем не только для тела. Оно так же способствует повышению самодисциплины и позволяет полностью успокоиться.
Упражнение
Чтобы научиться использовать рефрейминг, нужно начать упражняться с конкретными реакциями и формами поведения.
Во-первых, идентифицируйте форму реакции, чтобы определить, какой тип рефрейминга больше подходит - рефрейминг контекста или содержания. В случае комплексной эквивалентности, создайте несколько различных значений, которые это поведение могло бы иметь в конкретном контексте, в котором оно появляется (рефрейминг содержания). По мере сравнительного обобщения создайте несколько других контекстов, в которых это поведение приобрело бы другую ценность (рефрейминг контекста). Самый простой способ начать - написать список создающих проблемы поведенческих реакций, с которыми Вы сталкиваетесь и методично для каждой создать значение или контексты, которые поведут к позитивным изменениям.
Техники разрушения
Растрескивание
Что происходит с закаленным стеклом, как в лобовом или боковом стекле машины, когда оно разбивается? Оно разбивается на тысячи мелких осколков и распадается. Вообразите, что зрительный образ, от которого вы желаете избавиться, подобен автомобильному окну, и нарисован на нем. Стукните по нему хорошенько молотком и наблюдайте, как оно разбивается на тысячи крошечных осколков и распадается. Вам может понадобиться повторить это несколько раз, чтобы сделать это полностью и навсегда.
2. Посмотреть фильм “шиворот-навыворот”
Один из способов представлять себе “шиворот-навыворот” состоит в том, что все, находящиеся в центре исходного фильма, перемещается на наружный край; а все, что по краям, оказываются сплющенными в центре.
Поворачивание калейдоскопа
Представьте, что вы смотрите в детский калейдоскоп. Поместите в него неприятную ситуацию. Далее начните поворачивать калейдоскоп, пока картинка не превратиться в экзотический узор.
Воздушный шар
Представьте, что ваш неприятный образ – это воздушный шар, проткните его чем-то острым и увидьте, как он лопается, как мыльный пузырь.
Пройти сквозь образ
Представьте свой неприятный образ перед собой на экране, теперь повернувшись спиной быстро прорвитесь сквозь экран, так чтобы образ остался разорванным сзади. повторите 3-6 раз.
Рефрейминг
Поместите неприятную ситуацию в большую золотую раму в стиле барокко примерно в шесть футов шириной и представьте, как бы выглядели участники ситуации, одетые в соответствующем стиле. Представьте участников ситуации в клоунских нарядах, голыми, в детской колыбели и т.д.
Содержание
Стресс и стрессоры.. 2
Особенности профессионального стресса. 2