Место тренинга стрессоустойчивости в системе психологических тренингов.
Для того чтобы определить место тренинга стрессоустойчиво-сти в системе психологических тренингов, рассмотрим одну из существующих классификаций тренингов.
В. В. Никандров в книге «Антитренинг» [2003] предлагает группировать психологические тренинги по следующим критериям: ведущая цель; конкретные задачи; временной режим; тип руководства; состав и др.
Поскольку выбор методов и техник работы на тренинге зависит в первую очередь от его целей, рассмотрим первую из предлагаемых групп и определим место тренинга стрессоустойчивости среди них. По ведущей цели все тренинги условно можно разделить на две группы: методические и психокоррекционные (психотерапевтические, личностного развития, обучающие, организационные).
I. Методический тренинг «Антистрессовая программа»предполагает обучение специалистов проведению определенного вида тренинга и включает:
- теоретический материал: основные понятия (стресс, синдром эмоционального выгорания, фрустрация и др.), информация о специфике проведения данного вида тренинга для разных клиентских групп и др.;
- участие в работе психокоррекционной группы с целью иллюстрации рассматриваемого теоретического материала (с обязательным разбором и обсуждением, комментариями);
- наблюдение за работой тренера;
- самостоятельное проведение отдельных этапов работы, упражнений и игр под наблюдением профессионала;
- работу в малых группах по составлению сценария тренинга «Антистрессовая программа» для конкретных клиентских групп.
В зависимости от целевой аудитории и ее задач тренинг стрес-соустойчивости может быть отнесен к различным видам тренингов.
II. Психокоррекционный тренинг.Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания. Он относится к типу психокоррекционных тренингов, которые включают в себя следующие аспекты.
- Психотерапевтический тренинг направлен на получение психотерапевтического эффекта. Безусловно, тренинг стрессоустойчивости способствует проявлению терапевтического эффекта, как и любой другой вид коррекционной работы. Наиболее эффективное средство коррекции в данном виде тренинга - эмоциональный фактор. Участие в играх, упражнениях помогает слушателям через соответствующие эмоциональные переживания понять себя, найти наиболее приемлемые решения существующих у них проблем. В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.
- Тренинг личностного развития - разновидность психокор-рекционного тренинга — направлен на совершенствование личностных качеств участников. Задачи психотерапевтического тренинга и тренинга личностного роста близки.
Тренинг стрессоустойчивости реализует не только коррекци-онные задачи, но и задачи личностного развития: способствует повышению психологической компетентности и уверенности в себе участников.
- Обучающий тренинг - разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на приобретение участниками новых знаний, умений, навыков в определенных областях социальной активности человека. И тренинг стрессоустойчивости призван дать участникам такие знания, умения и навыки, которые повысят их стрессоустой-чивость, облегчат деструктивное состояние.
- Организационный тренинг — разновидность психокоррек-ционного тренинга — направлен на совершенствование совместной деятельности коллектива, на получение организационного эффекта.
Тренинг стрессоустойчивости может быть назван организационным, если проводится в рамках конкретной организации с целью достижения такого психологического климата и состояния сотрудников, которые будут способствовать повышению их стрессоустой-чивости.
Таким образом, в зависимости от особенностей клиентской группы, от целей и задач, решаемых с помощью тренинга стрессо-устойчивости, он может в равной степени носить характер любого из перечисленных видов тренинга: методического, психотерапевтического, личностного развития, обучающего, организационного.
Так, если участники — психологи или менеджеры по персоналу, которые после обучения будут проводить подобные тренинги в своей организации, воспроизводя информацию, полученную в ходе занятий, ведущий уделяет основное внимание методике проведения тренинга, учит составлять программы, грамотно подбирать упражнения.
Участники, выполняя то или иное упражнение, в большей степени обращают внимание не на личностные изменения, происходящие с ними, а на организационные моменты.
В этом случае тренинг можно классифицировать как методический.
Если тренинг проводится с персоналом одной организации и его целью является улучшение работы команды, тренер включает упражнения и игры, которые способствуют формированию навыков конструктивного поведения в возможных стрессовых ситуациях. Этот тренинг можно назвать организационным, обучающим.
Если же участники тренинга пришли с целью решения личностных проблем, мешающих им стать эффективными, тренинг можно считать личностным.