Изучить схему развития клеток иммунной системы.
2. Ознакомиться с характеристикой свойств некоторых изучаемых субпопуляций Т-лимфоцитов (Th9, Th17, Тfh, Тreg) и их особенностями в реализации иммунных механизмов (таблица).
Свойст-ва | Th1 | Th2 | Th9 | Th17 | Tfh (follicular helper) | Treg (regulatory) |
Главные продуцируе-мые цито-кины | IFNg, IL-2, TNFa, TNFβ | IL-4, IL-5, IL-10, IL-13 | IL-9 | IL-17A, 7F, IL-21, 22, IL-25, 26, TNFa | IL-21, IFNg, IL-4 | TGF-β, (Transforming growth factor), IL-10 |
Подавляе-мые патоге-ны | Вирусы, в/клет. бактерии, простейшие, грибы | Внеклеточ-ные патоге-ны, гельминты и др. | Гельминты | Внеклеточн. бак-терии, грибы. | Внеклеточные патогены, доступные IgM, IgG, IgA | Негативная регуля-ция клиренса патоге-нов |
Иммунопа-тология | Аутоиммун. болезни, Трансплантат-против-хозяина | Аллергия тип I | ? | Аутоиммун. болезни, Аллергия | ? | Поддержание иммун. толерантности. |
2. Изучить с помощью таблицы особенности функционирования В-клеточного рецептора (BCR) и Т-клеточного рецептора Т-лимфоцитов (ТСR).
Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках
Молекулы | Функциональное значение | Экспрессия |
CD2 | Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. | Т - лимфоциты |
CD3 | Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). | Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта |
TCR α, β | Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) | Т – Lm (большинство) |
TCR γ, δ | Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) | Т – Lm (слизистые, эпидер-мис) |
4. Изучить схему строения молекул МНС-I и МНС-II; указать расположение пептидосвязывающей бороздки (щель Бьоркмана) и отметить их функциональные отличия.
5. Изучить и дополнить механизмы процессинга и презентации экзогенных и эндогенных пептидных антигенов.
Подпись преподавателя _________________
Дата _____________
Занятие 3
Тема: Кооперация клеток иммунной системы и формирование приобретенного гуморального иммунитета. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела. Моноклональные антитела. Реакции антиген-антитело (Аг-Ат), их практическое применение. Реакция агглютинации.
Вопросы для обсуждения:
- Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток (АПК), Т- и В- лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа. Генетическая регуляция синтеза антител.
- Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
- Т-зависимый иммунный ответ
- Т-независимый иммунный ответ
- Идиотиповые и антиидиотиповые антитела.
- Моноклональные антитела, их получение.
- Техника постановки РА на стекле и ее учет.
- Техника постановки развернутой РА и ее учет.
- Варианты РА: реакция непрямой агглютинации (РНГА), реакция обратной непрямой агглютинации (РОНГА), реакция коаглютинации.
Практические задания:
1. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии гуморального иммунного ответа.
2. Нарисовать схему иммунного ответа на Т-независимые антигены.
3. Нарисовать схему идиотиповых и антиидиотиповых антител.
4. Дополнить схему получения моноклональных антител.
5. Поставить реакцию агглютинации (РА) на стекле исследуемой чистой культуры с диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками, учесть и зарисовать полученные результаты. Определить вид исследуемой культуры с помощью табл.
Антитела к антигенам сальмонелл | О - 9 | О - 12 | Vi | Hd | Hgm | 0,85% NaCl (контроль) |
Рис. 2. Результаты постановки РА на стекле
Таблица 1.
Классификация сальмонелл по антигенной структуре
(сокращенный вариант)
Серогруппа, вид или серовар | О-антиген | Н-антиген | |
фаза -1 | фаза-2 | ||
Серогруппа А S. paratyphi A | 1,2,12 | a | (1,5) |
Серогруппа B S. schottmuеlleri S. typhimurium | 1,4,(5),12 1,4,(5),12 | b i | 1,2 1,2 |
Серогруппа C S. cholerаesuis | 6,7 | c | 1,5 |
Серогруппа D S. typhi S. enteritidis S. dublin S. moscow | 9,12,Vi 1,9,12 1,9,12 9,12 | d g,m g,p b,g | - (1,7) - - |
Выводы: на основании полученных результатов постановки РА на стекле чистой культуры диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками установлено, что исследуемая культура бактерий относится к ______________________________________________________________________
(дописать видовое название)
3. Произвести учет результатов развернутой реакции агглютинации для определения титра антител в сыворотке крови больного с подозрением на брюшной тиф. Используя схему постановки реакции, зарисовать полученные результаты.
Таблица 2.
Схема постановки реакции агглютинации для выявления антител в сыворотке крови больного и определения их титра
Ингредиенты | Номер пробирки | ||||||
Контроль сыворотки | Контроль диагностикума | ||||||
0,85% р-р NaСl, мл | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | 1,0 |
Сыворотка крови больного в разведении 1:50, мл | 1,0 → | 1,0 → | 1,0 → | 1,0 → | 1,0 → | → 1,0 | → → - |
Полученное разведение сыворотки крови больного | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | 1:1600 | ||
Диагностикум, в каплях | 1:100 |
Инкубация при 37º С в течение 2 часов, затем при комнатной температуре 18-20 часов.
Выводы: титр антител к О-антигену Salmonella typhi в сыворотке крови больного составляет 1: ____________.
Полученный результат позволяет/не позволяет подтвердить диагноз болезни (нужное подчеркнуть). Объяснить почему: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя __________________
Дата _____________
Занятие 4
Тема: Формирование приобретенного клеточного иммунитета. Эффекторные функции Т- цитотоксических лимфоцитов и Т- эффекторов воспаления (ГЗТ). Противоопухолевый и трансплантационный иммунные ответы. Реакция преципитации.
Вопросы для обсуждения:
1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток и популяций Т- лимфоцитов в развитии клеточной формы иммунного ответа.
2. Генетический механизм формирования специфического антиген-распознающего Т- клеточного рецептора (TCR).
3. Эффекторная функция цитотоксического Т-лимфоцита (Т-киллер): распознавание мембранных антигенов клетки- мишени и механизм реализации цитотоксичности.
4. Эффекторная функция Тгзт-Lm в иммунном воспалении. Медиаторы иммунного воспаления.
5. Классификация онкогенных антигенов по локализации и генезу.
6. Механизм развития антиопухолевого иммунного ответа.
7. Роль макрофагов в антиопухолевом иммунном ответе.
8. Функции гамма-интерферона
9. Классификация трансплантантов.
10. Трансплантанционный иммунный ответ.
11.Реакция преципитации Ингредиенты, применяемые для постановки реакции преципитации.
12. Техника постановки реакции кольцепреципитации и реакции преципитации в геле.
13. Практическое применение реакции преципитации.
Практические задания:
1. Изучить молекулы, участвующие в кооперации основных лимфоидных клеток, свойства молекул (антигенов) I и II классов главного комплекса гистосовместимости и феномен HLA – рестрикции.
Таблица 1.
Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках
Молекулы | Функциональное значение | Экспрессия |
CD2 | Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. | Т - лимфоциты |
CD3 | Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). | Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта |
TCR α, β | Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) | Т – Lm (большинство) |
TCR γ, δ | Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) | Т – Lm (слизистые, эпидер-мис) |