Методика исследования костной системы
I. Осмотр.Во время осмотра определяют:
— форму головы, соотношение мозговой и лицевой частей;
— количество и состояние зубов;
— форму грудной клетки (плоская - надчревный угол острый, цилиндрическая -надчревный угол прямой, коническая - надчревный угол тупой), наличие деформаций (асимметрия, килевидная, воронкообразная, бочкообразная);
— состояние позвоночника (наличие боковых искривлений - сколиозов, определяют по расположению лопаток, плеч, сосков, форме поясничного треугольника);
Искривления позвоночника
— форму конечностей (О- и Х-образные);
—-. форму суставов;
— деформацию стопы (уплощение свода стопы - плоскостопие).
II. Пальпациючасто проводят одновременно с осмотром:
— голова - руки располагаются так, что большие пальцы находятся на лбу, а ладони - на височных областях (определяют состояние теменных и затылочных костей, родничков, швов);
— грудная клетка - сжимая с боков, определяют податливость, эластичность костей, утолщения на ребрах;
— суставы — определяют: а) размеры (в см), б) температуру, в) болезненность, г) объем пассивных и активных движений,
Для выявления плоскостопия используют метод плантографии (отпечаток стопы).
Форма стопы: а - нормальная; б- плоская Определение формы стопы: а - стопа
нормальная; б - уплощена; в - плоская
Пример записи: «Выявлено нарушение осанки» или «Выявлен левосторонний грудной сколиоз».
Определение размеров большого родничка
Цель:оценить физическое развитие ребенка.
Оснащение:
· Сантиметровая лента или прозрачная линейка; ручка, бумага
· 70% этиловый спирт, марлевая салфетка
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
· Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, установить доброжелательные отношения | · Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
· Вымыть и осушить руки · Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом при помощи салфетки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Удобно уложить или усадить ребенка в зависимости от возраста | · Создание комфортных условий |
Выполнение процедуры | |
· Пальпаторно левой рукой найти большой родничок (в области соединения теменных и лобных костей) | · Обеспечение достоверности исследования |
· Провести по коже над родничком пальцами левой руки поглаживающим движением. Определить, находятся ли ткани, закрывающие родничок, на уровне костей черепа или нет (западают или выбухают) | · Родничок в норме должен располагаться на уровне костей черепа, западение свидетельствует об обезвоживании, напряжение, выбухание – о повышении внутричерепного давления |
· Наложить правой рукой сантиметровую ленту (линейку) на голову ребенка в области большого родничка и измерить расстояние между противоположными сторонами | · Обеспечение достоверности исследования |
· Определить упругость его краев | · Края большого родничка в норме должны быть плотными, не податливыми |
Завершение процедуры | |
· Записать результат | · Документирование результатов исследования · Обеспечение преемственности |
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
Образец записи: «Б/р (большой родничок) 2 X 2 см, края плотные, не напряжен» или «Б/р (большой родничок) 2 X 2 см, края податливы, не напряжен» или «Б/р (большой родничок) 2 X 2 см, края плотные, напряжен, выбухает».