IV. Стратегия обучения Группа из 3 человек, 1 час

1. «Б» выбирает время, когда он с легкостью что-то хорошо изучил.

2. «А» помогает «Б» получить полный доступ к это­му ассоциированному опыту. (Когда «Б» делает это, «А» осуществляет якорение положительных чувств, вызываемых успешным опытом обучения).

3. «А» извлекает стратегию «Б»:

Первая проверка:

Как вы узнаете, что пришло время изучить что-то?

О чем вам нужно подумать или что вам нужно узнать, чтобы вы откры­лись для обучения?

Как вы узнаете, что представилась возможность изучить что-то?

Действие:

Через какие этапы вы проходите при активном и эффективном обучении?

Какие наименьшие этапы вы исполь­зуете при эффективном обучении?

Как вы узнаете, что следует изучить?

Вторая проверка:

Какие требования вы должны удов­летворить, чтобы узнать, что вы обу­чаетесь?

Как вы узнаете, что вы на самом деле обучаетесь?

Какой вид сравнений вы используе­те для оценки своего обучения?

Что является доказательством того, что вы изучили что-либо?

Выход:

Как вы узнаете, когда имеет место обучение?

Как вы узнаете, когда это конкретное обучение завершилось?

4. Поменяйтесь ролями.

5. Попробуйте использовать стратегию обучения другого человека для того, чтобы выяснить, рабо­тает ли она в вашем случае.

Примечание. Хорошие стратегии обучения обладают несколькими общими компонентами*.

1. Человек испытывает приятные, положительные чувства по отношению к обучению (например, возбуждение, рвение, готовность и т. д.). Эти чувства могут являться результатом V? (видение самообучения, развития и т. д.) или Л" «Разве это не возбуждает? Я могу изучить это. Я хочу знать это». Хорошая стратегия обучения будет содер­жать в себе некоторую мотивацию.

2. Человек избегает чувств перегрузки или замеша­тельства, разукрупняя целое задание. Один из спо­собов заключается в обладании (А") компонентом, который говорит: «Как я могу разделить это на части, с которыми смогу справиться?» или после­довательностью картин или меньших частей (V). Итак, стратегия обучения содержит некоторую часть стратегии принятия решений.

К тому же хорошие учащиеся понимают, что заме­шательство обычно является частью процесса обу­чения. «Незнание» означает, что данные еще не полностью рассортированы. Хорошие учащиеся иногда ожидают замешательства. Однако в отли­чие от плохих учащихся, которые застревают в за­мешательстве, хорошие учащиеся просто оставля­ют вводящий в замешательство материал на неко­торое время и готовятся к следующему элементу, или чанку, данных. Плохие учащиеся «испытыва­ют неприятные чувства» по отношению к тому, что они не понимают. Хорошие учащиеся чувствуют возбуждение, восторг или вызов по отношению к тому, чего еще не знают.

3. Эффективная стратегия обучения будет также иметь хорошую систему обратной связи, помога­ющую вносить исправления. В зависимости от задания, она может содержать А' для студента музыкального училища, Vе для студента художе­ственного училища или V, К»,А<для баскетболи­ста, выполняющего штрафные броски (V*- виде­ние корзины; К"- ощущение привычного движе­ния тела и рук; А' - звук мяча, проходящего через сетку).

4. Соответствующие сравнения с другими хорошими учащимися предоставляют важную обратную связь. Сравнение себя с ранее обучающимся или с другими студентами в классе может предоставить неоценимые данные для вашей стратегии обуче­ния. Узнайте, как они обучаются, и смоделируйте их стратегии обучения. Или вспомните время, ко­гда вы обучались, и извлеките свою стратегию из того опыта.

5. Один из вопросов выхода выглядит так: «Как вы узнаете, когда это конкретное обучение заверши­лось?». Этот вопрос имеет важное применение. Не­которые люди используют слишком маленькие чанки и выходят слишком быстро, так что не мо­гут изучить большое количество информации. Не­которые используют такие большие чанки, что ни­когда не выходят и не чувствуют, что изучили хоть что-нибудь. Первые могут испытывать положи­тельные чувства, но не знать при этом столько, сколько им кажется. Вторые могут изучить много, но никогда при этом не чувствовать себя компетент­ными. Как только хороший учащийся решает вый­ти, он начинает немедленно думать о том, когда, где, с кем и как он будет использовать то, что изучил.

Вопросы для размышления

1. Что в НЛП означает слово «моделирование»?

2. Какие «картографические» процессы мы должны всегда принимать во внимание при работе со стратегиями?

3. Кто разработал модель ТОТЕ?

4. Как разработчики НЛП улучшили модель ТОТЕ?

5. Как вы извлекаете стратегию? Назовите этапы это­го процесса.

6. Опишите, как бы вы распаковывали стратегию.

7. Какой процесс встраивания (якорение, повторение и т. д.), как вам кажется, вы уже выполняли?

8. Какой процесс встраивания вы хотели бы развить?

Наши рекомендации