IV. Стратегия обучения Группа из 3 человек, 1 час
1. «Б» выбирает время, когда он с легкостью что-то хорошо изучил.
2. «А» помогает «Б» получить полный доступ к этому ассоциированному опыту. (Когда «Б» делает это, «А» осуществляет якорение положительных чувств, вызываемых успешным опытом обучения).
3. «А» извлекает стратегию «Б»:
Первая проверка:
Как вы узнаете, что пришло время изучить что-то?
О чем вам нужно подумать или что вам нужно узнать, чтобы вы открылись для обучения?
Как вы узнаете, что представилась возможность изучить что-то?
Действие:
Через какие этапы вы проходите при активном и эффективном обучении?
Какие наименьшие этапы вы используете при эффективном обучении?
Как вы узнаете, что следует изучить?
Вторая проверка:
Какие требования вы должны удовлетворить, чтобы узнать, что вы обучаетесь?
Как вы узнаете, что вы на самом деле обучаетесь?
Какой вид сравнений вы используете для оценки своего обучения?
Что является доказательством того, что вы изучили что-либо?
Выход:
Как вы узнаете, когда имеет место обучение?
Как вы узнаете, когда это конкретное обучение завершилось?
4. Поменяйтесь ролями.
5. Попробуйте использовать стратегию обучения другого человека для того, чтобы выяснить, работает ли она в вашем случае.
Примечание. Хорошие стратегии обучения обладают несколькими общими компонентами*.
1. Человек испытывает приятные, положительные чувства по отношению к обучению (например, возбуждение, рвение, готовность и т. д.). Эти чувства могут являться результатом V? (видение самообучения, развития и т. д.) или Л" «Разве это не возбуждает? Я могу изучить это. Я хочу знать это». Хорошая стратегия обучения будет содержать в себе некоторую мотивацию.
2. Человек избегает чувств перегрузки или замешательства, разукрупняя целое задание. Один из способов заключается в обладании (А") компонентом, который говорит: «Как я могу разделить это на части, с которыми смогу справиться?» или последовательностью картин или меньших частей (V). Итак, стратегия обучения содержит некоторую часть стратегии принятия решений.
К тому же хорошие учащиеся понимают, что замешательство обычно является частью процесса обучения. «Незнание» означает, что данные еще не полностью рассортированы. Хорошие учащиеся иногда ожидают замешательства. Однако в отличие от плохих учащихся, которые застревают в замешательстве, хорошие учащиеся просто оставляют вводящий в замешательство материал на некоторое время и готовятся к следующему элементу, или чанку, данных. Плохие учащиеся «испытывают неприятные чувства» по отношению к тому, что они не понимают. Хорошие учащиеся чувствуют возбуждение, восторг или вызов по отношению к тому, чего еще не знают.
3. Эффективная стратегия обучения будет также иметь хорошую систему обратной связи, помогающую вносить исправления. В зависимости от задания, она может содержать А' для студента музыкального училища, Vе для студента художественного училища или V, К»,А<для баскетболиста, выполняющего штрафные броски (V*- видение корзины; К"- ощущение привычного движения тела и рук; А' - звук мяча, проходящего через сетку).
4. Соответствующие сравнения с другими хорошими учащимися предоставляют важную обратную связь. Сравнение себя с ранее обучающимся или с другими студентами в классе может предоставить неоценимые данные для вашей стратегии обучения. Узнайте, как они обучаются, и смоделируйте их стратегии обучения. Или вспомните время, когда вы обучались, и извлеките свою стратегию из того опыта.
5. Один из вопросов выхода выглядит так: «Как вы узнаете, когда это конкретное обучение завершилось?». Этот вопрос имеет важное применение. Некоторые люди используют слишком маленькие чанки и выходят слишком быстро, так что не могут изучить большое количество информации. Некоторые используют такие большие чанки, что никогда не выходят и не чувствуют, что изучили хоть что-нибудь. Первые могут испытывать положительные чувства, но не знать при этом столько, сколько им кажется. Вторые могут изучить много, но никогда при этом не чувствовать себя компетентными. Как только хороший учащийся решает выйти, он начинает немедленно думать о том, когда, где, с кем и как он будет использовать то, что изучил.
Вопросы для размышления
1. Что в НЛП означает слово «моделирование»?
2. Какие «картографические» процессы мы должны всегда принимать во внимание при работе со стратегиями?
3. Кто разработал модель ТОТЕ?
4. Как разработчики НЛП улучшили модель ТОТЕ?
5. Как вы извлекаете стратегию? Назовите этапы этого процесса.
6. Опишите, как бы вы распаковывали стратегию.
7. Какой процесс встраивания (якорение, повторение и т. д.), как вам кажется, вы уже выполняли?
8. Какой процесс встраивания вы хотели бы развить?