Юмор, связанный с выражением и интеграцией прошлого опыта переживания травматического стресса

В изобразительной продукции ветеранов войн спонтанно либо при использовании соответствующих тем закономерно прояв-лялся прошлый опыт, связанный с переживанием боевого стрес-са. В одних случаях авторы отражали ситуации прошлого бук-вально, создавая реалистические картины. В других прошлый опыт подвергался творческой переработке и отражался в ри-сунках, основанных на игре воображения, образах кино и ином культурном материале. Мы не могли не обратить внимания на то, что визуальная передача такого опыта очень часто оказывалась окрашенной разными оттенками юмора – от «черного» до здоро-вого и жизнеутверждающего.



Юмор, связанный с выражением и интеграцией прошлого опыта переживания травматического стресса - student2.ru

Рис. 37–39.Рисунки, отражающие представления о будущем, значимыепотребности личности



Юмор, связанный с выражением и интеграцией прошлого опыта переживания травматического стресса - student2.ru

Рис. 40.Воспоминание о былом

«Черный», самоуничижительный юмор проявляется в рисунке под названием «Воспоминание о былом» (рисунок 40) и в сопро-вождающем его коротком рассказе: «1999 год. Осень. Чечня в райо-не п. Валерик (Лермонтов писал в стихах об этих местах). Неу-ютное место для расположения воинской части, но с приказами не спорят. Одна из горных вершин была похожа на ягодицы. Первая мысль, которая приходила в голову: Да, в какую мы жопу попали!..»

Жизнеутверждающий юмор и синтонность авторской пози-ции характеризуют рисунок под названием «Я на боевом посту

с мышкой» (рисунок 41). Он отражает воспоминания о службе

в Чечне. Сопровождающий его рассказ такой: «Когда я служил

Юмор, связанный с выражением и интеграцией прошлого опыта переживания травматического стресса - student2.ru

Рис. 41.Я на боевом посту с мышкой



Юмор, связанный с выражением и интеграцией прошлого опыта переживания травматического стресса - student2.ru

Рис. 42. Нападение техасской конницы

в Чечне, то у нас на посту была «ручная» мышка. Мы ее все корми-ли и называли Квася. Без разрешения она ничего не брала, но ла-зила, где попало».

Следующий рисунок может рассматриваться не столько как буквальное отражение прошлого, сколько как результат его творческой переработки и дополнения образами массовой куль-туры и геополитическими проекциями (рисунок 42). Рисунок называется «Нападение техасской конницы» и сопровождает-ся таким текстом: «Шли учебно-тренировочные полеты. На го-ризонте появились ковбои. «Это мои старые знакомые, – сказал Петренко. – На прошлой неделе они украли у нас весь запас си-гарет». «Зададим им жару», – предложил командир, и летчики заняли места в кабинах».

4.3. Исследование юмора в рисунках ветеранов боевого стресса на основе применения теста Сильвер

Используя разработанную Р. Сильвер шкалу для оценки юмора

и руководствуясь гипотезами о его значимой роли в качестве одного из защитно-адаптационных факторов, а также его связи

с творческим мышлением, мы провели специальное исследова-ние. Оно выступало составной частью работы по изучению те-рапевтической эффективности авторской модели клинической системной арт-терапии (САТ), применяемой с ветеранами бое-вого стресса.



100 рисунков, созданных участниками экспериментальной

и контрольной группы на основе применения теста Сильвер, бы-ли в случайном порядке выбраны и оценены с использованием шкалы юмора. Оказалось, что чувство юмора проявляется в ри-сунках у значительного числа пациентов (от 38 % до 45 % на раз-ных этапах лечения). Это существенно превышает соответству-ющий показатель у представителей разных возрастных групп как мужчин, так и женщин, по данным Р. Сильвер (Silver, 2002). Согласно Р. Сильвер, юмор разного типа проявлялся в рисунках

у 9 % детей в возрасте 9–12 лет, у 19 % подростков 13–19 лет, у 21 % лиц от 20 до 65 лет и у 19 % лиц старше 65 лет (в среднем у 18 % испытуемых в разных возрастных группах).

При этом американскими исследователями было отмечено значительно более частое проявление юмора в рисунках мужчин по сравнению с рисунками женщин (24 % и 13 % соответственно), что определило статистически значимые различия в показателях шкалы у разных полов (Р<0,01). Но даже при таком соотношении показателей юмора в рисунках у мужчин и женщин в США полу-ченные нами данные выглядят впечатляюще.

Дополнительный анализ рисунков на основе применения шкалы юмора позволил провести дифференцированную оцен-ку разных видов юмора на начальном и заключительном этапах лечения.

Наиболее часто встречается амбивалентный, нейтральный юмор (11–17 %), несколько менее часто положительный, жизне-утверждающий юмор (4–7 %), а также уничижительный (4–6 %), самоуничижительный (3–6 %) и «черный», но не болезненный юмор (5–7 %) и умеренно положительный юмор (4–6 %). «Чер-ный», болезненный (садистский) юмор встречается реже всего (0–3%).

Соотношение разных видов юмора по результатам нашего исследования отличалось от американских данных. Наиболее часто встречающейся разновидностью юмора среди взрослых (20–65 лет), по данным Р. Сильвер (Silver, 2002), являлся не ам-бивалентный, а самоуничижительный и уничижительный юмор (в сумме 8 % от общего числа обследованных). Положительный, жизнеутверждающий юмор был весьма распространен (7 %). Ам-бивалентный юмор в американских исследованиях проявлялся примерно с той же частотой (3 %), что и «черный», болезненный юмор (3,5 %). Умеренно положительный юмор был представлен



Таблица 13

Проявление разных видов юмора в рисунках ветеранов войн

  Экспериментальная Контрольная груп-  
  группа (% от обще- па (% от общего  
Разновидности юмора го числа пациентов) числа пациентов)  
и их балльная оценка Начало Окон- Начало Окон-  
  чание чание  
  лечения лечения  
  лечения лечения  
       
«Черный», болезненный  
(садистский) юмор – 1 балл  
         
«Черный», но не болезнен-  
ный юмор – 1,5 балла  
         
Уничижительный юмор –  
2 балла  
         
Самоуничижительный  
юмор – 2,5 балла  
         
Амбивалентный, противо-          
речивый, нейтральный  
юмор – 3 балла          
Умеренно положительный,          
жизнеутверждающий  
юмор – 4 балла          
Положительный, игривый,          
жизнеутверждающий  
юмор – 5 баллов          
Общее количество юморис-  
тических рисунков  
         

в наименьшей степени. В целом, по данным Р. Сильвер, негатив-ный юмор (с оценками менее 3 баллов) явно преобладал в раз-ных возрастных группах над положительным. Их соотношение составило 68 % и 24 % от общего числа юмористических рисун-ков, в нашем исследовании 32 % и 26 %.

Для дополнительного изучения связи между проявлениями юмора в рисунках, с одной стороны, и познавательными и твор-ческими способностями, с другой стороны, 100 пациентов, чьи рисунки были оценены с помощью шкалы юмора, были разделе-ны на две подгруппы. В одну подгруппу вошли пациенты, проя-вившие чувство юмора, в другую – те, в рисунках которых юмор отсутствовал. Затем были рассчитаны средние оценки по одной из когнитивных шкал (шкале для оценки способности представ-



лять и воспроизводить историю), которая считается наиболее валидной для оценки творческих способностей (Копытин, 2010).

В первой подгруппе средняя оценка по данной шкале соста-вила 4,79 баллов (m ± 0,08), а во второй – 4,32 балла (m ± 0,11). При сопоставлении этих оценок с использованием t-критерия были выявлены достоверные различия (р<0,05). Таким образом, проявления чувства юмора в рисунках оказались тесно связан-ными с познавательными и творческими способностями, оцени-ваемыми по методу Сильвер на основе применения таких при-знаков, как оригинальность, метафоричность и выразительность рисунка, значительные преобразования, внесенные автором

в стимульный материал, проявление в рисунке игрового начала, двойного смысла, иносказательности, чувства юмора.

Все это позволяет заключить: проявление юмора в рисунках пациентов характеризует не только их эмоциональную, но и по-знавательную сферы как тесно связанные друг с другом и со-гласованно выполняющие важную функцию переработки и ин-теграции опыта (включая пережитый травматический опыт) на основе оперирования визуальными образами. Это подкреп-ляется наблюдениями целого ряда авторов, в частности М. Нью-ман, о том, что юмор используется людьми с целью совладания со стрессом и когнитивной реструктуризации сложной инфор-мации. И. Джейкаб считает, что «для понимания и выражения чувства юмора требуются достаточные интеллектуальные спо-собности и гибкость мышления» (Jakab, 1998, р. 18).

Мы также не могли не обратить внимания на неоднократное проявление чувства юмора в изобразительной продукции одних и тех же пациентов. Это дает основание считать, что проявление юмора в процессе арт-терапии более тесно связано с личностны-ми особенностями, нежели с динамикой терапевтических изме-нений. Сравнение показателей юмора в обеих группах на началь-ном и заключительном этапах лечения с применением критерия знаков статистически значимых различий не выявило (р > 0,05).

В то же время нельзя не признать, что в процессе групповой арт-терапии различные проявления чувства юмора (не только

в изобразительной продукции, но и в обсуждениях и общении пациентов друг с другом и ведущим) связаны с групповой дина-микой, формированием особой культуры группы. Проявления юмора могут в условиях такой культуры поддерживаться и слу-жить одним из факторов самоидентификации ее членов. Это



очевидно имело место в процессе групповой арт-терапии с вете-ранами боевого стресса. Чувство юмора также в значительной мере было связано с раскрывающимися ресурсами группы – ее общей сопротивляемостью стрессам, адаптационным потенци-алом, механизмами копинга и защиты.

Несмотря на имеющиеся у пациентов проявления посттрав-матических расстройств и иных нарушений невротического ре-гистра, подавляющее большинство из них характеризовалось

в преморбиде значительным потенциалом резистентности, вы-сокими эмоционально-волевыми и иными ценными личностны-ми качествами. Многие служили в ВДВ и других подразделениях, требующих соответствующих исходных физических и психоло-гических данных, прошли отбор и в дальнейшем школу воин-ской службы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении представлены упражнения, основанные на изобразительной деятельности. Они могут использо-ваться на разных этапах реализации программ арт-тера-

певтической помощи при работе со стрессовыми и постстрессо-выми состояниями. В то же время некоторые из них могут быть включены в терапевтические или тренинговые программы, рас-считанные на работу с иными состояниями и запросами участ-ников занятий. Для этого необходимо будет оценить их полез-ность для данных ситуаций, принимая во внимание особенности клиентской группы и выдвигаемые задачи.

Возможно, читатели этой книги сами будут в дальнейшем ис-пользовать освоенные техники в качестве эффективных инстру-ментов психологической самопомощи, если окажутся в сложной жизненной ситуации. Тогда природа и психологические эффек-ты изобразительной деятельности на основе выполнения опре-деленных структурированных заданий станут близкими и по-нятными. Творчество и исцеление тесно связаны друг с другом. Творчество помогает выражать и осознавать чувства и снимать эмоциональное напряжение, личностно развиваться, находить пути решения проблем, противостоять стрессу, повышать ка-чество жизни.

Каждое упражнение включает следующие этапы:

1. Краткое описание его основного назначения и психологичес-кого феномена, для работы с которым предназначено данное упражнение.

2. Время и материалы, необходимые для его выполнения.



3. Ряд вопросов, которые помогут участникам включиться в вы-полнение задания.

4. Пошаговое описание творческих действий, предусмотренных в упражнении.

5. Описание впечатлений от выполненного задания и восприя-тия созданных рисунков в специально отведенном для этого месте (либо в специальном блокноте или журнале).

Перед выполнением любого упражнения целесообразно подго-товить все необходимые материалы, чтобы не отвлекаться в про-цессе работы. Важно иметь достаточное время для завершения работы.

Последовательность разных техник, изложенных в приложе-нии, соответствует общему плану арт-терапевтического вмеша-тельства при работе с пострадавшими от психической травмы. Прежде всего важно освоить техники, соответствующие перво-му этапу терапии, направленному на решение задач начальной психологической и физической стабилизации, на достижение контроля над состоянием и чувства безопасности на основе ре-лаксации и работы с помогающими образами, а также создание удерживающей среды.

Освоив эти техники, можно перейти к использованию техник, соответствующих следующему этапу терапии. Этот этап направ-лен на выражение и проработку травматического опыта, пере-оценку психотравмирующей ситуации и ревизию личностных позиций на основе активизации рефлексивных, познавательных механизмов в их сочетании с невербальными средствами выра-жения опыта. В дальнейшем можно освоить дополнительные, бо-лее сложные техники, применяемые на данном и последующем этапе терапии, а также познакомиться с техниками, применя-емыми в ходе дальнейшего сопровождения клиентов и необхо-димыми для совладания с последствиями психической травмы.

1. Арт-терапевтические приемы начальной

и последующей психологической стабилизации

Упражнение № 1. Изображение дыхания

Психическая травма негативно влияет на процесс дыхания, мо-жет приводить к временным или более устойчивым функцио-нальным нарушениям дыхания (учащение, поверхностность ли-



бо неравномерность). Такие нарушения дыхания способствуют усилению эмоциональных проявлений травматического стресса в виде повышенной тревожности и страха.

Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким

и равномерным, можно повысить его качество, тем самым на-учиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса и достичь физического комфорта. Это также поможет нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания, связанные

с любыми неприятными ситуациями.

Использование простых изобразительных приемов в сочета-нии с равномерным и глубоким дыханием позволяет еще боль-ше повысить контроль над физическим и эмоциональным со-стоянием.

Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и анализ): 45–60 минут.

Материалы: бумага для рисования формата А4 и А3, масля-ная пастель черного цвета.

Инструкция

Подготовка

Необходимо сесть удобно на стуле, чтобы спина была прямая

и стопы равномерно прилегали к полу. Обрате внимание на ды-хание: насколько оно поверхностное или глубокое; каков ритм дыхания – частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные с вдохом и выдохом. Насколько ваше дыхание равномерное?

Основная часть

1. Начните рисовать черной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткими или длинными, тонкими или толстыми, прямыми или извилистыми. Попро-буйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.

2. Сфокусируйтесь на дыхании. При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать раз-ные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте делать это в течение примерно пяти ми-нут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.



3. Измените характер дыхания, стараясь сделать его несколь-ко более редким и глубоким. Используйте в процессе дыха-ния живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, мо-жете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит. Напряжение уходит».

4. Возьмите другой лист бумаги А4 и в течение пяти минут со-провождайте глубокое дыхание изображением линий, соот-ветствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувст-вуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

Описание и самоанализ

1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали

2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, срав-нивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности самих линий, но и то, как они располагаются на листе бумаги.

3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень вну-треннего напряжения.

4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и по-влиять на свое состояние?

При мечание: В дальнейшем вы можете пользоваться даннымупражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на свое состояние, снижая уровень внутреннего напряжения. По-степенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над ды-ханием и психической саморегуляции.

Упражнение № 2. Создание безопасного места

Каждому человеку нужна среда, в которой он мог бы чувствовать себя в безопасности и комфорте. Этим местом может быть сад, берег моря, комната или дача. Не всегда, однако, у человека есть возможность оказаться в этом месте, когда он в этом нуждается.

В этом случае можно воспользоваться силой воображения, вы-зывая внутренний образ этого места. Формирование такого об-раза доказало свою эффективность при нахождении человека в стрессовых ситуациях. Это помогает восстановить ощущение комфорта и безопасности.

Особенно полезной данная способность может быть для лю-дей, перенесших психическую травму. Когда они начинают пере-



живать наплывы неприятных воспоминаний, чувств и мыслей, они могут произвольно регулировать свое состояние, используя соответствующие гармонизирующие образы. Навыки активного воображения, связанные с представлением гармонизирующих образов, очень важны для поддержания внутреннего равновесия.

Данное упражнение поможет сформировать и нарисовать образ безопасного и комфортного пространства с целью более эффективного совладания со стрессом и последствиями психи-ческой травмы.

Рекомендуемое время выполнения упражнения (включая опи-сание и самоанализ): 45–60 минут.

Материалы: бумага для рисования формата А3, маслянаяпастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кис-точки, палитра, вода.

Инструкция по выполнению упражнения

Подготовка

1. Вспомните разные места, реальные и воображаемые, находясь в которых вы могли бы чувствовать себя комфортно и без-опасно. Если вы не можете вспомнить ни одно из таких мест, не беспокойтесь. Постарайтесь представить его в своем вооб-ражении сейчас.

2. Представьте себе одно из таких мест как можно более ярко. Оно может быть как реальным, так и воображаемым, а также сочетать в себе признаки того и другого. Вы можете наполнить это место любыми деталями, которые захотите, чтобы сделать его как можно более привлекательным для себя.

3. Постарайтесь живо представить себе те предметы и сенсор-ные характеристики, которые имеют особо важное значение для создания ощущения безопасности и комфорта. Это могут быть цветы, музыка, личные предметы и т. д.

Основная часть

1. Нарисуйте безопасное место, которые вы представили. Можно это делать по-разному, например, изображать вид этого мес-та сверху, сбоку, в виде схемы или более детализированного реалистического рисунка и т. д.

2. Можете обратить дополнительное внимание на те детали, ко-торые позволяют вам чувствовать себя в безопасности и конт-ролировать ситуацию, например: закрыта ли входная дверь, какой вид открывается за окном и т. д.



Описание и самоанализ

1. Представьте, будто вы перенеслись в изображенное место, и попытайтесь увидеть то, что находится слева и справа, спе-реди и сзади от вас, над вами и под вами. При этом вы можете при желании создать несколько дополнительных зарисовок.

2. Составьте список визуальных признаков безопасного мес-та, которое вы изобразили. Опишите, почему каждое из них для вас имеет значение.

3. Представьте изображенное место в натуральную величину, рассмотрите детали. Подумайте, в каких ситуациях вообра-жение такого места может быть для вас полезно. Можете ли вы хотя бы на несколько минут представлять его себе, находясь среди людей, на более длительное время, когда находитесь в уединении?

4. Запишите последовательность действий, совершаемых в во-ображении, которые помогут вам внутренне посещать такое безопасное место в будущем. Например, вы можете записать примерно следующее: «Отправляясь в безопасное и комфорт-ное для себя место, я открываю дверь внутренней комнаты…». Или: «Отправляясь в безопасное и комфортное для себя место, я ступаю на лестницу, ведущую…».

Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, с закрыты-ми глазами представляя в деталях изображенное место. Вы мо-жете также повесить свой рисунок на стенку или даже поместить его в рамку и поставить на стол для того, чтобы иметь возмож-ность созерцать его, когда захотите.

Кроме того, вы можете попытаться создать такое место в ре-альности. Оно может представлять собой помещение или его часть с необходимыми предметами, которые организованы

с соответствии с вашими потребностями в безопасности и ком-форте.

Упражнение № 3. Круг как выражение внутренней целостности и равновесия

Различные символические формы могут отражать и поддержи-вать психические состояния и процессы. Во многих случаях, на-пример, попадая в стрессовую ситуацию, на основе представле-ния и изображения определенных символических форм человек может лучше оценить свое текущее состояние, а также активно



влиять на него, например, способствовать его гармонизации. Одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целост-ности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Из-ображение и созерцание циркулярных форм может являться со-ставной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный об-раз, отражающий его представление о ресурсном состоянии (со-стоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировки на ис-точнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого со-стояния достичь или его поддержать. Другим способом использо-вания круга с целью саморегуляции является утилизация его за-щитных (контейнирующих) свойств. Возможно проецирование

в его внутреннее пространство эмоциональных и физических проявлений стресса (болезни) для того, чтобы они могли быть там «удержаны» и затем трансформированы в более ресурсное состояние. Все это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующими-ся с текущим или искомым состоянием.

Повторение данной процедуры может способствовать не толь-ко развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особен-ностей динамики внутренних изменений, делая более нагляд-ными визуальные признаки состояний по мере их изменения

в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Данное упражнение помогает сформировать и передать чувственный образ ресурсного состояния, связанного с ощуще-нием комфорта, безопасности и внутреннего равновесия на осно-ве рисования круга и заполнения его внутреннего пространства разными формами и цветами. Полученные навыки могут быть

в дальнейшем использованы с целью саморегуляции. Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая

описание и самоанализ): 45–60 минут.

Материалы: бумага для рисования формата А3, маслянаяпастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кис-точки, палитра, вода, пластиковая или бумажная разовая та-релка.



Инструкция по выполнению упражнения

Подготовка

1. Прежде всего, подготовьте удобное место для рисования, где вам никто бы не помешал. В случае необходимости, предупре-дите близких о том, чтобы в течение 45–60 минут вас не тре-вожили. Рисовать можно на полу, на планшете или на столе. Можно дополнительно обратить внимание на то, чтобы сде-лать пространство вашей работы более комфортным и при-влекательным, например, украсить его цветами, включить мягкую, негромкую музыку, которая создавала бы гармо-ничную атмосферу, но при этом не отвлекала и не была бы слишком волнующей или активизирующей.

2. Поместите перед собой лист бумаги и набор изобразительных материалов.

3. Расположитесь удобно, сидя перед столом или планшетом с листом бумаги и изобразительными материалами.

4. Постарайтесь расслабиться. Если заметите, что какие-то час-ти вашего тела остаются напряжены, расслабьте их. Этому может способствовать более глубокое дыхание. Сделав не-сколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, представьте, как напряжение уходит и все мышцы вашего тела расслабля-ются.

5. Мысленно представьте себе круг как символическое выраже-ние безопасного пространства, которое вы наполните затем разными иными символическими формами и цветами, ассо-циирующимися с желаемым для себя состоянием.

Основная часть

1. Начните процесс создания рисунка с обозначения внешних границ – начертите круг рукой или обведите пластиковую или бумажную тарелку. Диаметр круга может при этом со-ставлять примерно 25 см.

2. Постарайтесь еще раз ощутить круг как символ, обозначаю-щий безопасное и комфортное место, в которое могут быть спроецированы ваши представления, чувства и ощущения, связанные с ресурсным состоянием.

3. Переходите к заполнению внутреннего пространства круга. Не пытайтесь воспроизводить известные вам образцы. Не спе-шите, постарайтесь более глубоко прочувствовать процесс



создания мандалы, формы и цвета, которые ассоциируются

с ресурсным состоянием и постепенно формируют внутрен-нюю структуру круга. Можете делать небольшие паузы, чтобы расслабиться, используя для этого более глубокое и ровное дыхание.

4. Когда вы почувствуете, что создание рисунка подходит к кон-цу, постарайтесь рассмотреть его целиком. Обратите допол-нительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать созданный рисунок как символ ресурсного состо-яния. В случае необходимости, усильте эти детали или допол-ните рисунок новыми, чтобы он еще больше соответствовал вашему представлению и ощущению ресурсного состояния.

Описание и самоанализ

1. Когда вы почувствуете, что создание рисунка закончено, про-должая на него смотреть, постарайтесь почувствовать и вос-принять его целиком. Также обратите внимание на то, каким качеством обладают разные части и изобразительные элемен-ты рисунка и как они соотносятся друг с другом.

2. Обозначте на обороте листа дату создания рисунка.

3. Взяв лист писчей бумаги, блокнот и ручку, вы можете затем записать следующее:

• название рисунка (исходя из первой или наиболее важной ассоциации);

• ряд ассоциаций к рисунку в целом или к его наиболее зна-чимым элементам (последнее имеет особое значение в тех случаях, когда разные части или элементы обладают раз-ным качеством, например, представлены разными цветами или формами);

• кратко описать свое эмоциональное и физическое состоя-ние, которое предшествовало созданию мандалы, ощущалось в процессе рисования, и которое вы испытываете сейчас;

• указать то, что происходило с вами в течение дня или в по-следние дни (период вашей жизни); данная информация мо-жет помочь вам сейчас и в дальнейшем при создании серии мандал увидеть связь между рисунком, особенностями ваше-го состояния и внешними условиями;

• подобрать к своему рисунку известное вам какое-либо му-зыкальное произведение или его фрагмент; ориентируйтесь на то, чтобы музыка выражала атмосферу вашего рисунка, его



внутреннюю динамику; иногда достаточно представить се-бе тот или иной ритм, темп и лад, общий характер звучания; аналогичным образом вы можете ассоциировать свой рису-нок с тем или иным движением – простым или более слож-ным, в том чиселе с танцем; вы также можете воспроизвести одно или несколько движений и почувствовать их соответст-вие рисунку.

Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, представ-ляя в деталях созданный вами рисунок или даже созерцая его

и вспоминая то состояние, которое он отражает. При этом вы вновь можете входить в это состояние, делать его переживание более ярким. В то же время ваши потребности и, соответствен-но, представления о ресурсном состоянии с течением времени могут меняться. Поэтому вы можете повторить всю процеду-ру и создать новые рисунки, соответствующие изменившемуся представлению о ресурсном состоянии. Вы можете также вста-вить свои рисунки в рамку и повесить их на некоторое время на стенку или поставить на стол для того, чтобы иметь возмож-ность созерцать их, когда захотите.

Упражнение № 4. Галерея гармонизирующих образов

Данное упражнение может рассматриваться как продолжение предыдущего. Оно также направлено на развитие навыков ак-тивного воображения, необходимых для успешного преодоле-ния последствий психической травмы. Человек может в своем воображении перемещаться в комфортную, гармонизирующую среду с целью снижения внутреннего напряжения. В то же время определенная степень контакта с внешней реальности при этом также необходима. Попадая в стрессовую ситуацию и регулируя свое внутреннее состояние, человек должен сохранять способ-ность осознавать и по возможности контролировать то, что про-исходит вокруг, совершать те или иные действия, направленные на преодоление угрозы.

Выполняя данное упражнение и создавая серию картин, мож-но развивать навыки активного воображения.

Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.

Материалы: альбом или планшет с бумагой для рисованияформата А4, иллюстрированные журналы, клей, ножницы.



Инструкция по выполнению упражнения

Подготовка

Составьте список различных мест, пребывание в которых да-вало бы вам ощущение комфорта и безопасности.

Основная часть

1. Посмотрите несколько иллюстрированных журналов и выбе-рите ряд картинок, изображающих места, пребывание в ко-торых создавало бы ощущение комфорта и безопасности. Это могут быть как помещения, так и открытые пространства, например, природные пейзажи.

2. Вырежьте эти картинки.

3. Расположите каждую из этих картинок на отдельном листе вашего альбома или планшета для рисования.

4. Если желаете, оформите обложку альбома или планшета для рисования и подберите название для вашей коллекции гармонизирующих образов.

Описание и самоанализ

1. Рассмотрите образы, помещенные вами в альбом или на план-шет, обратите внимание на визуальные и иные сенсорные ха-рактеристики изображенных на них мест.

2. Представьте, что вы действительно очутились в одном из из-ображенных мест, и ответьте на следующие вопросы:

• Вы стоите, сидите или идете?

• Где вы точно находитесь в пространстве этой картины?

• Какова температура окружающей среды?

• Какое это время суток?

• Опишите звуки, запахи, виды этого места.

• Во что вы одеты?

• Вы предпочитаете находиться здесь в одиночестве или с кем-то?

• Как представление себя в этом месте повлияло на ваше ощу-щение комфорта и безопасности?

Примечание: При желании вы сможете пользоваться созданнойгалереей образов с целью гармонизации своего состояния. До-статочно отвести 1–10 минут созерцанию одной из выбранных картин, представляя себя при этом в данном месте.



Упражнение № 5. Защитный контейнер

Важную роль в ситуациях повышенного напряжения и пере-живании последствий психической травмы может играть ис-пользование таких приемов саморегуляции, которые основаны на представлении или создании контейнеров или символичес-ких защитных форм. Это позволяет снижать эмоциональное на-пряжение, регулировать поведение и соматические проявления, связанные с травматическим стрессом. Неприятные симптомы, переживания, мысли и воспоминания, связанные со стрессом, могут быть символически помещены в соответствующий контей-нер с целью самозащиты, а также переработки или нейтрализа-ции травматической информации. Делая это, вы как бы убираете эту информацию «с глаз долой» и организуете себя для продук-тивной деятельности. В то же время наличие контейнера, в ко-торый вы поместили травматический материал, позволит вам при желании и гот

Наши рекомендации