Методы и методики исследования

При проведении исследования эффективности САТ на базе психо-терапевтического отделения госпиталя ветеранов войн исполь-зовались оба основных метода психодиагностики, традиционно применяемых в медико-психологических исследованиях – кли-нико-психологический и экспериментально-психологический метод, интегрированные в модели ИМПАП. Применялись сле-дующие инструменты психодиагностики:

• симптоматический опросник SCL-90 (Derogatis, Lipman, Rick-els et al., 1974);

• опросник депрессивных состояний (ОДС) (Беспалько и др., 1980; Беспалько, 2004);

• рисуночный тест Сильвер и тест «Нарисуй историю» с ком-плексом шкал для оценки эмоциональных и познавательных процессов, а также чувства юмора (Silver, 2002; Сильвер, Ко-пытин, 2002);

• интегративный тест тревожности (ИТТ) (Петрова, 2007);

• торонтская алекситимическая шкала;

• тест «Самочувствие–Активность–Настроение» (САН) (Доскин, Лаврентьева, Мирошников, Шарай, 1973);

• опросник качества жизни ВОЗКЖ-100 (Бурковский, Коцюбин-ский, Левченко, Ломаченков, 1998);

• бланк обратной связи для оценки немедленных эффектов за-нятия и впечатлений пациентов, включающий вербальную

и графическую части;

• различные графические проективные методики, предназна-ченные для экспертной оценки состояния и личности участ-ников занятий – «Четыре предмета», «Метафорический авто-портрет», «Личный герб», «Жизненные цели» и др.

Таким образом, набор используемых психодиагностических ин-струментов включал:

1) методики оценки симптоматического улучшения состояния пациентов, такие как SCL-90, ИТТ, ОДС, САН;

2) методики, предназначенные для оценки личности пациен-тов, включая экспертную оценку динамики их отношений



в группе и за ее пределами, их социальных ролей и отноше-ний, а также экспериментально-психологические методы (торонтская алекситимическая шкала, шкалы для оценки образа «я» и чувства юмора РТС, опросник качества жизни ВОЗКЖ-100, различные проективные графические инстру-менты для оценки разных аспектов системы отношений па-циентов).

Подобное сочетание психодиагностических инструментов обес-печивало многомерность исследования, возможность измере-ния не только проявлений болезни в динамике, но и субъектив-ного восприятия пациентами происходящих с ними изменений

в биологическом, психологическом и социальном аспектах. Та-кой набор инструментов исследования был связан с гипотезой

о том, что применение САТ у ветеранов войн с ППР может вы-зывать комплексные положительные изменения, связанные как с проявлениями болезни (симптомами), так и биопсихосо-циальным функционированием участников занятий. Данная гипотеза также дополнялась предположением, что САТ вызы-вает целый ряд положительных изменений симптоматического и личностного уровней, которые отсутствуют либо проявляются слабее при иных лечебных воздействиях (психофармакотерапия, терапия занятостью, индивидуальная и групповая вербальная психотерапия), осуществляемых на базе психотерапевтического отделения.

Дадим краткую характеристику использованным в исследо-вании методикам. Большинство из них не нуждается в подроб-ных комментариях, поскольку относительно давно применяются

в нашей стране, а некоторые – и за рубежом, в клинико-психо-логических исследованиях, в том числе связанных с изучением эффективности различных форм и методов психотерапии. Это относится к таким методикам, как симптоматический опрос-ник SCL-90, опросник депрессивных состояний (ОДС); интегра-тивный тест тревожности (ИТТ); торонтская алекситимическая шкала. В то же время некоторые методики являются сравнитель-но новыми, разработанными или адаптированными авторами монографии и требующими дополнительных разъяснений. Это касается главным образом графических методик, предназна-ченных для количественной и качественной оценки состояния и личностных характеристик пациентов.



Так, нами были использованы два рисуночных теста Силь-вер – РТС и тест «Нарисуй историю» (Сильвер, Копытин, 2002; Silver, 2002), позволяющие решать разные задачи психологичес-кой диагностики:

• оценить познавательные процессы и способности, а также их динамику, связанную с возрастными изменениями, ис-пользованием разных видов лечения, применением специ-альных терапевтических или тренинговых программ и др.;

• оценить творческие способности и художественную одарен-ность, которые проявляются в более высоких показателях ко-гнитивной успешности, связанной с переработкой визуаль-ной информации;

• оценить текущее эмоциональное состояние и эмоциональные нарушения, прежде всего, депрессию и агрессию (включая их латентные или замаскированные варианты);

• исследование отношения испытуемых к себе (образ «я») и дру-гим людям;

• оценка динамики изменения эмоционального состояния ис-пытуемых, а также их отношения к себе и окружающим, свя-занной с их участием в различных лечебно-реабилитацион-ных программах;

• оценка разных видов юмора как одного из значимых личност-ных качеств (связанных с креативностью, механизмами пси-хологической защиты и копинга), проявляющихся при созда-нии рисунков и историй.

Хотя одна из названных методик (РТС) включает три задания,

в нашем исследовании применялось только одно – задание на во-ображение, которое может быть использовано для решения все-го комплекса перечисленных выше психодиагностических за-дач. При выполнении данного задания применяются наборы стимульных рисунков, из которых испытуемые должны выбрать два и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. За-кончив рисовать, испытуемые должны дать своему рисунку на-звание и написать короткую историю на основе рисунка.

Созданные испытуемыми рисунки оцениваются по пяти-балльной шкале с использованием трех шкал для оценки позна-вательных и творческих способностей и двух шкал для оценки



эмоционального содержания рисунка и шкалы оценки образа «я»,

а также шкалы юмора. При оценивании рисунков, таким обра-зом, используется психометрический подход.

Другой инновационной методикой, которая была разработана А. А. Лебедевым и использована в исследовании, являлся бланк самооценки состояния. Бланки заполнялись всеми пациентами

в начале и в конце каждого группового занятия. Бланк само-оценки состояния имеет лицевую и обратную стороны, причем, верхняя часть лицевой стороны заполнялась вначале, а нижняя –

в конце занятия. На лицевой стороне указывалась формальная информация (ФИО, дата, номер групповой сессии, время ее на-чала и окончания), а также самими пациентами давалась оценка своего состояния по трем 10-балльным шкалам (самочувствие, активность и настроение). Кроме того, на этой стороне пациен-ты кратко описывали свои чувства и выражали их с помощью цветов и линий (верхнее круговое поле) и путем создания мета-форического образа (нижнее круговое поле).

На оборотной стороне бланка самооценки состояния перечис-лялись все основные виды работ в ходе текущего занятия и да-валась субъективная оценка каждого фрагмента работы в плане важности, интереса и значимости для пациента, а в конце – так-же общая оценка занятия по пятибалльной шкале.

Дополнительно были использованы разные проективные гра-фические методики качественного, феноменологического ис-следования, такие, как «Четыре предмета», метафорический автопортрет, «Личный герб», «Жизненные цели» и др., предна-значенные для экспертной оценки состояния и личности участ-ников занятий.

Для оценки «качества жизни» как меры субъективной удо-влетворенности пациентов своим жизненным функционирова-нием в разных сферах использовался опросник качества жизни ВОЗКЖ-100. Он разработан Всемирной организацией здравоохра-нения и адаптировангруппой сотрудников Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева (Бур-ковский и др., 1998). Данные, получаемые по этой методике, дополняют картину общего состояния и симптомов болезни, формируемую в результате применения прочих инструментов экспериментально-психологического и клинико-психологичес-кого исследования.



Опросник измеряет качество жизни, связанное со здоровьем. Он специально разработан таким образом, чтобы быть чувстви-тельным к изменениям состояния здоровья индивида, что осо-бенно важно для оценки результатов лечебной работы. Его содер-жание фокусируется на тех аспектах жизненного благополучия, которые могут претерпевать изменения в результате как забо-левания, так и лечения и разных форм психотерапии и психосо-циальной поддержки.

Он является многомерным инструментом, позволяющим определить оценку (слово оценку убрать) качества (качество) жизни респондента в целом и степень его удовлетворенности от-дельными сферами и субсферами жизни. Он покрывает полный спектр функций, которые относятся к качеству жизни. С помо-щью опросника осуществляется оценка шести крупных сфер ка-чества жизни: физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также напрямую измеряется воспри-ятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих сфер основан на литературных данных, ко-торые демонстрируют их универсальность, с одной стороны,

и достаточно четкое отличие этих сфер друг от друга, с другой. Внутри каждой из сфер выделяется несколько составляющих ее субсфер, связанных с более узкими и конкретными аспектами жизни, с состоянием здоровья индивида и терапевтическими вмешательствами.

Наши рекомендации