И креативная повествовательная терапия

Визуально-нарративный подход имеет значительное сходст-во с повествовательно-экспозиционной психотерапией как од-ним из ведущих психотерапевтических приемов, используемых при работе с психической травмой. Он также является примером бимодальной практики и предполагает сочетание визуально-пластической экспрессии с различными формами повествова-тельной активности, обычно в виде устного или письменного по-вествования, описывающего жизненный путь человека или его отдельные эпизоды. Визуально-пластическая экспрессия может быть представлена фотографиями, рисунками, видеозапися-ми. Повествовательная часть метода реализуется в форме более или менее развернутого комментария автора к фотографиям или рисункам, литературно-художественных текстов на основе изобразительной продукции (собственной или других людей) либо в форме иллюстрирования различного повествовательно-го материала.

Достоинство визуально-нарративного подхода заключается

в возможности глубокого, опирающегося на активность само-го клиента выражения и осмысления жизненного опыта. Ис-пользование данного подхода может быть связано с изложени-



ем клиентом своей личной истории, отражающей его картину мира и разные жизненные события в тесной связи друг с другом. Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода придается рефреймингу, то есть изменению смысла различных событий в личной истории клиента, а также жизни его семьи, ро-да или страны. Это позволяет найти новый ракурс восприятия жизни. Использование визуально-нарративных приемов обеспе-чивает психологическую интеграцию клиента, а во многих слу-чаях – изменение и развитие его образа «я».

Одним из относительно простых видов визуально-наративной практики является создание коротких текстов-набросков, на-пример, на основе посещения определенных мест и взаимодейст-вия с найденными объектами в ходе ландшафтной арт-терапии,

а также при использовании фототерапии, в частности, ассоциа-тивных фотографий (см. соответствующий раздел). Найденные объекты и фотографии могут выступать в качестве стимульного материала для начала внутреннего диалога, выражения воспо-минаний, чувств, представлений и фантазий. Тексты-наброски могут создаваться как непосредственно во время прогулок, так

и после возвращения в арт-терапевтический кабинет. Описания могут соответствовать разным литературно-худо-

жественным жанрам. В широком диапазоне могут также варьиро-ваться стили. Хотя стиль описаний часто отражает личностные особенности и опыт автора, его мыслительные и эмоциональные процессы, он может быть задан специалистом. Так, специалист может рекомендовать участникам занятий создать короткий текст, используя один из четырех основных нарративных стилей, связанных с разными психическими процессами.

• Интеллектуально-рефлексивный стиль предназначен для пе-редачи идей и размышлений автора. Текст, созданный в по-добном стиле, может являться рассуждением автора на опре-деленную тему, развернутым выражением его взгляда на какую-либо проблему.

• Эмоционально-аффектированный стиль служит выраже-нию чувств и аффектов, отличается относительно краткос-тью и простотой и может включать всего несколько «эмоцио-нально-заряженных» слов или фраз.

• Интуитивный текст представляет собой поток свободных ас-социаций, воспоминаний или фантазий, иногда логически



не связанных друг с другом. Нередко такой текст может ка-заться абсурдным, непонятным или «разорванным». В то же время при более пристальном рассмотрении он может содер-жать весьма интересные образы и идеи, отражать интуитив-ные прозрения автора и служить интеграции разнородного материала. Нередко тест, созданный в таком стиле, напоми-нает поэзию или произведения в жанре «потока сознания», мистические или психоделические откровения или даже пси-хопатологическую продукцию.

• Чувственный текст описывает различные сенсорные харак-теристики реальности, либо непосредственно воспринимае-мые в момент его создания, либо в прошлом. Такой текст мо-жет передавать «чувственную палитру» определенного места в определенный момент времени и включать обозначение слуховых, зрительных, тактильных, обонятельных, вкусовых, соматических и кинестетических феноменов.

Создание текстов-набросков также может быть связано с попыт-кой участников занятия письменно ответить на ряд вопросов:

• Почему я выбрал этот предмет (рисунок, фотографию)?

• Какие ассоциации, чувства, мысли, фантазии вызывает у ме-ня данный предмет (рисунок, фотография)?

• Что бы мне хотелось сделать с этим предметом (рисунком, фотографией)?

• Как их можно было бы изменить или улучшить?

• Что бы я при этом чувствовал?

• Какое название можно было бы дать этому предмету (рисун-ку, фотографии)?

В отличие от текстов-набросков создание биографических исто-рий и дневниковых описаний в сочетании с рисунками и фото-графиями (art journaling) в визуально-нарративной арт-терапии, как правило, требует больших затрат времени. Благодаря этому может быть достигнуто более полное и всестороннее отражение в тексте разных аспектов внутреннего мира участников занятий. Задачи применения данной группы визуально-нарративных тех-ник следующие:

• развитие и укрепление биографической памяти, умения са-мостоятельно перемещаться по шкале времени, формируя при этом целостное представление о своей жизни;



• укрепление личных границ и идентичности;

• повышение самоуважения на основе осознания ценности лич-ного опыта и отношений в прошлом и настоящем;

• актуализация, отреагирование и осмысление жизненного опыта, чувств и представлений;

• лучшее понимание влияния семьи, культуры и среды обита-ния на текущий опыт, отношения с окружающими;

• нахождение внутренних источников силы, ресурсов, связан-ных с семейными отношениями, природой и культурой.

Отдельные биографические описания могут «нанизываться» друг на друга, постепенно формируя «Книгу памяти» клиента. Если нет возможности для организации длительного визуально-нар-ративного процесса, ведущего к созданию такого развернутого текста, то участникам занятий могут предлагаться отдельные за-дания по созданию историй. Инструкция, используемая для со-здания историй на основе прогулок, может звучать по-разному.

В одних случаях можно предложить участникам занятий вспо-мнить какую-либо жизненную ситуацию (из прошлого или на-стоящего), подсказанную теми местами и объектами, с которы-ми они сталкивается на своем пути. При этом они могут делать зарисовки и фотографии либо забирать с собой некоторые пред-меты в качестве триггеров, помогающих в создании биографи-ческого текста.

При создании биографических историй можно также опи-раться на ведение специального дневникадля записей и фотогра-фий или зарисовок. Кроме того, в процессе работы также могут отбираться различные предметы, связанные с личной историей участников занятий. Можно начать работу с подготовки специ-альной тетради или альбома, в котором будет описываться про-шлый и текущий опыт.

Степень обстоятельности и объем описаний участники заня-тий определяют сами. Наряду с тетрадью и ручкой можно пользо-ваться диктофоном или видеокамерой. Участники могут расска-зывать или записывать свои воспоминания. Могут описываться не только сложные, травматические, но и ресурсные события, имевшие место в разные периоды жизни. Постепенно формиру-ется хронологическая структура рассказа. Иногда участники за-нятий в процессе выполнения подобной работы могут обращать-ся к своим родственникам, прося их рассказать о том или ином



И креативная повествовательная терапия - student2.ru

Рис. 3. Пример дневника в виде книги, включающей рисунки, коллажи,фотографии и тексты (art journaling)

событии, что помогает создавать описание. Описания могут осу-ществляться в домашних условиях или во время занятий.

Определенное сходство с техникой «Книга памяти» имеет техника «Поток воспоминаний». Отличие заключается в том, что в последнем случае основной акцент переносится на работу

с образами, а описания имеют менее регулярный и ограничен-ный по времени характер. Техника «Поток воспоминаний» рас-считана на меньшую логическую связность в передаче событий, на преобладание эмоционально-чувственного и интуитивного восприятия действительности.

Наряду с визуально-нарративными техниками при работе

с постстрессовыми расстройствами используются такие виды креативной повествовательной терапии, как «экпрессивное пись-мо» (expressive writing) (Lepore, Smyth, 2002) и поэтическая пси-хотерапия (poetry therapy) (Mazza, 1999; Stepakoff et al., 2011).Для данных видов терапии характерна ведущая роль вербальной экспрессии и представление о том, что, когда человек находит



слова для выражения того, что раньше он выразить не мог, созда-ет связный рассказ о пережитом, он из позиции жертвы перехо-дит в позицию победителя. Важное значение при использовании креативной повествовательной терапии придается публичному предъявлению опыта переживания травмы. Как пишут С. Сте-паков с соавт. (2011), «мы заметили, что многие пережившие психическую травму испытывают потребность делиться своим опытом, вынося его в то или иное публичное пространство. Воз-можности публичного выражения опыта включают: общение

с журналистами, дачу показаний в ходе судебных процессов (три-буналов), участие в протестных акциях, выставках художествен-ных работ, сценических выступлениях (театральных постанов-ках, музыкальных, танцевальных) и т. д.» (Stepakoff et al., p. 128).

На основе использования поэтической психотерапии с жерт-вами организованного насилия (мирным населением, пострадав-шим в ходе войны в Ираке) С. Степаков с соавт. (2011) делают сле-дующий вывод: «Если субъект находит слова чтобы описать свой опыт в безопасной, поддерживающей атмосфере, он неизбежно испытывает ощущение большего комфорта, облегчения, контак-та с собой и другими людьми и надежды» (Stepakoff et al., p. 129).

Экспрессивное литературное творчество (expressive writing), в частности, поэтическая психотерапия) включает экспрессив-ный и рецептивный подходы. Рецептивный подход связан с ис-пользованием уже имеющихся текстов (сочиненных другими) (Mazza, 1999). Существуют разные техники рецептивной по-этической психотерапии. В одних случаях клиент сам выби-рает текст, в других – специалист рекомендует текст клиенту или группе. Как правило, рецептивные техники сочетаются с экс-прессивными, когда клиенты создают собственные тексты. Это может быть связано с ведением дневника, написанием писем (себе и воображаемому адресату) и собственно сочинением сти-хов (Spring, 2003).

Сочетание рецептивного и экспрессивного подходов может быть связано с тем, что клиент выбирает готовый текст и, ис-пользуя его как стимульный материал, затем создает на его ос-нове собственный. Специалист может предложить участникам занятий подобрать значимый текст и принести его на следующее занятие. Во время занятия тексты зачитываются участниками перед всей группой. После зачитывания одного текста ведущий просит участников выбрать из него одну строчку и записать ее



на отдельном листе бумаги, после чего начать развивать фразу, записывая свой текст (не обязательно рифмованный) в качест-ве ответной реакции.

При работе с посттравматическими состояниями выбираемые тексты должны служить решению следующих основных задач:

1. В достаточно яркой, выразительной и творческой манере выражать переживания и мысли клиента (травматический опыт).

2. Служить образцом искреннего и смелого самовыражения, чтобы помочь клиенту выразить себя с достаточной полнотой и искренностью.

3. Обеспечивать оформление трудновербализуемых пережива-ний, их организацию и контейнирование.

4. Служить источником эстетических переживаний, сублима-ции и духовной поддержки клиента, вселять в него веру и на-дежду (Stepakoff et al., 2011).

Пример сочетания рецептивного и экспрессивного подходов: участники занятия пишут свой текст в форме свободного пись-ма ( free-writing) на основе текста, выбранного психотерапевтом. Ведущий зачитывает текст, выбирает из него одну фразу, пред-лагает участникам ее записать и после этого записывать все, что придет им в голову в качестве ответной реакции на эту фра-зу. В процессе написания своего текста они не должны задумы-ваться, останавливаться и отрывать ручку от бумаги в течение определенного времени (обычно несколько минут).

Степаков с соавт. (2011) приводят пример использования дан-ного приема с группой лиц, пострадавших от организованного насилия во время войны в Ираке. В качестве стимульного мате-риала для создания свободного письма было предложено четве-ростишье средневекового арабского поэта Аль Мутанабби:

Не все, о чем мечтает человек, она иль он способны обрести:

Ветра, что дуют над водой, не следуют желаньям парусов.

Работа группы оказалась весьма эффективной, что побудило ведущих использовать это четверостишье в работе с другими группами. Отмечался положительный психологический эффект.

Экспрессивный подход в креативной повествовательной пси-хотерапии (в частности, поэтической психотерапии) иногда на-правлен на создание участниками занятий собственных текстов.



Тексты могут сочиняться не только индивидуально, но и в па-рах, подгруппах и всей группой, когда каждый участник пред-лагает свою часть текста – слово, фразу или четверостишье. Как и при использовании рецептивного подхода, экспрессив-ные техники делятся на направляемые специалистом и направ-ляемые клиентом (группой). Во многих случаях экспрессивные повествовательные приемы применяются с использованием сти-мульного материала (отдельных слов, фраз, образов и др.). В не-которых случаях тексты создаются в ответ на определенное груп-повое событие – высказывание, тему группового обсуждения,

а также внешнее событие (праздник, погодное явление и т. д.). Для арт-терапии также характерно использование креативного письма в качестве ответной реакции клиента на собственную изобразительную продукцию, что обеспечивает вербализацию

и осознание тем и переживаний, отраженных в рисунке. Написание писем другим и себе используется как один из ви-

дов креативной повествовательной активности. Как правило, специалист подсказывает клиенту, кому он должен адресовать такое письмо и что в нем можно выразить. С. Степаков с соавт. по-разному использовали данный прием, помогающий участни-кам занятий отреагировать переживания, связанные с утратами. Клиентам, например, предлагалось выразить в письме не толь-ко то, что они чувствуют в отношении воображаемого адреса-та, но и попытаться представить и записать, что этот человек мог бы им ответить.

«Дигитальные истории»

Сочетание визуальной экспрессии с элементами повествователь-ной активности отличает такой вид психотерапевтической помо-щи и психосоциальной поддержки, как «дигитальные истории» (ДИ) (Digital Storytelling Association, 2002), это когда клиенты передают свой опыт с использованием современной цифровой техники путем активизации познавательных и творческих про-цессов. ДИ представляют собой короткометражные аудиовизу-альные клипы, включающие рассказ клиентов об определен-ной сложной жизненной ситуации (как правило, имевшей место

в прошлом) и способах ее решения. С целью усиления эмоцио-нального воздействия рассказа используется музыка. Визуаль-ный ряд представляет собой не видеозапись, а статичные обра-зы – обычно фотографии, хотя могут также включаться рисунки.



Благодаря использованию новых информационных тех-нологий ДИ предоставляют дополнительные возможности для творческого самовыражения личности, позволяют донес-ти ее позицию и жизненный опыт до разных аудиторий (людей

с аналогичными проблемами, их родственников, представите-лей разных служб и др.) и тем самым оказывать на них влияние. Сохранение и тиражирование ДИ способствует укреплению со-циальных связей, научению на основе обмена опытом, форми-рованию сетевых сообществ со значительными возможностями взаимной поддержки, повышению самооценки и более активной жизненной позиции «рассказчиков».

ДИ могут рассматриваться как вид психотерапевтического вмешательства в духе нарративной психотерапии, арт-терапии, экспрессивного письма. Работающие в этих направлениях специ-алисты могут использовать ДИ как одну из форм творческого са-мовыражения клиентов на основе использования комплекса вы-разительных модальностей – визуально-пластических искусств (включая фотографию), музыки, голоса, сочинения историй в со-четании с некоторыми компьютерными программами. Примене-ние ДИ в контексте вышеназванных направлений психотерапии может предоставлять клиентам дополнительные возможности для творчества и повышать эффективность психотерапии за счет активизации целого ряда терапевтических факторов и меха-низмов лечебно-реабилитационного воздействия. Очень важно, что ДИ предоставляют значительные возможности для привле-чения общественного внимания к социальным источникам пси-хической травмы (политические конфликты, организованное

и домашнее насилие, дискриминация определенных социальных групп и т. д.) и поиску путей их устранения.

ДИ оптимизируют процессы самовыражения и самопозна-ния, межличностного диалога и научения, а также творческой переработки информации, что может иметь огромное значение для образовательной и лечебной (в частности, психотерапевти-ческой) практики.

При создании ДИ должны быть соблюдены следующие усло-вия:

1. ДИ отражает авторский взгляд на события. Описания фактов недостаточно; автор должен показать, почему он остановился на том или ином событии (эпизоде) в своей жизни или аспекте



системы отношений; в чем, на его взгляд, заключается проб-лема, как он к ней относится и в чем видит выход. В ДИ должно быть показано значение тех или иных событий и отношений для личности, полученные ею жизненные уроки. ДИ история должна быть адресована определенной аудитории.

2. Для того чтобы привлечь внимание аудитории, в начале ДИ должен быть поставлен драматический вопрос (Как жить с конкретной проблемой? Как ее можно было бы решить?). В конце ДИ по возможности должен быть дан ответ.

3. Эмоциональная нагрузка ДИ является важным фактором от-реагирования переживания и удерживания внимания ауди-тории. Эмоциональная нагрузка выражается посредством интонации голоса, а также музыки, визуальных образов и спе-циальных эффектов. Все эти средства должны сформировать целостную картину переживаний и передавать их динамику.

4. Важно активизировать выразительные возможности голоса рассказчика. Даже если сила и выразительность голоса пред-ставляются ему недостаточными, само обращение к этим средствам имеет огромную ценность. Желательно не читать текст по бумаге, а рассказать историю, возможно, выучив ее наизусть.

5. Использование визуальных образов (фотографий, рисункови др.) наряду с рассказом является важнейшим выразитель-ным элементом ДИ. Общее число иллюстраций, использу-емых при создании ДИ, может насчитывать несколько де-сятков. Они могут непосредственно отражать описываемые ситуации и отношения, являться их документальными свиде-тельствами либо с ними ассоциироваться, выступать инстру-ментами символического (метафорического) «высказыва-ния». Ведущая роль при выборе иллюстративного материала принадлежит самому рассказчику (клиенту). В то же время работающий с ним специалист может осторожно ориентиро-вать его на использование тех или иных источников визуаль-ной информации: личных фотодокументов, ассоциативных фотографических карт, интернет-порталов с размещенными на них фотографиями, альбомов мастеров художественной фотографии и т. д.

6. Использование музыки (саундтрека) в сочетании с расска-зом автора очень важно. Музыка способствует структуриро-ванию повествования, обозначает его границы и выражает



эмоциональное состояние и его динамику. Она усиливает воздействие рассказа и визуальных образов на аудиторию.

7. Экономичность. ДИ должны быть сравнительно короткими,но в то же время достаточно содержательными, чтобы обес-печить высокий уровень внимания и вовлеченности рассказ-чика и аудитории. Желательно избегать чрезмерной детали-зации.

8. Темп ДИ связан со скоростью речи рассказчика, а также тем-повыми характеристиками музыки, количеством визуаль-ных образов и длительностью предъявления каждого из них, а также использованием специальных визуальных эффек-тов. Как правило, темп ДИ сохраняется неизменным на всем их протяжении. В то же время в отдельных случаях возможно его ускорение или замедление.

Оснащение, необходимое для создания ДИ, включает: компью-тер, микрофон, цифровой фотоаппарат, а также одну из следую-щих программ: Microsoft MovieMaker, PhotoStory, Pinnacle Studio, Adobe Premiere или их аналоги.

При создании ДИ, в особенности в рамках социотерапевти-ческих проектов, как правило, используется личный материал участников. Выбираются завершенные ситуации либо проблем-ные ситуации на стадии конструктивного разрешения. Кон-структивное решение проблемных ситуаций может быть связа-но с проявлением внутренних ресурсов личности, в частности, определенных вариантов копинг-поведения, а также с помощью со стороны близких людей и различных общественных институ-тов. В ходе повествования должна быть показана хотя бы мини-мальная положительная динамика в развитии ситуации и в от-ношении к ней рассказчика. Это не исключает, что некоторые ДИ могут иметь драматическое содержание, отражать психотрав-мирующие обстоятельства, имевшие место в прошлом и, воз-можно, сохраняющиеся в настоящее время. Тем не менее в ходе изложения ДИ должно быть показано определенное изменение позиции личности, ее духовный рост, восстановление и укреп-ление жизненных ориентиров, позитивное развитие ее отноше-ний с внешним миром.

При использовании ДИ с психотерапевтической целью, в част-ности в качестве одного из вариантов визуально-нарративной психотерапии и арт-терапии, вначале работы у клиента могут быть нерешенные психологические или психосоциальные проб-



лемы. В то же время процесс создания ДИ, рассчитанный на не-сколько психотерапевтических сеансов и предполагающий само-стоятельную творческую, рефлексивную работу клиента между сеансами, как правило, ведет к решению проблем или нахожде-нию путей их решения в будущем, вселяет в клиента чувство надежды.

При работе с технологией ДИ должны учитываться этические

и правовые нормы, предполагающие, в частности, признание созданных ДИ в качестве авторской продукции. При использо-вании ДИ в рамках образовательных и социотерапевтических проектов неизбежно возникает вопрос о допустимости наруше-ния характерной для лечебной, психотерапевтической практи-ки нормы конфиденциальности. В случае предполагаемого ти-ражирования и размещения ДИ в сети, а также их демонстрации разным группам людей является обязательным заключение пер-сонального договора и получение от создателей ДИ их информи-рованного согласия на использование историй.

В ходе создания ДИ могут затрагиваться разные темы. Так, при создании ДИ в рамках лечебных и реабилитационных про-грамм, рассчитанных на лиц, перенесших травматический опыт, могут затрагиваться такие темы, как:

• сохранение (восстановление) идентичности – здорового, по-зитивного чувства «я», самоуважения;

• сохранение или обретение смысла жизни;

• избавление от негативной идентичности (являющейся следст-вием психической травмы);

• преодоление клеймения (стигматизации) и самоклеймения, личностный рост (внутренние изменения);

• поддерживающие взаимоотношения;

• получение медицинской и социальной помощи, лечения;

• выздоровление, осознание того, что выздоровление воз-можно;

• возвращение в социум, восстановление прежнего уровня отношений и функциональных возможностей (либо выход на более высокий их уровень);

• раскрытие и реализация творческого потенциала личности как условие ее успешной психосоциальной адаптации;

• осознание и утверждение того, что сближает, объединяет лю-дей, несмотря на существующие биологические, психологи-ческие, социокультурные различия;



• постижение, раскрытие духовной сущности человека;

• осознание и утверждение духовной культуры как основы су-ществования (возрождения) личности и человеческого сооб-щества.

Техники фототерапии

В последние годы при работе с психической травмой все чаще используются техники фототерапии. Некоторые из них специ-ально разработаны для повышения эффективности психотера-певтической помощи лицам, переживающим травматический стресс и постстрессовые расстройства за счет использования разных проективных фотоматериалов и фотосъемки. При этом фотографии выступают в качестве дополнительного средства не-вербальной экспрессии во взаимодействии специалиста с кли-ентом (Копытин, 2006; Фототерапия, 2006; Weiser, 1999). Спе-циалист может, например, использовать личные фотографии клиента или так называемые «ассоциативные фотографии» с це-лью получения доступа к трудновербализуемым переживаниям

и воспоминаниям, облегчения психотерапевтического диалога, создания условий для рефлексии и организации клиентского опыта. “Фотография является средством эффективной перера-ботки травматического опыта, делая его частью истории жизни человека, когда он может поверить в то, что травма преодолена» (Halkola, 2013, р. 27).

Фотографии могут быть использованы не только в качест-ве стимульного материала для последующего обсуждения, но и для разных видов творческой деятельности, включая творчес-кие повествовательные приемы, создание фотоколлажей, «гра-фическую разработку» фотографии, фотодраму (ролевую игру

и сценическую практику на основе использования фотогра-фий). Для обозначения таких вариантов работы иногда исполь-зуются специальные обозначения – экспрессивная фототерапия или фото-арт-терапя.

Широкий диапазон психотерапевтических возможностей для работы с психической травмой имеют ассоциативные фо-тографии. В качестве таковых могут выступать фотографии, со-зданные в соответствии с определенными психологическими критериями и предоставляемые клиенту в готовом виде. Ас-социативные фотографии, как правило, используются в виде целых наборов, включающих разное количество фотографий.



Иногда достаточно всего нескольких фотографий, чтобы обеспе-чить достаточно глубокое самораскрытие клиента. В то же вре-мя в большинстве случаев специалисты применяют коллекции, включающие, по меньшей сере, несколько десятков снимков. Та-кие коллекции могут быть построены на основе заимствованно-го фотоматериала – например, работ известных фотохудожни-ков, работающих в разных жанрах фотоискусства, фотографий из журналов, а также фотоснимков, созданных самим психоте-рапевтом. Известны наборы фотографических ассоциативных карт, созданных психологами и врачами, занимающимися ху-дожественной фотосъемкой.

Д. Волкер (2010) считает, что применение ассоциативных фотографий является альтернативным методом исследования бессознательного, способствует преодолению защит и сопро-тивления, делает процесс самораскрытия клиента более безопас-ным. Кроме того, такие фотографии способствуют активизации воображения клиента, раскрывают его творческий потенциал

и способствуют переработке информации и решению проблем на основе образного мышления. Использование ассоциативных фотографий предполагают неформальный, диалогический кон-текст, благодаря чему клиент может почувствовать себя более свободно, снять психологические защиты, проявить игровое, творческое начало.

При работе с психической травмой нередко используются ассоциативные фотографии под названием «Спектрокарты», со-зданные финским психотерапевтом У. Халкола (2011). Имеются несколько наборов «Спектрокарт». Один из них – основной на-бор – используется в широком диапазоне ситуации психотера-пии и состоит из 75 цветных фотографий с изображением пейза-жей, растений, различных природных и техногенных объектов, животных, произведений искусства (скульптур, архитектурных памятников) (рисунок 4).

Этот авторт создал также несколько дополнительных ком-плектов фотографических ассоциативных карт. Один из них на-зывается «Спектрокризис» и специально предназначен для ра-боты с психической травмой. Он включает 45 фотографий провоцирующего характера (например, с изображением ножа, сексуальных символов, поврежденных объектов и др.).

Другой комплект также состоит из 45 снимков с изображени-ем манекенов и используется в основном как стимульный мате-



И креативная повествовательная терапия - student2.ru

Рис. 4.Примеры «Спектрокарт» У. Халкола (основной набор)

И креативная повествовательная терапия - student2.ru

Рис. 5.Примеры «Спектрокарт» У. Халкола (дополнительный набор«Спектрокризис»)

риал для исследования проекций, связанных с человеческими отношениями, телесным и эмоциональным опытом клиента. Все виды «Спектрокарт» могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой и семейной психотерапии, а также в образо-вательной практике.



«Спектрокарты» могут использоваться в процессе психотера-пии и тренинга с клиентами разного возраста и на разных эта-пах лечения. Одним из способов их применения является выбор участниками занятий одной или нескольких карт, ассоциирую-щихся с определенным событием (в частности, психотравмиру-ющего характера), ресурсной ситуацией, прошлым, настоящим

и будущим либо текущим состоянием. Иногда можно предлагать выбрать карты, которые ассоциируются с жизненными целями клиента, с тем, что его поддерживает в жизни и другими пози-тивными моментами прошлого и настоящего.

Карты могут выступать стимульным и конструктивным ма-териалом для выполнения более сложных видов деятельности: проявления творческого начала, например, создания «повество-ваний в картинках», когда участники занятий, выбирая несколь-ко карт на основе ассоциаций с разными этапами развития ка-кой-либо ситуации, затем организуют карты в пространстве. Способ расположения карт, как правило, линейный, хотя могут быть и иные способы визуальной организации фотоматериала, например, по кругу или по спирали, что в большей мере соот-ветствует представлению о развитии событий.

Наряду с ассоциативными фотографиями при работе с психи-ческой травмой может быть использована фотосъемка различных объектов и ситуаций, в частности, с целью документированиятого, что происходит с клиентом, его «заземления», восстанов-ления биографической памяти и поддержки преемственности опыта. Создаваемые с определенной регулярностью фотографии могут выступать визуальным аналогом дневника, поддерживать рефлексивную и описательную активность клиента, сочетаться

с творческим письмом и поэтической психотерапией. Фотосъемка может проводиться клиентами как в ходе заня-

тий, так и между ними, в качестве своеобразного «домашнего задания». Иногда такой вид деятельности занятия базируются на концепции и приемах ландшафтной арт-терапии (Копытин, Корт, 2013), способствует оживлению сенсорной и эмоциональ-ной сфер, заблокированных в результате травмы. Для поиска

и фотографирования объектов может предоставляться разное время. В одних случаях достаточно 30–60 минут. В рамках этого времени участники могут вести съемку непосредственно в каби-нете или в здании, где проводятся занятия, а также перемещаться в пределах относительно ограниченного, прилегающего к нему



пространства. В других случаях для реализации творческого про-екта, связанного со съемкой, может предоставляться несколько часов, дней или даже недель.

Фотосъемка может иметь свободный характер, то есть участ-ники занятий выбирают и фотографируют все, что покажется им интересным и лишь позднее могут определить тематику фото-графий. В других случаях участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых ведущим занятия либо фор-мулируют собственную тему, исходя из актуальных для себя по-требностей и запросов.

М. Симмонс использовал фотосъемку в своей работе с груп-пой детей, переживших утрату одного из близких, в качестве альтернативной (относительно традиционных форм психоло-гической помощи в виде индивидуального консультирования

и групповой терапии) формы выражения и переработки опыта горевания. Поскольку «дети и молодежь, переживая потерю и го-ре, часто оказываются в одиночестве… их чувства недооценива-ются или игнорируются, это негативно сказывается на их отно-шениях с окружающими и самооценке» (Simmons, 2013, р. 61). Программа называлась «Фотографии из жизни»: дети в возрасте от 8 до 16 лет создавали фотографии, связанные с их пережива-ниями и воспоминаниями об умершем (погибшем) родственни-ке. Она включала недельный курс групповых интенсивных заня-тий, в ходе которых дети имели возможность преодолеть чувства одиночества и изоляции, развить навыки общения, выразить

и понять свои переживания в присутствии друг друга на основе творческой фотографии. Они также делились созданными рабо-тами с близкими, что приводило к укреплению семейных связей

и взаимопонимания.

Помимо тем, напрямую и или опосредованно касающихся травматического события, могут предлагаться темы, связанные

с поиском ресурсов (некоторыми из них могут выступать друзья, семья, природа и т. д.). J. Weiser (1999) называет следующие ре-сурсные темы, обеспечивающие поддержку клиента в сложной жизненной ситуации и укрепление его веры в себя: «Мое люби-мое место», «Мое любимое занятие», «Мой друг», «Мой дом», «Моя работа или увлечение», «Значимый предмет в окружающей среде (например, в среде дома)», «Мои жизненные цели».

В ходе проведения съемки участники занятий иногда могут прорабатывать совместно ту или иную тему, создав пары или ми-



крогруппы. В некоторых случаях с лечебно-реабилитационной

и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в определенной ресурсной среде.

Завершив фотосъемку, участники занятий могут затем произ-вести отбор наиболее важных кадров и подготовить их к показу. Такая работа дает дополнительные возможности для осмысле-ния и организации опыта, позволяет обозначить тему фотогра-фий или даже ее изменить. Показу и обсуждению работ может быть посвящено отдельное занятие. В ходе обсуждения могут уточняться чувства и представления, связанные с процессом фотографирования и подготовкой экспозиции, жизненной по-зицией автора, его потребностями и интересами, отношением к себе и другим людям, к заявленной проблеме, природе, об-ществу и т. д. Наряду с развеской фоторабот в кабинете весьма интересным вариантом их предъявления является их показ с ис-пользованием мультимедиа-проектора в форме слай

Наши рекомендации