Интермодальная терапия творчеством
Интермодальная (полимодальная) терапия творчеством связана
с использованием не одной, а нескольких экспрессивных модаль-ностей или средств творческого самовыражения. Они могут при-меняться в разной комбинации и последовательности и включать не только изобразительную деятельность, но и музыку, движение
и танец, ролевую игру, экспрессивное письмо (творческую повест-вовательную активность). Дополнение изобразительных средств иными средствами творческого самовыражения позволяет:
• мобилизовать творческий потенциал клиента или группы;
• дать дополнительные возможности для получения полисен-сорного опыта, выражения чувств, представлений и их про-работки;
• активизировать невербальную коммуникацию между участ-никами арт-терапии;
• достичь более согласованного взаимодействия между эмоцио-нальными, когнитивными, поведенческими и физическими аспектами личностного функционирования.
Использование интермодальных практик в арт-терапии так-же обеспечивает более эффективное децентриовование – пере-ориентацию участников занятий с привычных схем мышления
и поведения на альтернативные или дополнительные, связан-ные с творческой деятельностью, прежде всего, в группе. Это имеет немаловажное значение при работе с психической трав-мой. Эффект интермодальномго децентрирования может до-стигаться за счет применения разных видов общинной практи-ки, связанной с совместными творческими действиями группы, что обеспечивает «заземление», сближает участников, обеспечи-вает фокусировку на здесь-и-теперь и формирует новую струк-туру восприятия реальности (Knill, 2013). К некоторым видам общинной интермодальной практики, ориентированным на со-здание общей динамической формы, помимо совместной изоб-разительной деятельности, П. Нилл относит:
• инструментальную или голосовую импровизацию либо их со-четание;
• танцевальную импровизацию с самопрезентированием в круге;
• драматизацию (пластическое воплощение) ресурсного обра-за, в том числе на основе использования стимула (поэзия, ви-зуальный образ и др.).
Комплексная интермодальная программа помощи лицам с пост-травматическим стрессовым расстройством представлена в пуб-ликации Л. Уинн (Winn, 2006) и проводится в Naval Hospital (Нью Хейвен, США). Используются разные экспрессивные модальнос-ти – визуально-пластические искусства (создание фотоколлажа, построение «спектрограмм» из предметов и фотографий), повест-вовательные и драматерапевтические приемы.
Программа рассчитана на трехнедельный срок стационарно-го лечения групп с ограниченным числом участников. Клиенты подробно описывали свои чувства в терапевтических дневниках. Они также создавали коллажи, затрагивающие их травматичес-кий опыт, и отвечали на вопросы, относящиеся к разным дета-лям изображения. Их ответы записывались на видео, и в конце курса лечения они получали копию видеозаписи.
Из драматерапевтических приемов применялись работа
в круге с обменом ролями, создание и проигрывание историй,
а также построение спектограмм и их драматизация. Спектро-граммы представляли собой картины, созданные с помощью фо-тографий, рисунков и предметов, отражающие травматические события и моделирующие разные исходы ситуации по их эмо-циональному значению для клиента. Также использовался экс-прессивный прием «рассказывания историй» (например, напря-мую или косвенно связанных с пережитым опытом, восприятием своего настоящего или будущего) при помощи танца, движения и действия.
Использование проективных средств (рисунков, предметов и фотографий) при построении спектрограмм и в иных видах практики упрощает передачу травматического опыта и делает его менее опасным. Клиенты могут сохранить эстетическую дис-танцию при рассказе историй из жизни, осознать ранее неосо-знаваемые отношения, моделировать и исследовать ситуации
в динамике (Winn, 2006).
Важная роль отводится взаимопомощи участников занятий
и освоению ими роли фасилитатора. На определенных этапах занятий клиенты работают по парам: один рассказывает свою историю и создает спектрограмму, второй слушает и задает во-просы, что способствует созданию дистанции между рассказчи-ком и событием.
Л. Уинн (Winn, 2006) полагает, что терапевтическая группа является для клиентов с ПТСР полезной с точки зрения обмена опытом. Проблемы адаптации, которые появляются после трав-матической ситуации, у большинства клиентов сходные, и об-мен опытом может оказаться весьма благотворным для осозна-ния дезадаптивных поведенческих схем и поиска новых, а также преодоления ощущения изолированности, которым сопровожда-ется ПТСР. Предоставление взаимной поддержки и ассистирова-ние в группе является значимой характеристикой личностного роста (который осуществляется на основе преодоления травма-тического опыта) и индикатором начинающегося процесса вы-здоровления.