При стрессовых и постстрессовых состояниях

На основе представлений об уровнях защитной системы чело-века И. Н. Никольской (2012) была разработана и использована программа психологической помощи переживающим последст-вия травматического стресса, включающая четыре этапа. Каж-дый этап связан с соответствующим уровнем защитных реакций, последовательно формирующихся в онтогенезе и одновременно либо последовательно функционирующих у взрослого:

1. Сомато-вегетативный (физиологический) уровень, обеспечи-вающий адаптацию к стрессу посредством автоматических изменений в деятельности различных систем организма.

2. Поведенческий (психомоторный) уровень адаптации на осно-ве автоматического изменения объема и характера общей мо-торной активности, мимики, пантомимики, общего рисунка поведения человека (типичные для дошкольников поведен-ческие реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации, позволяющие ребенку удовлетворить фрустрированные по-требности в безопасности и защищенности, любви и приня-тии, социальном одобрении).

3. Уровень психологической защиты (бессознательной психики), для которого характерна автоматическая защитная перера-ботка тревожной информации, что приводит к ее игнориро-ванию, искажению либо к снижению эмоциональной зна-чимости. Ограждение сознания человека от отрицательных переживаний снижает внутреннее напряжение и дискомфорт, позволяет сохранить привычные, хотя и нереалистичные об-разы мира и своего «я».

4. Уровень совладания, или копинг-поведения (сознания), обес-печивающий адаптацию за счет осознания личностью воз-никших трудностей и оценки их как представляющих опас-ность, использования знаний о том, как следует преодолевать ситуации данного типа, умений применять стратегии этих действий на практике.

И. Н. Никольская (2012) считает, что когда в силу возраста, со-стояния здоровья или особенностей самой кризисной ситуа-ции (например, экстремальной и угрожающей жизни) личность



не способна к сознательным и целенаправленным усилиям по адаптации к стрессу, возникает необходимость в оказании ей адекватной помощи по совладанию с кризисной ситуацией соответствующими специалистами.

Соответственно, на первом этапе (сомато-вегетативный уро-вень защиты) психологической помощи основная задача заклю-чается в том, чтобы удовлетворить основные физиологических потребности («накормить, напоить, обогреть» и т. д.), а также провести необходимых лечебно-профилактические мероприятия.

На втором этапе (поведенческий уровень защиты) усилия специалиста направлены на то, чтобы удовлетворить базисные психологические потребности в безопасности, защищенности, принятии и социальном одобрении (поместить пострадавшего

в безопасную обстановку и адаптировать к среде, наладив успеш-ное функционирование в семье, образовательном учреждении, группе сверстников и т. д.).

На третьем этапе важнейшим направлением работы стано-вится коррекция и последующее укрепление психологической защиты пострадавшего за счет создания у него позитивных обра-зов мира, будущего и самого себя с опорой на личностные ресур-сы. На четвертом, заключительном этапе, переходят к решению долгосрочных задач по развитию копинг-ресурсов и формиро-ванию эффективного совладающего поведения.

Данная форма работы с пострадавшими от травматического стресса (в частности, детьми-жертвами террористической атаки

в Беслане) была реализована И. Н. Никольской в форме метода серийных рисунков и рассказов. После знакомства ребенку пред-лагалось создать серию рисунков на заданные темы. Соблюдение определенной последовательности в разработке тем формирует динамику эмоционального состояния. От обсуждения нейтраль-ных тем, создающих доверительные отношения, специалист и клиент переходят к погружению в кризисные переживания

с их отреагированием и последующим созданием позитивного настроя и жизненной перспективы.

Для первого этапа работы характерны рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья» («Семей-ная социограмма»), «Если бы у меня была волшебная палочка…». Они позволяют: познакомиться с ребенком, исследовать его об-раз «я», представления о семейном окружении и самочувствии

в семье, осуществить присоединение за счет обсуждения «без-



опасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий.

Для второго этапа характерны рисунки и рассказы на те-му «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти задания несут основную эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление чувств

и воспоминаний. С их помощью происходит выявление отрица-тельных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и стратегий совладющего поведения. В процессе исследования психотравмирующих пере-живаний за счет коррекции механизмов психологической защи-ты осуществляется отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них.

Третий этап предполагает создание рисунков и рассказов на такие темы, как: «Я такой довольный и счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе» (для детей), «Свет-лое будущее» (для взрослых). Они направлены на снятие возник-шего напряжения, дают заряд оптимизма, чувство уверенности в себе, ощущение способности справиться с трудностями, форми-руют образ позитивного будущего. Список тем и их формулиров-ки могут изменяться с учетом анамнеза, индивидуально-психо-логических особенностей клиента и его значимой проблематики, выявляемой в ситуации консультирования.

Основываясь на данный нейропсихологии, N. Hass-Cohen (2008) разработала оригинальный метод арт-терапии психи-ческой травмы (S-R4 CREATE ATR-N model). Аббревиатура назва-ния метода связана с его важнейшими принципами – безопас-ностью (safety), терапевтическими отношениями (relationship), восстановлением связи с травматическим опытом и его «встра-иванием» в непрерывную последовательность биографических событий (reconnection), а также направленностью на предупреж-дение обострений (relapse prevention). Согласно данной моде-ли, терапевтический процесс представляет собой «творчество в действии, сочетающееся с терапевтическими отношениями, переживанием эмоций, экспрессивной коммуникацией, адап-тивными реакциями клиента, ведущими к трансформации и эм-патическому принятию» (Creativity in motion, Relational response, Emotions and expressive communication, Adaptive responses, Transfor-mation and Empathy).



Важная роль при использовании данного метода отводится использованию контрастных оттенков ахроматической или цвет-ной бумаги для создания серии картин травматического собы-тия. При создании таких картин клиент использует созданные им силуэты предметов и людей. Важным условием терапевти-ческих изменений выступает внесение в случае необходимости динамики в созданную картину травматического события. Это может быть, в частности, достигнуто за счет создания серии из-меняющихся картин. Клиент начинает занимать более актив-ную позицию в отношении своих переживаний и воспоминаний. Он не столько подвергается их воздействию, чувствуя при этом свою беспомощность, сколько пытается отразить событие в твор-ческой продукции и постепенно ее трансформировать. Важную роль играет сочетание вербальной и невербальной экспрессии. Последняя связана не только со словесным описанием события, но и выбором названия для рисунков.

Изобразительные задания постепенно усложняются. Если первые действия клиента связаны с простыми манипуляциями

с материалами, то постепенно из множества элементов выстра-ивается более сложная композиция, которая дополняется новой картиной и, возможно, даже несколькими изображениями. Вы-резая образы в виде силуэтов и варьируя разными способами их расположения на бумаге, клиент начинает чувствовать боль-ший контроль над травматическими воспоминаниями.

Арт-терапевтическая программа по управлению травмати-ческим стрессом была разработана (Cohen, Barnes, Rankin, 1995) на основе когнитивно-поведенческого подхода. Программа вклю-чает три основных блока занятий, начиная с более простых видов изобразительной деятельности и заканчивая более сложными. Первый блок занятий предполагает освоение участниками ба-зовых навыков саморегуляции, основанных на использовании дыхания, релаксации и визуализации в сочетании с изобрази-тельной деятельностью.

Второй блок занятий ориентирован на работу с различны-ми чувствами, включая чувства тревоги и страха, раздражения

и гнева, вины и стыда. Третий блок позволяет затронуть и из-менить отношение участников к психотравмирующим обстоя-тельствам, их представления о себе и окружающем мире. Важное место в рамках данной программы отводится рефлексии и опи-санию участниками занятий своих реакций, связанных с вы-



полнением упражнений и восприятием созданной продукции. Это помогает клиентам развить навыки самоанализа, прийти

к лучшему пониманию своих личностных позиций (особеннос-тей мышления и поведения) и в случае необходимости и при на-личии достаточной мотивации перейти к их изменению.

Наши рекомендации