Глава 4. юмор как защитно-адаптационный фактор
при стрессовых и постстрессовых состояниях. . . . . . . . 124
4.1. Определение юмора, его виды и функции. . . . . . . . . . . . . . . 125
4.2. Связь проявлений юмора с различными ситуациями, возникающими в процессе арт-терапии . . . . . . . . . . . . . . . . 129
4.3. Исследование юмора в рисунках ветеранов
боевого стресса на основе применения теста Сильвер . . . . 146
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
1. Арт-терапевтические приемы начальной
и последующей психологической стабилизации . . . . . . . . . 152
2. Арт-терапевтические приемы, направленные
на содержательную переработку травматического опыта
и связанных с ним эмоциональных состояний. . . . . . . . . . . 166
3. Арт-терапевтические приемы, направленные на переоценку травматического опыта,
самовосприятия и картины мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
ВВЕДЕНИЕ
С уществующие на сегодняшний день факторы травматичес-кого стресса разнообразны. Организованное и домашнее насилие, вооруженные конфликты и террористические
атаки, техногенные катастрофы и многое другое являются при-чиной возникновения тяжелых психических реакций и нару-шений адаптации. Зачастую они имеют выраженный и весьма устойчивый характер, с трудом поддаются лечению и психоло-гической коррекции.
Несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства эффективности арт-терапии в качестве одной из форм психологи-ческой помощи при травматическом стрессе и его последствиях,
ее методы недостаточно известны широкому кругу специалистов помогающих профессий. Существуют лишь единичные публика-ции на русском языке, касающиеся использования арт-терапии при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах. В программах высшего и дополнительного образования осо-бенности арт-терапевтической помощи при таких состояниях в настоящее время не представлены. В профессиональной среде имеется повышенный спрос на специальные программы и ме-тодические разработки, способствующие успешному освоению методов арт-терапии, используемых для преодоления последст-вий травматического стресса.
Настоящая публикация дает представление специалис-там помогающих профессий (психологов, врачей-психотера-певтов) о богатых возможностях арт-терапии как эффективно-го средства работы с последствиями травматического стресса, об основах теории и методологии, а также о соответствующих
программах и приемах, которые могут быть при этом использо-ваны.
Центральным звеном настоящего издания является изложе-ние авторской модели системной арт-терапии, используемой
в качестве основы при разработке и проведении лечебно-реаби-литационных программ с разными категориями клиентов, в том числе пострадавших от психической травмы. Подробно представ-лены конкретные процедуры и методики, большинство из них имеет инновационный характер. Эти методы могут быть исполь-зованы на разных этапах процесса психологического консульти-рования, психотерапии и арт-терапии, а также в рамках проек-тов психосоциальной поддержки различных групп населения.
Книга дополнена материалами исследования терапевтичес-кой эффективности системной арт-терапии при постстрессовых расстройствах, позволяющими понять природу и механизмы лечебно-реабилитационного воздействия данного подхода, его влияние на клинические личностные характеристики, а также качество жизни участников занятий. На примере работы с вете-ранами боевого стресса представлены защитно-адаптационные функции юмора как одного из факторов сопротивления травма-тическому стрессу и преодоления его последствий.
ГЛАВА 1
Психическая травма, постстрессовые расстройства и их лечение
1.1. Общее представление о психической травме и постстрессовых расстройствах
Понятие «психическая травма» (его аналогом может выступать понятие «травматический стресс») обозначает дестабилизирую-щее воздействие на личность различных стрессоров, как прави-ло, имеющих более выраженный, экстраординарный характер по сравнению с повседневными трудностями. Психическая трав-ма может являться следствием однократного или повторяюще-гося психотравмирующего события, делающего невозможным удовлетворение значимых потребности личности, угрожающе-го ее жизни и безопасности или приводящего к нарушению сло-жившейся системы отношений. Таким событием может являть-ся природная или техногенная катастрофа, военные действия, сексуальное, физическое и моральное насилие, смерть близкого человека, развод, болезнь, банкротство и многое другое.
Вследствие переживания психической травмы может проис-ходить декомпенсация или «сбой» механизмов саморегуляции, что приводит к нарушению внутреннего психологического (пси-хофизиологического) гомеостаза. Такая декомпенсация может иметь разную длительность и степень выраженности. Соответст-венно степени выраженности нарушений психологического (пси-хофизиологического) гомеостаза могут проявляться последствия психической травмы – немедленные, временные и отдаленные нарушения жизнедеятельности, психологического, физического и социального функционирования личности.
Степень патогенного, дестабилизирующего воздействия пси-хической травмы на личность может быть различной в зави-
симости от целого ряда факторов. Имеют значение не только объективные характеристики психотравмирующей ситуации, например, степень ее опасности для жизни человека или ущер-ба для его физического и материального благополучия, но и осо-бенности ее субъективного восприятия, связанные с личностью, присущие ей способы переработки информации, эмоционально-го реагирования и поведенческие стратегии, а также социальное окружение человека.
Степень тяжести эффектов психической травмы определяется особенностями развития механизмов психологической защиты
и поведенческих навыков, связанных с активным преодолением личностью психотравмирующей ситуации (копинг-стратегий),
а также наличием или отсутствием факторов внешней поддерж-ки, каковыми могут быть другие люди, специалисты, различные организации. Одинаковые по характеру события могут в одном случае приводить к тяжелой психической травматизации и пси-хосоциальной дезадаптации; в другом – являться одним из стрес-соров, весьма неприятным, но не приводящим к серьезным на-рушениям жизнедеятельности.
Психическая травма (тяжелый, травматический стресс) вы-ступает основным фактором развития различных постстрес-совых (посттравматических) расстройств. Обращение к со-временным таксономиям психических расстройств позволяет выделить основные клинические формы, связанные с проявле-ниями травматического стресса и постстрессовых состояний
с более или менее выраженными психопатологическими про-явлениями. Согласно признакам, обозначенным в Международ-ной классификации психических болезней десятого пересмотра (МКБ-10), такие состояния относятся к общей группе непсихоти-ческих психических расстройств – так называемым невротичес-ким, связанным со стрессом и соматоформным расстройствам (F4), такой ее подгруппе, как «реакции на тяжелый стресс и на-рушения адаптации» (F43). Характерной чертой этой подгруппы расстройств является их экзогенная природа, причинная связь
с внешним стрессором, без воздействия которого психические нарушения не появились бы.
К этим расстройствам относятся:
• острая реакция на стресс (F43.0),
• генерализованное тревожное расстройство (F41.1),
• расстройства адаптации (F43.2),
• диссоциативный ступор (F44.2),
• посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1).
В свою очередь, некоторые из этих расстройств включают не-сколько разновидностей. Так, расстройства адаптации, связан-ные с полученной психической травмой, разделяются на кратко-временную депрессивную реакцию (F43.20), пролонгированную депрессивную реакцию (F43.21), смешанную тревожную и де-прессивную реакцию (F43.22) и другие нарушения (Попов, Вид, 1997).
Среди расстройств данной группы наиболее выраженными клиническими проявлениями характеризуется посттравмати-ческое стрессовое расстройство (ПТСР). Оно развивается вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки нор-мального человеческого опыта. Две особенности характеризу-ют ПТСР: его отчетливая психогенная природа, а также тяжесть психогении, исключительная мощь ее патогенного воздействия.
Причинами ПТСР являются следующие группы факторов:
• природные – климатические и сейсмические,
• связанные с деятельностью человека – несчастные случаи на транспорте и в промышленности, взрывы и пожары, био-логические, химические и ядерные катастрофы,
• целенаправленные разрушительные, агрессивные действия отдельных лиц или групп людей – террористические акты, мятежи, войны, социальные катаклизмы,
• экстремальные воздействия на отдельную личность (насилие в разной форме).
Клиническая картина ПТСР характеризуется более глубокими
и полиморфными психопатологическими проявлениями и тре-бует использования активных терапевтических вмешательств.
Диагностика, дифференциальная диагностика, а также ле-чение вышеназванных расстройств проводятся специалистами
с соответствующей клинической подготовкой (врачами-психи-атрами, психотерапевтами). Лица с психологическим образова-нием могут, тем не менее, идентифицировать ключевые призна-ки таких расстройств и в зависимости от тяжести клинических проявлений в некоторых случаях осуществлять самостоятельное сопровождение клиентов либо оказывать психологическую по-
мощь, поддерживая контакт с врачом-психиатром (психотерапев-том). Многое зависит от условий, в которых проводится работа (стационарное или амбулаторное отделение, специализирован-ный центр, кризисная служба, частная консультация и т. д.).
Психическая травма может приводить как к относительно кратковременным, так и сохраняющимся на протяжении более длительного времени нарушениям физического, психического
и социального функционирования человека. Она может отра-жаться на его эмоциональном состоянии и познавательной дея-тельности, поведении, физическом самочувствии, отношениях
с окружающими и восприятии самого себя, а также субъектив-ной удовлетворенности человека своей жизнью в различных сфе-рах (качество жизни).
Эффекты перенесенной психической травмы на эмоциональ-ном уровне могут, в частности, проявляться в переживании тре-воги и страха, страдания и тоски, беспомощности и стыда, гнева
и ярости либо «эмоциональном онемении» – утрате способности что-либо чувствовать. Нарушения познавательной деятельнос-ти связаны с неспособностью сконцентрироваться, хаотичных, беспорядочных мыслях, «наплывах» неприятных воспоминаний, нарушениях памяти, снижении продуктивности мыслительных процессов, потере смысла жизни и деятельности. Симптомы фи-зических нарушений могут включать нарушения сна, аппетита
и половой функции, боль и иные неприятные ощущения в теле, нарушения функций различных органов и систем организма. К поведенческим нарушениям, являющимся следствием психи-ческой травмы, можно отнести пассивность и ограничение со-циальных контактов, злоупотребление психоактивными вещест-вами, агрессивные поступки и т. д.
Все эти проявления психической травмы могут меняться с те-чением времени. Хотя в большинстве случаев происходит посте-пенное ослабление симптомов эмоциональных, познавательных, поведенческих и физических нарушений, некоторые из них мо-гут оказаться весьма устойчивыми и даже усугубляться, являться причиной осложнений и неприятных ситуаций в жизни человека.
Весьма важным для понимания клинических и личностных проявлений является учет защитно-адаптационных реакций, вызванных психической травмой (Никольская, 2012). Несмот-ря на отличия, характеризующие разные реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации, можно обозначить некоторые
наиболее общие этапы, связанные с воздействием стрессора и ре-ализацией адаптационных механизмов, выступающих основным условием постепенного преодоления последствий травматичес-кого стресса с частичным или полным выздоровлением, либо со-хранением тех или иных патологических изменений.
Прежде всего, травматический стресс начинается со специ-фической оценки ситуации и собственных ресурсов по ее пре-одолению. В результате возникают связанные с такой оценкой эмоциональные и соматовегетативные реакции (в том числе, на-рушения гомеостаза) совладающие действия (копинги). Далеко не всегда они достаточны для преодоления сложной или экстре-мальной ситуации, что приводит к новой оценке ситуации и пыт-ке использовать иные стратегии совладания (Незнанов, Карва-сарский, 2008, с. 42).
При затяжном или массированном характере стрессора мо-гут быть исчерпаны ресурсы организма и психики, проявляются признаки дистресса и патологических изменений. Также может происходить переход личности к дисфункциональным вариан-там адаптации, например, к стойким аффективным нарушени-ям (депрессии), агрессивному поведению, психогенному ступору или к нарастанию психологической диссоциации.
В последующем даже при исчезновении внешнего стрессора
в некоторых случаях запущенные механизмы патологических изменений и дисфункциональные варианты адаптации могут сохраняться на протяжении более или менее длительного вре-мени. В то же время в зависимости от индивидуальных особен-ностей человека и социальных условий, в которые он попадает после выхода из психотравмирующей ситуации, симптомы ди-стресса могут постепенно нивелироваться и происходит воз-вращение к более или менее полноценному социальному функ-ционированию. После воздействия более тяжелых стрессоров (макрострессоров), как правило, требуется более продолжитель-ное время на адаптацию.
В некоторых случаях перенесенная травма может активизи-ровать внутренние механизмы и поведенческие реакции, на-правленные на нейтрализацию и преодоление травматического опыта. Это может служить стимулом для появления и развития новых ценных личностных качеств, приводить к активизации физических, психологических и духовных ресурсов, позитивным изменениям в системе отношений (личностному росту).
ɂɫɱɟɡɧɨɜɟɧɢɟ ɫɬɪɟɫɫɨɪɚ | ȼɨɡɞɟɣɫɬɜɢɟ ɫɬɪɟɫɫɨɪɚ |
ɩɨɫɬɟɩɟɧɧɚɹ ɫɬɚɛɢɥɢɡɚɰɢɹ, | ɨɰɟɧɤɚ ɫɢɬɭɚɰɢɢ ɢ |
ɥɢɱɧɨɫɬɧɵɣ ɪɨɫɬ ɥɢɛɨ | ɫɨɛɫɬɜɟɧɧɵɯ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ɩɨ ɟɟ |
ɫɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɧɚɪɭɲɟɧɢɣ | ɩɪɟɨɞɨɥɟɧɢɸ |
ɥɢɱɧɨɫɬɧɨɝɨ | |
ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɢ | |
ɞɢɫɮɭɧɤɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ | |
ɜɚɪɢɚɧɬɨɜ ɚɞɚɩɬɚɰɢɢ |
ɍɫɩɟɲɧɨɟ ɩɪɟɨɞɨɥɟɧɢɟ | ɗɦɨɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɢ |
ɫɬɪɟɫɫɨɜɨɣ ɫɢɬɭɚɰɢɢ ɧɚ | ɫɨɦɚɬɨɜɟɝɟɬɚɬɢɜɧɵɟ |
ɨɫɧɨɜɟ ɚɞɟɤɜɚɬɧɵɯ | ɪɟɚɤɰɢɢ ɢ ɫɨɜɥɚɞɚɸɳɢɟ |
ɫɨɜɥɚɞɚɸɳɢɯ ɞɟɣɫɬɜɢɣ | ɞɟɣɫɬɜɢɹ (ɤɨɩɢɧɝɢ) |
ɥɢɛɨ | ɩɪɢ ɨɬɫɭɬɫɬɜɢɢ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɚ |
ɢɫɱɟɪɩɚɧɢɟ ɪɟɫɭɪɫɨɜ | ɧɨɜɚɹ ɨɰɟɧɤɚ ɫɢɬɭɚɰɢɢ ɢ |
ɞɢɫɬɪɟɫɫ,ɩɟɪɟɯɨɞ ɤ | ɩɨɩɵɬɤɢ ɢɫɩɨɥɶɡɨɜɚɬɶ ɢɧɵɟ |
ɞɢɫɮɭɧɤɰɢɨɧɚɥɶɧɵɦ | ɫɬɪɚɬɟɝɢɢ ɫɨɜɥɚɞɚɧɢɹ |
ɜɚɪɢɚɧɬɚɦ ɚɞɚɩɬɚɰɢɢ,ɜ | |
ɱɚɫɬɧɨɫɬɢ,ɜ ɮɨɪɦɟ | |
ɭɫɬɨɣɱɢɜɵɯ | |
ɩɫɢɯɨɩɚɬɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ | |
ɢɡɦɟɧɟɧɢɣ |
Рис. 1.Динамика психосоциальных и физических проявлений, вызван-ных психической травмой
Таким образом, психическая травма может быть связана с разной динамикой психологических, физических и социальных прояв-лений на уровне отдельно взятой личности и сообществ и в за-
висимости от внешних и внутренних факторов сопровождаться как разрушительными, дестабилизирующими, так и конструк-тивными эффектами. Динамика таких проявлений представле-на на рисунке 1.
1.2. Методы психотерапии, применяемые при травматическом стрессе
и постстрессовых расстройствах
В зависимости от степени выраженности и устойчивости кли-нических проявлений, связанных с травматическим стрессом
и посттравматическими состояниями, на сегодняшний день при-меняется психофармакотерапия, а также разные виды психотера-пии и психосоциальных воздействий. Кризисное психологическое (психотерапевтическое) вмешательство, начинающееся вскоре после травмы, позволяет предотвратить хронизацию реакции
и ее отсроченные проявления. Нередко применяется сочетание ситуативной защиты, эмоциональной поддержки и методов ко-гнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, групповой тера-пии, экспрессивной и креативной терапии (Фоа, Кин, Фридиан, 2005; Cohen, Barnes, Rankin, 1995; Van der Kolk, 1987, 1996).
Один из специализированных методов психотерапии психи-ческой травмы – повествовательно-экспозиционная психотера-пия (narrative exposive therapy), основанная на повествовательнойактивности пациента, который в процессе психотерапии посте-пенно актуализирует различные компоненты травматического опыта, описывая и включая их в общий план биографических событий.
Поскольку вследствие психической травмы, как правило, возникают нарушения биографической, произвольной памяти, влекущие за собой нарушения самовосприятия (идентичности)
и привычной картины мира, особое значение придается созда-нию клиентами связного повествования. Повествовательная активность рассматривается как важное условие осмысления травматического опыта. Применяя данный метод, специалист помогает клиенту понять, что случилось, почему это произошло
и что это означает для самого человека.
Немаловажное значение при этом имеет планомерное воссо-здание сенсорных и эмоциональных компонентов травматичес-кого опыта, тесно связанных с последовательностью внешних
событий. В атмосфере надежных терапевтических отношений происходит постепенное преодоление неконтролируемых пере-живаний тревоги и страха, привыкание клиента к ситуации, опи-сываемой им как имевшей место там-и-тогда и ее последующее «встраивание» в целостную картину реальности (Van der Kolk, 1996).
Когнитивно-конструктивный метод в лечении психичес-кой травмы (R. Niemeyer) имеет определенное сходство с повест-вовательно-экспозиционным методом. Он предполагает посте-пенное осмысление травматического события посредством его контекстуализации и соединения разрозненных переживаний
в единую картину, а также внесения в пережитое событие кон-структивных личностных содержаний.
В процессе работы с пациентами с посттравматическим стрес-совым расстройством (ПТСР) Э. Фоа, Т. Кин, М. Фридиан (2005) использовали различные психотерапевтические методы. Мето-ды, основанные на погружении, вызывали переработку травма-тического опыта и симптомов избегания; методы, основанные на релаксации и отвлечении, были направлены на преодоление перевозбуждения. Методы группового взаимодействия способст-вовали улучшению межличностного взаимодействия, коммуни-кативных навыков и преодолению состояний агорафобии. Ме-тоды, основанные на стимуляции творчества, были направлены на повышение самооценки. Э. Фоа, Т. Кин, Ф. Фридиан подчер-кивают, что такое сочетание психотерапевтических методов,
в том числе методов, основанных на занятиях творчеством, поз-воляют воздействовать на широкий спектр различных симпто-мов ПТСР. Происходит снижение выраженности алекситимии, тревожности и ночных кошмаров, повышение эмоционального контроля, улучшение межличностного взаимодействия и пред-ставлений о собственном теле. При этом специалисты подчерки-вают особую роль невербальной психотерапии, использования ключевых кинестетических раздражителей с целью получения доступа к воспоминаниям, а также позитивную роль занятий творчеством для преодоления чувства безнадежности и повы-шения самооценки.
К особенностям кризисного психологического (психотерапев-тического) вмешательства в условиях травматического стресса, когда имеется повышенный риск развития аффективных реак-ций и суицидальных тенденций, можно отнести следующие:
• ургентный характер помощи, то есть требуется неотложное активное вмешательство в ситуацию,
• удовлетворение потребности клиента в эмпатической под-держке, руководстве его поведением,
• нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных ко-гнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидаль-ных переживаний,
• поиск и использование новых способов разрешения психо-травмирующей ситуации и актуального межличностного конфликта либо выведение клиента за пределы этой ситуа-ции (Незнанов, Карвасарский, 2008).
При проведении психотерапии следует учитывать особенности динамики расстройства и осуществлять воздействие в три по-следовательных этапа:
1) этап психологической и физической стабилизации,
2) этап проработки травматического опыта на основе обсуж-дения или использования невербальных средств выражения опыта,
3) этап преодоления последствий психической травмы и лич-ностной реконструкции, который также может включать пе-рестройку отношений, ревизию травматического опыта, при-вычных схем реагирования и самооценки.
На первом этапе должен преобладать щадящий, поддержива-ющий подход с повышенным вниманием к созданию контей-нирующей (удерживающей) среды и атмосферы безопасности. На втором этапе по мере стабилизации состояния и установле-ния доверительных отношений со специалистом можно начинать проработку травматического события с переоценкой опыта, из-менением самооценки клиента и его восприятия мира. Для бо-лее успешной коррекции сохраняющейся сопутствующей симп-томатики могут использоваться методы научения, связанные
с освоением релаксации и визуализации, а также дозированное погружение в стимульный материал, управление эмоциональны-ми, мыслительными, поведенческими и физическими реакция-ми. Следует избегать затягивания курса психотерапии и психо-социальных вмешательств во избежание формирования эффекта вторичной выгоды болезни.
Начинающаяся на втором этапе психотерапии попытка вы-ражения и переоценки травматического опыта посредством рас-
сказа, описания или изобразительной деятельности может быть психологически небезопасна, сопровождаться повторным пере-живанием негативных состояний и обострением симптомов посттравматического стресса, в частности, переживанием тре-воги и отчаяния. Выражение и осмысление такого опыта должны начинаться лишь по мере стабилизации эмоционального и фи-зического состояния в присутствии специалиста, способного вы-брать оптимальный уровень допустимой для человека психоло-гической нагрузки.
Важным условием успешного преодоления негативных по-следствий психической травмы и предупреждения осложне-ний является контейнирование (удерживание) травматическо-го опыта в безопасных границах и поддержание оптимального уровня психологической нагрузки. К сожалению, перенесшие психическую травму люди в силу возникающих нарушений по-ведения, эмоций и мышления нередко создают для себя новые небезопасные ситуации, приводящие к повторной травматиза-ции. Им важно научиться контролировать свои реакции, раз-вить навыки управления симптомами травматического стрес-са. Это будет важным условием безопасности, в особенности на начальном этапе процесса преодоления последствий психи-ческой травмы. Данная задача может решаться на основе осво-ения и использования приемов саморегуляции. К некоторым более часто используемым приемам такого рода относятся ау-тогенная тренировка по Джекобсону, ускоренная прогрессиру-ющая релаксация, самогипноз, гипноз, аутогенная тренировка по Мюллеру–Хаггеману (Соколов, Паршин, 2013). Е. Ю. Соколов
и А. Н. Паршин отмечают важную роль развития эмоционально-волевой саморегуляции у военнослужащих в качестве не только лечебного, но профилактического фактора, обеспечивающего устойчивость к боевому стрессу.
Поддержание оптимального уровня психологической нагруз-ки на разных этапах преодоления психической травмы связано
с темпом проработки травматического опыта, который может регулироваться специалистом и согласовываться с клиентом. Во избежание осложнений и повторной травматизации целе-сообразно дозирование психологической нагрузки, связанное
с постепенной «разблокировкой» и проработкой травматичес-кого материала. Важная роль в контейнировании и управлении травматическим материалом, а также в регулировании нагруз-
ки принадлежит изобразительным средствам, использованию метафорического, символического «языка» художественной экс-прессии. Они не только позволяют выражать травматический материал, но и обеспечивают безопасную дистанцию от него
и возможность контроля на разных этапах работы с психичес-кой травмой. Тем самым создаются условия для безопасной ра-боты и трансформации травматического материала на основе занятий арт-терапией.
Важным условием успешного преодоления последствий пси-хической травмы является мобилизация здоровых и эффектив-ных способов переработки и интеграции пережитого опыта, восстановление и поддержка положительной самооценки и ве-ры в свои силы, нахождение жизненных смыслов. Все это может происходить успешно благодаря наличию у человека определен-ной системы внешней поддержки, которая включает не только профессиональную помощь, но и разные иные факторы, находя-щиеся в среде его обитания.
Повышенную роль также может играть творческая актив-ность, выступающая в качестве одного из универсальных и эф-фективных способов преодоления травматического опыта, под-держки и укрепления личности. Следует также подчеркнуть важную стабилизирующую роль включения человека в разные группы и сообщества, в том числе психотерапевтические груп-пы и группы психологической взаимопомощи, а также посиль-ное участие в оказании помощи другим людям по мере преодо-ления острых реакций на стресс.
1.3. Арт-терапия как одна из форм
психологической помощи: общая характеристика
Согласно международному определению (European Consortium for Arts Therapies Education), терапия искусством (arts therapies) представляет собой группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей клинической подготовкой, как правило, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра
и танца. Применением визуальных искусств с целью лечения (психокоррекции) занимаются арт-терапевты, музыки – музы-кальные терапевты, театральных форм – драматерапевты, а тан-ца – танцевально-двигательные терапевты.
В ряде стран (например, в США, Великобритании) разные фор-мы терапии искусством рассматриваются как парамедицинские специальности, требующие профессиональной подготовки. Что-бы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой спе-циальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти допол-нительное обучение, рассчитанное не менее чем на два или три года последипломной или магистерской подготовки.
Правовой и профессиональный контекст использования ме-тодов терапии искусством в Российской Федерации пока не уре-гулирован. Терапия искусством включена в перечень психотера-певтических методов, официально разрешенных к применению
с целью лечения врачами-психотерапевтами. В то же время воз-можно психокоррекционное использование данных методов
в процессе консультирования практическими психологами. Для того чтобы со знанием дела применять арт-терапию, гаран-тировать клиентам качественные услуги, и психотерапевт, и пси-холог должны, как и за рубежом, пройти специальный курс под-готовки. Такие курсы в Российской Федерации уже существуют
в течение нескольких лет*. Однако они различаются как по про-должительности, так и по качеству получаемого образования.
Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассо-циации, принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-кор-рекционных воздействий, основанных на занятиях клиента из-образительной деятельностью, построении и развитии психо-терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезни, кор-рекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадапта-ции, реабилитации лиц с психическими и физическими забо-леваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого по-тенциала» (Резолюция Российской арт-терапевтической ассо-циации, 2009, с. 9).
Для ряда западных стран (прежде всего, США и Великобри-тании) характерен значительный вклад художников в создание первых форм арт-терапии начиная с середины ХХ века. Разви-
* Они представлены, например, на сайте Российской арт-терапевти-ческой ассоциации www.rusata.ru, в разделе «Арт-терапевтическое образование».
ваемые ими подходы к лечебному применению изобразитель-ного искусства нередко были основаны на идеях инновацион-ной художественной педагогики, креативистских концепциях художественно-творческой деятельности (рассматривающих изобразительную деятельность как акт свободного творческо-го самовыражения), а также концепциях воспитательно-обра-зовательного воздействия на личность посредством искусства.
Такой подход в арт-терапии в англоязычных странах иногда обозначается такими терминами, как art as therapy (изобрази-тельное искусство как терапия), либо therapeutic art (лечебное из-образительное искусство). Акцент делается на терапевтическом воздействии самого процесса творческой, изобразительной дея-тельности, активизации участников арт-терапевтического про-цесса, развитии у них комплекса экспрессивных навыков. Для та-кого подхода не характерно углубление в клинические аспекты
и рассмотрение сложной внутри- и межличностной динамики, связанной с арт-терапевтическим процессом.
Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-те-рапии также весьма значителен. Некоторые специалисты вклю-чали в процесс психотерапевтического взаимодействия с па-циентами изобразительные средства (К. Г. Юнг, М. Наумбург, М. Миллнер). Такой подход к лечению в настоящее время неред-ко обозначают специальным термином арт-психотерапия (art psychotherapy).
Независимо от особенностей подхода и конкретной формы организации арт-терапевтических занятий при их проведении обычно обязательными являются такие условия, как:
• психологическая безопасность участников процесса,
• отказ от оценивания процесса и результатов творческой дея-тельности,
• приватность и конфиденциальность,
• партнерство в отношениях клиента и специалиста,
• неограниченная свобода выбора клиентом изобразитель-ных материалов и способов работы с ними, тем и сюжетов для творчества, допустимость отступления от традиционных изобразительных форм,
• делегирование клиенту ответственности за процесс и резуль-таты деятельности (что, в частности, связано с использовани-ем так называемого недирективного подхода).
Основные организационные формы арт-терапии:
• индивидуальное арт-терапевтическое консультирование, то есть такой вариант психологического консультирования, при котором на протяжении всего процесса или на его опре-деленных этапах активно применяются средства визуальной, проективно-символической коммуникации консультируемо-го и специалиста, то есть рисунок, лепка, создание компози-ций из песка, работа с разными проективными материалами (фотографиями, стимульными рисунками и т. д.),
• групповая арт-терапия (групповой арт-терапевтический тре-нинг) в форме интерактивной закрытой или полуоткрытой тематической группы либо открытой студии,
• семейная арт-терапия; в отличие от обычного семейного кон-сультирования и семейной психотерапии данная форма рабо-ты с семьей характеризуется активным применением изобра-зительных средств, которые служат основой для диагностики и коррекции семейных отношений.
При работе с психической травмой и ее последствиями могут ис-пользоваться все виды терапии искусством как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Такие интегрированные (в плане экспрессивных модальностей) виды терапии, как правило, име-нуются полимодальной (интермодальной) терапией творчеством или терапией выразительными искусствами (expressive arts ther-apies). Визуально-платические средства могут быть, например,дополнены ролевой игрой, движением или музыкой.
Все эти формы арт-терапии могут быть использованы при работе с посттравматическими расстройствами. Ниже будут рассмотрены некоторые особенности и лечебные факторы арт-терапии, определяющие возможность и необходимость ее при-менения с пережившими психическую травму.
ГЛАВА 2
Методы арт-терапевтической помощи при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах
2.1. Механизмы и факторы лечебно-реабилитационного воздействия
арт-терапии при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах
Применение арт-терапии в работе с людьми, пережившими пси-хическую травму, осуществляется с первых десятилетий разви-тия данного направления. Так, например, арт-терапию начали приме