О нежелании жить и о Духовности
Я уже говорил о том, что проблемой для некоторого отдельного, но не каждого, человека является отсутствие непоколебимого желания жить. Но любой человек рождается с таким напором жизни, что говорить о его желании или нежелании жить при рождении просто некорректно, неправильно. Потому что на заре жизни существует не желание, а бесконечный поток, уносящий каждого ребенка в своем любопытстве и в своем обучении поведению в этом мире так далеко и так высоко, что ребенок почти всегда живет в измененном состоянии сознания. Он не придавлен материальным миром, контактами с ним и опасностями его, как придавлен взрослый. Каждый взрослый преувеличивает значение опасностей настолько, насколько его личный опыт несет в себе негатив, агрессию, ненависть.
Негативное впитывается в нас и отравляет все, к чему мы прикасаемся или о чем думаем. Даже самое высокое. И это высокое исчезает постепенно под действием накапливающегося негативного. Но самое высокое в нас - это отражение Духовного. Наше личное духовное редко во многом совпадает с истинно Духовным - с радостью мира, с Любовью всего жизненного пространства, с ощущением Жизненного Потока.
Парадокс в том, что рождаясь с ощущением и со знанием Вселенской, Божественной Любви и Радости, мы под влиянием адаптации к опасностям мира теряем это ощущение и это знание.
Можно ли вернуть забытое? Можно, но для этого надо окунуться снова в пространство Духа. Но как это сделать? Есть разные способы, например, наркотик или другие болезненные привязанности. Но есть и холотропное дыхание.
Отчего многие из нас страдают болезненными привязанностями? Да от того, что детскую привязанность к Духу мы утеряли, но не можем утерять тягу к нему. Вот почему мы тянемся к тайне, которую несет в себе наркомания, алкоголь, переедание, другой человек в своей телесной любви. Оказывается, мы хватаемся за каждую соломинку, чтобы почувствовать свою былую принадлежность к Духовному миру.
Так почему же нас так тянет именно туда? Почему вдруг покидает желание жить здесь и сейчас и мы готовы бросить все и кинуться в омут забытья? Может быть, потому, что там - мы свои, родные. Мы там всегда есть.
Критериальность, модальность и качество отношений
К сожалению, лишь коснувшись проблемы, автор статьи вслед за С.Грофом остановился в своем движении в понимании проблемы сознания. Совершенно не раскрывается в их работах критериальная основа нашей жизни, то, что я называю Духовностью, то, что на языке психологов называется модальностью - качеством высших отношений.
Мало повторять мысль о необходимости расширения сознания - от этого оно не расширится. Надо знать и применять методы, которые ведут к такому расширению. Но одного расширения на плоскости тоже мало. Проникновение вглубь тайны Природы осуществляется тогда, когда в своем познании человек выходит на другой, более высокий уровень.
Мало говорить о Боге, нужно показать, где же Его влияние сильнее всего сказывается на человеке. Нам представляли Бога тоже как человека, а оказывается Он - это, как говорят в кибернетике, распределенная система, которая везде. Бог может наказать - говорят нам. А мы говорим: Бог есть Любовь, как же ею можно наказать. Говорят: с Ним нужно беседовать, молиться Ему. Мы говорим: в Нем нужно жить как купаться - в Радости и Любви.
Психологи и психотерапевты говорят: надо осознать свои проблемы и решить, что из них нам необходимо, то и оставить. Мы говорим: этого мало, потому что нужно осознавать в определенном состоянии - купаясь в Океане Любви, в осознавании, что мы являемся частью Жизненного Потока. А все, что лежит в Русле, есть Радость.
Что лежит под этой самой модальностью, под качеством отношений? Почему человеку нужно поступать именно так, как подсказывают ему Духовные Учения?
Мы просмотрели как-то в суете своей жизни, в баталиях научных войн, что человек мал - он капелька в Потоке Жизни. И что основные законы его жизни диктуются оттуда, от общего Потока. Соблюдение этих требований гарантирует человеку многое, но прежде всего оно гарантирует не ему, а самому Жизненному Потоку, что он будет продолжаться и расти.
Кризис - это серьезно
К сожалению, когда говорят о кризисах личности с традиционных позиций, то употребляют понятие сознания. Как будто только в сознании дело. Мне кажется, что не просто в самом сознании лежит камень преткновения и не в расширении его вообще, а именно в том восхождении по Смыслам Жизни, которые возносят человека на новые Духовные уровни, качественно отличающиеся от тех уровней, на которых происходило обобщение информации.
Кризис возникает потому, что человек или человечество не находит объяснения вдруг наступившему упадку существования. А вслед за этим непрояснение его причин приводит к неспособности реальных сознательных изменений жизни.
Кризис носит, как правило, чисто материальный характер, а человек переносит свои страдания в материальном мире на пространство собственного духа и этим искажает его. Чтобы такого не происходило, нужно понять, что другое отношение к происходящему, более спокойное, терпимое спасает положение. К сожалению, кризис часто перерастает для некоторых в катастрофу и тогда рвутся самые тонкие и самые важные нити нашей души, оставляя нас наедине с собственным изолированным пониманием истин.
Ведь, если быть до конца откровенным, спасает нас не столько дыхание по Грофу, не знание о том, что вот мол у других получилось - и у меня получится, не стремление к расширению сознания, а простая надежда и вера, что на самом деле не так все страшно, как кажется. Эта смелость относится не вообще к безоглядному оптимизму, а к тому странному состоянию нашего сознания и души, когда каждый из нас вдруг понимает, что все-таки есть в Природе Нечто совершенно большое, живое и сознательное, что содержит в себе и нашу душу, и нашу волю. И Оно может напитать нас своею волей и подпитать нашу душу своей душевной энергией. Мы прежде всего являемся выходцами оттуда - из Океана Радости и Любви, из того, что является более первичным даже, чем сам Поток Жизни.
Мудрость организма, о которой говорит Гроф, - это воссоединение человеческого сознания, в той его части, которая относится к критериям поведения и существования, с Высшими Критериями Жизни. А происходит это тогда, когда наше человеческое сознание намеренно выводится нами из сферы его применения в материальном мире, и мы оказываемся в измененном состоянии сознания.
Но и этого мало. По настоящему очищение организма от накипи отходов происходит, когда сознание не меркнет совсем, а остается для контроля происходящего, и человек осознает свои проблемы, прикасаясь к ним как к комплексам, хранящимся в нашем подсознании.
Парадокс происходящего в том, что адекватность сознания, созревающая в материальном мире, необходима нам в состоянии погружения, в подсознании, чтобы оценивать степень и место комплексов нематериального мира. А мудрость мира проявляется через автоматическое действие Высших Критериев во всем нашем организме, где мудрость уже нашего организма есть такое же автоматическое отслеживание им Высших требований Потока, предъявляемых к нам.
Целостная интеграция
Свой метод Станислав Гроф и его жена Кристина назвали методом холотропной терапии или методом целостной интеграции. Название отражает суть: метод призван воздействовать целостно на организм и вызвать такие положительные изменения, которые позволили бы человеку существовать в нашем напряженном мире.
Проведенные исследования показали, что по силе интеграции методы глубокого погружения не имеют себе равных. Однако, существенным недостатком этих методов все-таки является недостаточная проработанность духовной составляющей, в слабое привлечение смыслового объяснения Духовности. Без продвижения по смысловой цепи не может быть настоящей целостности. Потому что реакция организма на смысл, воспринятый и понятый сознанием, далеко еще не изучена в широком диапазоне. Но уже сегодня можно сказать, что иногда осознание природного смысла человеком приводит к его перерождению буквально за считанные минуты. И метод холотропной терапии в том является замечательным подтверждением.
Именно поэтому я и привлекаю внимание занимающихся к тому, что понятия смысла и информации являются во многом противоположными. Смысл несет в себе ясность, рационализм, а информация - расплывчатость, темноту, неясность и непонятость, иррационализм, который, однако, не отталкивает часто, а наоборот притягивает к себе, содержит тайну. Богатство ощущений приходит к нам и через рацио- и через иррацио-восприятие.
К сожалению, большинство образов непонятной семантики трактуется исследователями и практиками с позиций чисто религиозных. Спору нет, подобные объяснения должны иметь место, но более высокий уровень осмысления требует выделения критериев поведения и критериев отражения образа в свою отдельную категорию.