Какие еще эндогенные вещества вовлечены?
Как прогестерон, так и эстрогены влияют на уровень эндорфинов. Нарушения эндогенных опиоидных систем связано с симптомами, сходными с PMS, которые не ограничиваются раздражительностью, нарушениями сна и головной болью. Более того, опиатные антагонисты, очевидно, утяжеляют симптомы PMS у восприимчивых женщин, выявляя предположительную взаимосвязь между нарушениями уровня эндорфинов и выраженностью PMS.
Были проведены исследования изменчивости уровня тиреоидного гормона у женщин с PMS, однако никаких специфических заболеваний щитовидной железы у них не выявлено.
Масталгия — симптом весьма распространенный у женщин с PMS. По этой причине уровень пролактина рассматривался как фактор, способствующий развитию этого синдрома. Участие пролактина поддерживается двумя обнаруженными фактами. У женщин с PMS наблюдается маловыраженная реактивность уровня пролактина на триптофановую пробу как в фолликулиновой, так и лютеиновой фазах менструального цикла. Дополнительно наблюдается притуплённый пролактиновый ответ на введение бушпирона в течение фолликулиновой фазы.
Влияние дефицита простагландина PGE-1 на ЦНС связано с головными болями, утомляемостью и тягой к сладкому. Накопление простагландина PGE-2 в миометрии играет роль в развитии дисменореи. Эти факты заставляют некоторых исследователей предположить, что нарушения синтеза и/или обмена простагландинов, вероятно, имеет место при PMS.
416
VIII. Расстройства, связанные с беременностью и менструацией
Фолликулостимулирующий гормон (FSH), лютеинизирующий гормон (LH), мелатонин, кортизол и тестостерон испытывались в качестве потенциальных этиологических агентов. И снова определенной связи между этими веществами и PMS обнаружено не было.
8. Играют ли какую-либо роль в этиологии PMS нейротрансмиттеры, участвующие в регуляции
настроения?
Современные теории отмечают связь между изменениями яичниковых гормонов и дисре-гуляцией центральных нейротрансмиттеров у женщин, предрасположенных к PMS. Исследователи установили, что эстрогены, прогестерон и их метаболиты изменяют норадренергиче-скую, серотонинергинескую и ГАМКергическую передачу в ЦНС.
В исследованиях на животных введение эстрогенов в гипоталамус изменяло суточный ритм уровня серотонина (5НТ). Использование агонистов серотонина, таких как т-хлорфе-нилпиперазина (т-СРР), может индуцировать улучшение настроения, в то время как введение антагонистов серотонина связано с рядом поведенческих изменений (также наблюдаемых у женщин с PMS), включая раздражительность и социальную пассивность.
Клинические исследования у людей также подтверждают, что PMS может быть связан с очевидным воздействием яичниковых гормонов на центральные звенья серотонинергиче -ской передачи. Исследования показали, что у женщин с PMS в предменструальном периоде наблюдается повышенная чувствительность 5НТ-1а-рецепторов. Снижение общей концентрации серотонина в крови наблюдалось в лютеиновой фазе у женщин, отвечающих критериям PMS. Снижение захвата серотонина тромбоцитами также отмечено в этой популяции женщин, что не было обнаружено у здоровых субъектов. Некоторые исследователи предполагают, что у женщин с PMS в тех случаях, когда отмечаются специфические вкусовые предпочтения в конце лютеиновой фазы цикла в виде повышенного влечения к употреблению углеводов, наблюдается, возможно, и попытка самолечения нарушений настроения путем повышения уровня триптофана и, соответственно, поступления серотонина в ЦНС.