Какие методики неэффективны для лечения РДВГ?
Более чем в 20 исследованиях показана несостоятельность диетических подходов, таких как диета Фейнгольда (Feingold) или диеты с исключением определенных продуктов. Другие виды лечения или активности также показали свою неэффективность:
Индивидуальная психотерапия Лечебный массаж и другие виды
Когнитивная терапия физиотерапии
Игровая терапия Большие дозы витаминов
ЭЭГ биологическая обратная связь REMD (десенситизация движений глаз)
Лечение аллергических состояний Пытаться взять себя руки
ЛИТЕРАТУРА
1. American Academy of Child and Adolescent Psychiatry: Practice parameters for the assessment and treatment of atten-
tion-deficit hyperactivity disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 36(suppl 10):85S—121S, 1991.
2. Biederman J, Wilens ТЕ, Mick E, et al: Pharmacotherapy of attention deficit/hyperactivity disorder reduces risk of sub-
stance use disorder. Pediatrics 104(2), Internet edition, p e20, 1999.
3.Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th ed. Washington, DC, American Psychiatric Association, 1994.
4.Elia J, Ambrosini PJ, Rapoport JL: Treatment of attention-deficit-hyperactivity disorder. N Engl J Med 340:780-788,
1999.
374 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста
5. Goldman LS, Genel M, Bezman RJ, et al: Diagnosis and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in chil-
dren and adolescents. JAMA 279:1100-1107, 1998. 5a. Kelly K, Ramundo P: You Mean I'm Not Lazy, Stupid, or Crazy? New York, Scribner, 1995.
6. Pliszica SR: Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder: An overview. J Clin Psychiatry 59 (suppl. 7):
1:50-58, 1998.
7. Wblraich ML, Hannah JN, Pinnock TY, et al: Comparison of diagnostic criteria for attention-deficit hyperactivity dis-
order in a county-wide sample. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 35:319—324, 1996.
8. Zametkin AJ, Ernst M: Problems in the management of attention-deficit-hyperactivity disorder. N Engl J Med
340:40-46, 1999.
9. Zametkin AJ, Liotta W: The neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. J Clin Psychiatry 59(suppl 7):
17-23,1998.
Глава 57. РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ
Paula DeGraffenreid Riggs, M.D., and Elizabeth A. Whitmore, Ph.D.
1. Дайте определение расстройства поведения.
Расстройство поведения представляет собой психическое расстройство у детей и подростков, характеризующееся стойким и повторяющимся паттерном поведения, нарушающим основные права окружающих или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Согласно диагностическим критериям DSM-IV, как минимум три (или более) специфических симптома должны наблюдаться на протяжении последних 12 месяцев и как минимум один симптом должен присутствовать на протяжении последних 6 месяцев (критерий А). Эти симптомы присутствуют, как правило, в различных обстоятельствах и вызывают клинически выраженные нарушения социальной, учебной или профессиональной деятельности (критерий В).
Диагностические поведенческие критерии расстройства поведения попадают в четыре основные группы.
Агрессивное поведение, которое является причиной или угрожает повреждением другим людям или животным (толчки, драки, применение оружия, физическая жестокость по отношению к людям или животным, кражи с нападением на жертву, принуждение к сексуальной близости).
Неагрессивное поведение, которое ведет к утрате или повреждению имущества (преднамеренная порча имущества или поджог).
Лживость или воровство (кражи со взломом, «надувательство» окружающих, воровство предметов, не имеющих значительной материальной ценности, без нападения на жертву)
Серьезные нарушения установленных правил (в возрасте до 13 лет остается гулять допоздна несмотря на запрет родителей; уходы из дома на всю ночь как минимум дважды; прогулы школы в возрасте до 13 лет).
2. Существуют ли подтипы данного расстройства?
Да. Расстройство поведения подразделяется на два основных подтипа: С началом в детском возрасте — появление, как минимум, одного симптома расстройства поведения в возрасте до 10 лет. Пациенты с данным типом расстройства поведения, как правило, мужского пола и характеризуются агрессивностью, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками; они развивают все критерии расстройства поведения еще до начала пубертатного периода. Прогноз у таких пациентов хуже, так как нарушения поведения склонны сохраняться во взрослом возрасте, а у многих из этих пациентов развивается антисоциальное расстройство личности.
С началом в подростковом возрасте — до 10 лет отсутствуют какие-либо симптомы расстройства поведения. Такие пациенты, как правило, менее агрессивны, чем те, у которых заболевание началось в детском возрасте. Имеют более спокойные взаимоотношения со сверст-
Глава 57. Расстройство поведения 375
никами. У подростков, страдающих данным типом патологии, меньше вероятность развития стойких нарушении поведения, переходящих в антисоциальное расстройство личности. Таким образом, у них чаще наблюдается расстройство поведения, ограниченное подростковым периодом; и прогноз у них лучше. Такой тип расстройства чаще отмечается у девочек.