Уточните процесс дополнительной оценки.
Вто время как цель диагностики заключается в определении наличия либо отсутствия аутизма, дополнительная оценка направлена на выявление нужд, сильных и слабых сторон личности. Полная междисциплинарная оценка полезна при постановке начального диагноза, создания плана лечения и обучения. В группу дополнительной оценки привлекаются специ-
362 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста
алисты из области психологии, педиатрии, психиатрии, трудотерапии, социальной работы, логопедии (невропатологи и физиотерапевты также часто привлекаются в зависимости от существующей соматической патологии). Рекомендуется полная дополнительная оценка ребенка впериод обучения в начальной школе для составления оптимального образовательного и учебного плана. Подростки с аутизмом могут значительно выиграть в результате их всестороннего обследования с последующей тренировкой навыков общения, дополнительного образования и планирования их самостоятельной жизни вне родительского дома. Учреждения, такие как университетская клиника, или детские больницы, или университетские программы для людей с нарушением развития, могут обеспечить полноценную междисциплинарную дополнительную оценку и соответствующие рекомендации.
Насколько распространен аутизм?
Распространенность аутизма в общей популяции — приблизительно 10—12 на 10 000 живорожденных. Если расширить рассматриваемый спектр аутистических расстройств за счет PDD (включая более мягкие варианты синдрома Аспергера и PDD-NOS), то распространенность возрастет до 20 на 10 000. Аутизм чаще встречается у мальчиков, соотношение мальчиков и девочек 4:1.
Каковы причины аутизма?
Точный патогенез аутизма неизвестен. Впрочем, мы точно знаем, что аутизм имеет биологическую основу, опосредованную неврологическими или нейрофизиологическим факторами. Теории о психосоциальной этиологии аутизма (например, неадекватное или неправильное воспитание) несостоятельны и имеют лишь историческое значение.
Исследования ясно показали, что аутизм во многих случаях имеет генетическую основу. Симптомы аутизма, по-видимому, связаны с рядом генетических заболеваний, включая синдром хрупкости Х-хромосомы, болезнь Бурневиля—Принглаи синдром Мебиуса.Изучение семейного анамнеза показало, что аутизм имеет семейную и наследственную природу. Следующий за ребенком больным аутизмом сиблинг получает вероятность заболеть от 3 до 7%, при общепо-пуляцинном риске 0,1 %. Случаи совпадения диагноза среди дизиготных близнецов составляет 9% и достигает 60% у монозиготных. Недавние исследования дают основания предположить, что отдельные симптомы аутизма в легкой форме можно обнаружить у здоровых родственников. В этот «фенотип аутиста» можно включить молчаливость или стеснительность, затруднения речи, нарушения настроения и незначительные нейропсихологические нарушения.
Способ наследования и специфичные гены, ответственные за возникновение аутизма, все еще неизвестны. Статистические модели предполагают участие от 2 до 5 генов, формирующих фенотип аутиста. Наблюдаемая гетерогенность симптомов и непредсказуемый принцип наследования аутизма заставляют допустить возможность того, что эти генетические факторы не наследуются простым образом, но подвержены генетической модификации или изменяются под воздействием факторов окружающей среды.
Нейроанатомические и нейропатологические исследования аутизма выделили ряд патологических изменений, но исследования этой области еще неполны. Наиболее часто сообщается о гипоплазии специфических ядер ствола мозга, редукции клеток Пуркинье, гипоплазии червя мозжечка, нейрональной незрелости и повышенной плотности клеток в амигдале и гиппокампе. Принимая во внимание эти находки, можно предположить, что аутизм состоит в нарушении развития в раннем гестационном периоде. Функционально-диагностические исследования с помощью ЯМРТ и компьютерной томографии несколько противоречивы, но отмечают незначительное снижение метаболического уровня во фронтальной и височных областях. И, наконец, нейрохимические исследования сообщают о возможных нарушениях обмена дофамина и серотонина. Зарегистрированы также нарушения иммунитета.
Можно ли лечить аутизм?
Аутизм обычно рассматривается как пожизненное, хроническое расстройство. Тем не менее, правильное, интенсивное и раннее лечениекрайне необходимо для стимуляции развития во
Глава 55. Расстройства аутистического спектра 363
всех областях и улучшения функционального развития. У детей саутизмом лечение должно начинаться сразу после постановки диагноза, с момента, когда ребенок начинает ходить, или в дошкольном периоде. Особенные усилия следует концентрировать на развитии речи, когнитивных и имитационных навыков, социальной ответственности и правильного поведения. Последние тенденции в раннем лечении аутизма описывают несколько общих элементов эффективной программы лечения, которые включают в себя: многочасовую еженедельнуюработу с ребенком, соответствующим образом сформированный план обучения, высокоструктурированную и контролируемую учебную атмосферу, стратегии для расширения навыков функционирования в окружающем и среди людей и функциональный, позитивный подход к проблемам поведения (8).
Дети школьного возраста нуждаются в разработке плана обучения, отвечающего индивидуальным особенностям. При соответствующем подходе к образованию практически у всех детей с аутизмом отмечается четкий, существенный прогресс в обучаемости. Эффективные образовательные программы варьируют от индивидуальной формы обучения в обычных школах до специализированных программ для студентов с аутизмом. Существует широкий выбор образовательных программ для семей. Все эффективные образовательные программы высокоиндивидуализированы, используя хорошо структурированные, систематизированные методы обучения, построенные по принципу непрерывности, повторяемости и конкретных, функциональных целей обучения.
Подростки и взрослые с аутизмом часто нуждаются в особой помощи для преодоления сложных требований жизни. Группы развития навыков общения, развлечения, индивидуальная психотерапия и тренировка навыков устной речи могут помочь им приобрести необходимые качества для взрослой жизни. Участие в развлечениях своих сверстников — важная часть общественной жизни взрослых с аутизмом. Люди, страдающие аутизмом, часто имеют свои сильные стороны, которые следует поддерживать через образование идополнительное обучение, поскольку это может быть источником уважения сверстников или быть важным в установлении профессиональных склонностей взрослой жизни.