Опишите дезинтегративное расстройство детского возраста.

Дезинтегративное расстройство детского возраста характерно значительной регрессией в одной или двух областях функционирования, после периода, по крайней мере, 2 лет нор-

Глава 55. Расстройства аутистического спектра 361

Опишите дезинтегративное расстройство детского возраста. - student2.ru мольного развития. Регрессия может быть постепенной или наступить быстро и может вклю­чать в себя нарушение социального взаимодействия, экспрессивных или рецептивных навы­ков общения, моторные нарушения, способность играть, ходить на горшок, а также другие виды адаптивного поведения. Как и в случае аутизма, при дезинтегративном расстройстве наблюдаются качественное нарушение социального взаимодействия и общения, ограничен­ный круг поведенческих реакций и тенденция к формированию моторных стереотипов. Это расстройство может быть дифференцировано от аутизма по характеру его течения, при аутиз­ме первые нарушения можно обнаружить уже на 1-м или 2-м году жизни. Однако после воз­никновения развернутой клинической картины дети с дезинтефативным расстройством де­монстрируют те симптомы, которые характерны для тяжелого аутизма и значительной за­держки психического развития.

Какие тесты могут помочь в диагостике аутизма?

Не существует специальных медицинских тестов для диагностики аутизма. Диагноз бази­руется на рассказах родителей о развитии ребенка, его настоящем состоянии и наблюдении за его поведением. И все же достоверность и обоснованность диагностики значительно уве­личилась в последние годы с развитием стандартизированных методов оценки. Один из на­иболее широко используемых диагностических методов — Шкала аутизма для детей(Childhood Autism Rating Scale, CARS) (13). CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также мо­жет служить для первичного скрининга симптомов аутизма.

Формальная диагностическая оценка должна включать всестороннюю оценку симптомов с использованием многих источников. Один из наиболее достоверных методов — Диагности­ческое интервью аутизма — пересмотренное (Autism Diagnostic Interview — Revised, ADI-R) (11) — представляет собой полуструктурированное интервью с человеком, осуществляющим воспитание ребенка, куда входят вопросы, касающиеся основных симптомов аутизма во все периоды жизни индивидуума. ADI-R — прекрасный метод диагностики аутизма в период от 18 мес. до зрелого возраста и соответствует диагностическим критериям DSM-IV и МКБ-10.

Программа диагностического наблюдения аутизма — обобщенная (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic, ADOS-G) (12) была создана в дополнение к ADI-R, предусма­тривая полуструктурированное и стандартизованное интервью с пациентом, в котором про­слеживаются особенности социального, коммуникативного и ифового поведения. ADOS-G состоит из нескольких различных модулей, соответствующих как плохоговоряшим детям до­школьного возраста, так и хорошо развитым интеллектуально взрослым. Подобно ADI-R, наблюдения имеют систему шкальных оценок, соответствующую критериям, содержащимся в DSM-IV и МКБ-10. Как ADI-R, так и ADOS-G предоставляют богатую информацию для диагностики и планируемого лечения, но требуют значительного опыта в использовании идлительного обучения.

Какие факторы следует учитывать при проведении дифференциального диагноза?

Для детей, возможно страдающих аутизмом, в ходе дифференциальной диагностики сле­дует исключить наличие тяжелого расстройства речи, невербальной необучаемости, задерж­ки психического развития (без аутизма), глухоты и реактивного расстройства привязаннос­ти, как альтернативных причин нарушений социального, коммуникативного и ифового по­ведения. Для взрослых при проведении дифференциальной диагностики следует исключить шизоидное или шизотипическое расстройство личности, олигофрению (без аутизма), невер­бальную необучаемость иневрологические расстройства.

Наши рекомендации