Опишите дезинтегративное расстройство детского возраста.
Дезинтегративное расстройство детского возраста характерно значительной регрессией в одной или двух областях функционирования, после периода, по крайней мере, 2 лет нор-
Глава 55. Расстройства аутистического спектра 361
мольного развития. Регрессия может быть постепенной или наступить быстро и может включать в себя нарушение социального взаимодействия, экспрессивных или рецептивных навыков общения, моторные нарушения, способность играть, ходить на горшок, а также другие виды адаптивного поведения. Как и в случае аутизма, при дезинтегративном расстройстве наблюдаются качественное нарушение социального взаимодействия и общения, ограниченный круг поведенческих реакций и тенденция к формированию моторных стереотипов. Это расстройство может быть дифференцировано от аутизма по характеру его течения, при аутизме первые нарушения можно обнаружить уже на 1-м или 2-м году жизни. Однако после возникновения развернутой клинической картины дети с дезинтефативным расстройством демонстрируют те симптомы, которые характерны для тяжелого аутизма и значительной задержки психического развития.
Какие тесты могут помочь в диагостике аутизма?
Не существует специальных медицинских тестов для диагностики аутизма. Диагноз базируется на рассказах родителей о развитии ребенка, его настоящем состоянии и наблюдении за его поведением. И все же достоверность и обоснованность диагностики значительно увеличилась в последние годы с развитием стандартизированных методов оценки. Один из наиболее широко используемых диагностических методов — Шкала аутизма для детей(Childhood Autism Rating Scale, CARS) (13). CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также может служить для первичного скрининга симптомов аутизма.
Формальная диагностическая оценка должна включать всестороннюю оценку симптомов с использованием многих источников. Один из наиболее достоверных методов — Диагностическое интервью аутизма — пересмотренное (Autism Diagnostic Interview — Revised, ADI-R) (11) — представляет собой полуструктурированное интервью с человеком, осуществляющим воспитание ребенка, куда входят вопросы, касающиеся основных симптомов аутизма во все периоды жизни индивидуума. ADI-R — прекрасный метод диагностики аутизма в период от 18 мес. до зрелого возраста и соответствует диагностическим критериям DSM-IV и МКБ-10.
Программа диагностического наблюдения аутизма — обобщенная (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic, ADOS-G) (12) была создана в дополнение к ADI-R, предусматривая полуструктурированное и стандартизованное интервью с пациентом, в котором прослеживаются особенности социального, коммуникативного и ифового поведения. ADOS-G состоит из нескольких различных модулей, соответствующих как плохоговоряшим детям дошкольного возраста, так и хорошо развитым интеллектуально взрослым. Подобно ADI-R, наблюдения имеют систему шкальных оценок, соответствующую критериям, содержащимся в DSM-IV и МКБ-10. Как ADI-R, так и ADOS-G предоставляют богатую информацию для диагностики и планируемого лечения, но требуют значительного опыта в использовании идлительного обучения.
Какие факторы следует учитывать при проведении дифференциального диагноза?
Для детей, возможно страдающих аутизмом, в ходе дифференциальной диагностики следует исключить наличие тяжелого расстройства речи, невербальной необучаемости, задержки психического развития (без аутизма), глухоты и реактивного расстройства привязанности, как альтернативных причин нарушений социального, коммуникативного и ифового поведения. Для взрослых при проведении дифференциальной диагностики следует исключить шизоидное или шизотипическое расстройство личности, олигофрению (без аутизма), невербальную необучаемость иневрологические расстройства.