Уточните возможные дополнительные симптомы.

Нарушение эмоционального реагирования. Лица, страдающие аутизмом, часто имеют гипер-либо гипореактивность на сенсорную стимуляцию любого вида (например, зрительную, слу­ховую, тактильную, болевую).

Стереотипное поведение. У лиц с аутизмом часто можно видеть повторяющиеся действия, которые очевидно обеспечивают должный уровень сенсорной стимуляции (например, дви­жения пальцев и рук, скрежетание зубами, подпрыгивание и покачивание, и особые двига­тельные действия в случае волнения или страха).

Неврологические нарушения. Нарушение тонуса мышц и движений обычны у детей боль­ных аутизмом. В дополнение, 20—35% лиц с аутизмом страдают эпилептоидными припадка­ми в подростковом и молодом возрасте, что связано с дальнейшим ухудшением в интеллек­туальном развитии.

Выраженные поведенческие проблемы. У незначительного числа больных отмечаются крайние поведенческие нарушения в виде самоистязания, высокого уровня агрессии и само­разрушающего поведения.

Каков диапазон тяжести аутизма?

Каждый из основных и сопутствующих симптомов варьирует по своей тяжести, делая это расстройство совершенно различным от одного больного к другому. Схожим образом, уровень интеллектуальных нарушений может варьировать от тяжелой умственной неполноценности до нормального или даже высокого интеллекта. Лица, находящиеся на крайних полюсах это­го диапазона, наиболее трудны в плане постановки точного диагноза. Тех, кто страдает от тя­желых аутистических симптомов и тяжелой задержкой умственного развития, может быть за­труднительно дифференцировать от больных олигофренией. Подобным образом симптомы, проявляющиеся в легкой форме, могут выглядеть очень схожими с социальными проблемами вследствие личностных расстройств, невербальной необучаемости, социальных фобий.

11. Что такое общее расстройство развития неуточненное (PDD-NOS)? Какое отношение оно
имеет к аутизму?

PDD-NOS — термин, вызывающий некоторое недоумение у родителей и у тех, кто пыта­ется понять диагноз. Иногда этот диагноз неверно применяют к детям, больным аутизмом, особенно в легких его случаях или при хорошо развитом интеллекте ребенка. Иногда это рас­стройство неправильно интерпретируется как качественно отличающееся от аутизма. Диа­гноз PDD-NOS используется, когда состояние ребенка не отвечает всем диагностическим критериям аутистического расстройства. Притом, что эти дети, возможно, функционируют на более высоком уровне, чем дети с аутизмом, природа этих симптомов подразумевает зна­чительные нарушения и часто требует соответствующего лечения.

PDD относится к широкой категории расстройств, которые начинаются в раннем пери­оде развития или раннем детстве и характеризуются наличием качественных нарушений со­циального взаимодействия, навыков общения и возникновением стереотипного поведения, интересов и активности. Аутизм более всего похож на PDD. Остальные расстройства этого ряда, а именно синдром Аспергера, синдром Ретта и дезинтегративное расстройство детско­го возраста, отличаются рядом признаков и течением. Термин расстройства аутистического

360 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста

Уточните возможные дополнительные симптомы. - student2.ru спектра часто используется для объединения аутизма иего более мягких вариантов, включая PDD и синдром Аспергера.

Опишите синдром Аспергера.

Диагностические критерии этого синдрома довольно схожи с критериями аутизма. Боль­ные синдромом Аспергера имеют тяжелые и стойкие нарушения в социальном взаимодействии, которые наиболее отчетливо проявляются в общении со сверстниками, и ограниченном и посто­янном круге интересов, видов деятельности и активности. В отличие от аутизма клинически оформленной задержки в развитии речи и адаптивного поведения на ранних стадиях развития нет и IQ соответствует нормальному или на нижней границе нормы. Однако при синдроме Ас­пергера наблюдается тенденция к недостаточному развитию практических навыков устной ре­чи (например, недостаточно развита способность вести разговор) и нарушения невербальной экс­прессивности (например, жесты, выражение лица). Симптомы синдрома Аспергера часто ведут к значительному затруднению межличностного и профессионального функционирования.

Распространенность синдрома Аспергера среди детей школьного возраста составляет приблизительно 3—4 на 1000, среди мальчиков этот синдром встречается чаще. У детей до­школьного возраста можно выделить лишь значительную задержку моторного развития или неуклюжесть, в то время как персеверативные тенденции и странности в общении с окружа­ющими могут быть менее заметны. В школьном возрасте, однако, нарушение навыков соци­ального взаимодействия становится более очевидным, и дети имеют очень мало или совсем не имеют друзей среди сверстников. У таких детей обычно развиваются идиосинкратические или ограниченные интересы, которые реализуются персеверативным образом через чтение, коллекционирование, запоминание различных сведений и фактов.

Многие исследователи и клиницисты рассматривают синдром Аспергера как мягкую фор­му аутизма. Действительно, дифференциальный диагноз с аутизмом может быть очень затруд­нен, особенно в дошкольном возрасте. В более позднем возрасте, однако, такие дети отлича­ются от пациентов, страдающих аутизмом, относительно меньшим нарушением устной речи, когнитивной сохранностью и наличием хорошо развитых персеверативных интересов.

Опишите синдром Ретта.

Синдром Ретта — прогрессирующее неврологическое заболевание, встречающееся только у девочек. Это очень редкое расстройство наблюдается в 1 случае на 12 000—15 000 новорож­денных девочек. В раннем периоде развития эти девочки демонстрируют многочисленные аутистические признаки, включая отчужденность, социальную изолированность, задержку интеллектуального развития, которые, в свою очередь, ведут к частой постановке диагноза аутизма. Однако синдром Ретта отличается от аутизма своим дегенеративным течением и на­личием характерных отличительных признаков.

Для девочек с синдромом Ретта характерно нормальное развитие до возраста 6—18 мес, по достижении которого нормальное развитие останавливается или начинается регрессиро­вать. Наиболее важные отличительные признаки — потеря целенаправленного движения рук, тя­желое нарушение экпрессивных и рецептивных навыков общения, замедленный рост головы и тя­желое отставание интеллектуального развития.Потеря целенаправленного движения руками приводит к характерным стереотипным движениям руками по средней линии, включая кручение, потирание, постукивание. С возрастом у девочек, страдающих синдромом Ретта, наблюдается дальнейшее снижение моторных навыков, вплоть до почти полной утраты способности само­стоятельно ходить. Напротив, при аутизме симптомы социальной изоляции и отчужденности часто становятся мягче. Остальные симптомы, связанные с синдромом Ретта, включают в себя эпилептиформные припадки в раннем детском возрасте, осложненное вскармливание и нару­шения дыхания в виде гипервентиляции, задержек дыхания изаглатывания воздуха.

Наши рекомендации