Каковы основные симптомы аутизма в детском и подростковом возрасте?
Аутизм представляет собой комплекс основных (базисных) симптомов, которые можно встретить у любого больного, в сочетании с рядом других симптомов, которые часто связаны с этим заболеванием. Представленность этих симптомов значительно варьирует у больных в зависимости от возраста и уровня развития, и ни один из этих симптомов не является изолированно патогномоничным.
Симптомы аутизма
БАЗИСНЫЕ СИМПТОМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ
(встречаются у всех) (могут не присутствовать)
Нарушение социального функционирования Необычные моторные паттерны
Нарушение развития навыков общения Когнитивные нарушения
Необычная способность к символическим играм Нарушение эмоционального реагирования
Ограниченный и странный поведенческий Стереотипное поведение
репертуар Неврологические нарушения
Начало до 3 лет Выраженные поведенческие нарушения
3. Каким образом нарушается социальное функционирование?
Социальное функционирование при аутизме нарушается всегда. Степень этого нарушения, однако, может варьировать как от странностей в социальном взаимодействии, в случае синдрома Аспергера, так и до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми людьми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких. Социальные нарушения могут включать в себя недостаточное использование зрительного контакта, отсутствие реагирования на социальные стимулы и явно незначительный интерес к разделению с окружающими увлекательных или приятных переживаний.
Личности, страдающие аутизмом, часто испытывают затруднение как в распознании у окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния через телодвижения или выражение лица. У них также есть трудности в понимании психического состояния и точки зрения окружающих. И, наконец, дети, страдающие аутизмом, демонстрируют характерные нарушения в имитации действий окружающих, которые могут препятствовать развитию межличностной синхронности, общению, символическим играм и усвоению новых видов деятельности.
358 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста
4. Каким образом нарушается развитие навыков общения?
Значительный объем литературы, посвященной аутизму, концентрируется на нарушениях разговорного языка. Однако коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое нарушение навыков устной речи. У некоторых детей с аутизмом, кажется, отсутствует понимание того, что поведение может быть коммуникативным. Например, в наиболее тяжелых случаях дети, очевидно, не понимают значение родительской улыбки, недовольного выражения лица или жеста. Более того, они редко используют навыки общения (например, не указывают на предметы, не показывают их, не пытаются привлечь внимание родителей взглядом). На другой стороне спектра от тяжелых до легких случаев аутизма находятся индивидуумы с очень хорошо развитой устной речью, но назойливо неполноценной в ряде аспектов. Они могут быть весьма «болтливы» и иметь очень хорошую социальную мотивацию; и все же редко способны поддерживать беседу в обычной возвратно-поступательной манере при сниженной способности схватывать юмор и иронию в разговоре.