Опишите классическое обусловливание.

Классическое обусловливание включает овладение новыми ключами (или триггерами) к физиологическим рефлексам. Данные рефлексы, по природе своей направленные, конечно, на нашу защиту и поддержание внутреннего физиологического состояния, связаны преиму­щественно с вегетативной нервной системой. Они обнаружены во многих внутренних физио­логических системах и запускаются особыми, неусловными стимулами. Например, рвотный рефлекс отмечается, как правило, вответ на прием чрезмерно жирной, испорченной или ядо­витой пищи. Данный рефлекс помогает защитить нас от заболевания или отравления.

Классическое обусловливание наблюдается, когда нейтральный стимул, который в норме не вызывает данный рефлекс, повторяется в паре с неусловным стимулом, который по при­роде этот рефлекс вызывает. При подобных условиях нейтральный стимул приобретает спо­собность вызывать рефлекс. Например, рвотный рефлекс в ответ на прием жирной или от­равленной пищи может связаться с видом или запахом пищи (или даже с мыслью об этом). У пациентов, страдающих раком или испытывающих тошноту и слабость в качестве побоч­ных эффектов химиотерапии, может развиваться тошнота, предчувствия посещения больни­цы для лечения. Оба ответа на нейтральный прежде стимул является результатом классиче­ского обусловливания.

5. Приведите примеры классических условных рефлексов.

Многие потенциальные рефлексы в репродуктивной, мышечной, дыхательной и кровенос­ной системах могут быть классически обусловлены. Отметим, что эмоциональные компоненты

Опишите классическое обусловливание. - student2.ru * Условные рефлексы. — Примеч. ред.

266 VI. Лечебные подходы в психиатрии

Опишите классическое обусловливание. - student2.ru рефлексов (например, страх, удовольствие, тревога) могут быть обусловленными, так же как и соматические компоненты. В каждодневной жизни классическое обусловливание может быть адаптивным (например, оно помогает нам учиться быстро избегать опасности или неприятнос­тей) или носит дезадаптирующий характер. Например, нормальный взрослый ответ в виде сек­суального возбуждения и приятных ощущений при стимуляции гениталий может приобрести классическую обусловленность (стать классическим условным рефлексом) на несоответствую­щие стимулы, например, дети (при педофилии) или неживые объекты (как при фетишизме).

Примеры внутренних рефлексов и условных стимулов

Опишите классическое обусловливание. - student2.ru Пищеварительная система.

Рвота и тошнота в ответ на пищевое отравление (например, тошнота при виде или запахе пищи-мишени). Репродуктивная система.

Сексуальное возбуждение и приятные ощущения в ответ на стимуляцию гениталий (например, воз­буждение при виде эротических книг или видео). Дыхательная система.

Приступ астмы в ответ на действие аллергенов (например, пациент, страдающий астмой, чувствует

начало приступа при виде входящей в комнату кошки, вызывающей аллергию). Кровеносная система.

Выраженные сердцебиение и тревога, вызванные попаданием в автомобильную аварию (последую­щий страх или тревога при вождении автомобиля при подобных обстоятельствах). Мышечная система.

Эффект релаксации при приеме алкоголя (релаксация ощущается при приеме первой дозы алкого­ля дома после напряженного дня).

Опишите классическое обусловливание. - student2.ru 6. Опишите важные принципы классического обусловливания, которые используются в бихеви-
оральной терапии.

• Угасание отмечается в ситуациях, когда условный стимул не сопровождается изначаль­
но неусловным стимулом; обусловленный ответ, как правило, ослабевает и становится реже.

• Генерализация отмечается, когда сходный стимул вызывает сходный обусловленный от­
вет. Например, у ребенка, который боится лая большой собаки, может развиться тревожный,
боязливый ответ на всех собак.

• Разграничение отмечается, когда индивид научается различным образом отвечать на два
сходных или родственных стимула. Например, ребенок, боящийся собак, впоследствии мо­
жет научиться тому, что большие, агрессивно лающие собаки более опасны, чем маленькие,
спокойные собаки.

• Обратное обусловливание отмечается, когда обусловленный стимул спарен с новым сти­
мулом, который вызывает несовместимый или противоположный ответ. Посредством дан­
ной методики погашается первоначальный проблемный ответ и одновременно вводится но­
вое, здоровое обусловливание. Например, пациент, страдающий фобией пауков, может на­
учиться методике релаксации. Затем, в процессе терапии, врач может попросить пациента
воссоздать чувство расслабленности при одновременной экспозиции паука, вызывающего
тревогу. При таких условиях старый обусловленный тревожный ответ на пауков ослабевает.

• Обратное обусловливание, вызывающее отвращение, используется для редукции проб­
лемного поведения, приносящего удовольствие. Например, пациент, страдающий алкоголиз­
мом, может принимать дисульфирам (антабус), так что принятие алкоголя связывается с тош­
нотой и неприятными ощущениями. Это помогает снижать частоту выпивок в дальнейшем.

• Скрытое обусловливание представляет собой классическое обусловливание, которое от­
мечается скорее при работе с воображением, чем при классическом {in vivo) переживании.

Наши рекомендации