В чем причина антисоциального расстройства личности?
Антисоциальное расстройство личности, вероятно, является результатом взаимодействия многих факторов, включая индивидуальную предрасположенность, определенные особенности развития и обучения, и экзогенные стрессоры. Индивидуальная предрасположенность связана с генетическими факторами. В близнецовых исследованиях продемонстрировано,
что в криминальном поведении велика роль наследственности. При исследованиях ЭЭГ у со-
циопатов обнаружена высокая частота отклонений. Существуют исследования, подтверждающие, что пациенты, у которых развилась антисоциальная личность, родились с «необузданным темпераментом», отсутствием нормальной боязни и конституционально обусловленной неспособностью учиться на негативном опыте. Другой биологический фактор психопатии заключается в возможной коморбидности с расстройством дефицита внимания с гиперактивностью. Примерно у 1/3 детей, страдающих расстройством дефицита внимания с гиперактивностью, в зрелом возрасте отмечается криминальное поведение.
G.R.Patterson и соавт. предложили эволюционную теорию антисоциального поведения, основанную на эмпирических фактах. Данная теория позволила разработать эффективные способы вмешательства и первичной профилактики. G.R.Patterson предложил следующую схему научения. Вначале (первый этап) пациенты обучают своих детей антисоциальному поведению посредством несоответствующего и непоследовательного исполнения родительских обязанностей. Несоответствующее исполнение родительских обязанностей может отмечаться в ситуациях, когда родители положительно подкрепляют антисоциальные действия ребенка. Например, родители могут смеяться или хвалить ребенка, когда он бьет другого ребенка. Непоследовательное воспитание можно наблюдать, когда родители негативно подкрепляют действия ребенка. Например, мать просит сына убрать в своей комнате. Как и большинство детей, он не исполняет этого немедленно, так что мать просит его снова. У ребенка возникает вспышка раздражения. Мать также испытывает раздражение и прекращает просить сына убрать в комнате. Таким образом, ребенок получает негативное подкрепление своего раздражения; другими словами, когда он проявляет раздражение, мать перестает просить его проявлять ответственность. Мать также выучивается, что когда она не просит сына быть ответственным, он не впадает в гнев. Ребенок научается использовать отвратительное поведение для избежания ответственности.
Второй этап в развитии антисоциального поведения наступает, когда ребенок начинает посещать школу. Отвратительное поведение ребенка приводит к предсказуемому социальному результату: он становится отверженным. Он не подчиняется инструкциям, не способен выполнить задание на время и не взаимодействует с окружающими. У ребенка наблюдается недостаток навыков, способствующих академической успеваемости и, таким образом, он не может научиться читать или считать. Такие неудачи приводят к ужасным последствиям в отношении профессионального или социального будущего.
250 V. Расстройства личности
Третий этап неумолимых последствий наступает, когда ребенок, будучи отвергнутым, начинает тяготеть к девиантным группам сверстников. Эти сверстники, вероятно, обеспечивают положительное подкрепление антисоциальных поступков и наказывают за просоциаль-ные действия.
В ходе эпидемиологических исследований были выявлены четкие экзогенные и социальные факторы, коррелирующие с антисоциальным расстройством личности. Социальные структуры влияют на распространенность расстройств личности посредством повышения или снижения порога, с которого начинается влияние на развитие других факторов риска (6). Хотя в США не существует расовых различий распространенности антисоциального расстройства личности, важные кросс-культуральные различия его распространенности все же отмечаются. В восточно-азиатских культурах, в которых уровень коморбидного алкоголизма низок, антисоциальное расстройство личности встречается неожиданно редко (0,03—0,14% против 2—4% в США). Это различие объясняется сильными семейными структурами в азиатских странах. Важность социальных факторов затем была подтверждена тем фактом, что распространенность антисоциального расстройства личности резко возросла в Северной Америке. В исследованиях ЕСА и NCS обнаружено, что распространенность антисоциального расстройства личности среди молодежи старше 15 лет практически удвоилась. Такой быстрый рост за столь короткий период может быть связан с изменениями окружающей социальной среды.