Каковы основные подтипы большой депрессии?

• Психотические черты. Требуют лечения антипсихотическими средствами наряду с ан­
тидепрессантами. Обычно отражают более тяжелую форму большой депрессии, нуждающу­
юся в интенсивном лечении и профилактике.

• Сезонные колебания.Требуют, как минимум, двух эпизодов большой депрессии в данном
сезоне в последующие годы. Четкие сезонные колебания позволяют в некоторой степени
предсказать и провести превентивное лечение посредством светотерапии или антидепрес­
сантами в комбинации с психотерапией.

• Меланхолия. Тяжелые вегетативные симптомы в виде анергии, бессонницы и анорек-
сии с суточным ухудшением по утрам. Данные признаки меланхолии часто первыми отвеча­
ют на терапию антидепрессантами, после чего уменьшаются когнитивные и аффективные
симптомы.

• Атипичные черты. Впротивоположность меланхолии, при данном подтипе отмечают­
ся переедание, гиперсомния, увеличение веса и чрезмерная реактивность настроения. Это
состояние зачастую лучше отвечает на терапию ингибиторами моноаминооксидазы, чем на
применение трициклических антидепрессантов.

• Послеродовый приступ.Развивается примерно у 10—15% женщин в течение 6 мес. после
рождения ребенка. Предшествующий эпизод депрессии или биполярного расстройства мо­
жет служить основанием для назначения превентивной терапии при последующих родах.

Данные подтипы часто описываются как уточнения при установлении формального диа­гноза (2). В некоторых случаях они важны вследствие своего влияния на лечение (например, психотические черты); в других случаях — просто в исследовательских целях и в некоторых ситуациях - для превенции (например, сезонный тип течения, послеродовый приступ).

Глава 13. Депрессивные расстройства 101

Каковы основные подтипы большой депрессии? - student2.ru 15. Что является лучшим биологическим маркером большой депрессии?

Ни для одного из депрессивных расстройств не существует «хороших» (дешевых, легких в применении, точных) биологических маркеров. Наиболее точным диагностическим марке­ром большой депрессии является следующая электроэнцефалографическая картина: умень­шено общее время сна, увеличена латентная фаза сна, уменьшена латентная фаза быстрых движений глаз, повышена частота быстрых движений глаз и уменьшена 4-я фаза сна. Одна­ко ЭЭГ во время сна еще не является практическим инструментом для диагностики депрес­сии в системе первичной медицинской помощи. Ключом к постановке диагноза служат тща­тельный сбор истории развития депрессии и исследование психического статуса.

16. С какими состояниями следует проводить дифференциальный диагноз большого депрессивно­
го эпизода?

• Расстройство настроения вследствие соматического поражения.

• Расстройство настроения, вызванное употреблением психоактивных веществ.

• Деменция.

• Биполярное расстройство.

• Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью.

• Сопутствующее расстройство со сниженным настроением.

• Утрата.

• Грустное настроение.

Отнесение депрессии на счет соматического расстройства зависит от совпадения двух расстройств по времени, тяжести соматического расстройства и, иногда, от возможного от­вета пациента на лечение соматического расстройства, лежащего в основе симптоматики. Сходный подход применяется и к расстройствам настроения, связанным с употреблением психоактивных веществ.

Обширное взаимное перекрывание симптомов деменции и депрессии привело к появле­нию термина псевдодеменция при депрессии у пожилых лиц, которые кажутся дементными, но отвечают на терапию антидепрессантами. Депрессия начинается обычно быстрее, чем де­менция, и сопровождается большим когнитивным и аффективным дистрессом (чувство ви­ны, безнадежности и плохая концентрация, которую можно временно улучшить путем край­него напряжения).

Диагноз депрессивной фазы биполярного расстройства базируется на наличии в анамнезе мании или гипомании или, иногда, на выявлении смешанного состояния, включающего как депрессивные, так и маниакальные симптомы.

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностьюможет осложняться вторичной де­прессией или включать некоторые симптомы депрессии (плохая концентрация, беспокой­ство, бессонница или ощущение никчемности). Анамнез школьного периода, течение болез­ни и ответ на лечение проясняют данный дифференциальный диагноз. Расстройство приспо­собительных реакций и утрата связаны с конкретными событиями и имеют определенную продолжительность, при превышении которой данные диагнозы могут развиваться в боль­шую депрессию.

Часто встречающееся грустное настроение само по себе недостаточно для постановки ка­кого-либо диагноза, даже если оно длится несколько дней. Однако кластеры депрессивных симптомов, которые присутствуют на протяжении 10—13 дней и иногда бывают тяжелыми, должны диагностироваться как депрессивное расстройство, иначе не классифицируемое. В большинстве случаев их следует лечить как большое депрессивное расстройство, хотя они не подходят под определение данной нозологической формы.

Наши рекомендации