Когда я должен использовать шкалу тяжести симптомов вместо диагностического интервью?
Шкалы оценки тяжести симптомов созданы для измерения тяжести отдельных симптомов в определенный момент времени. Они используются, когда диагноз уже установлен. Обычно оценка тяжести (выраженности) симптома используется для определения эффективности лечения. Например, психиатр должен использовать Шкалу депрессии Гамильтона, которая измеряет тяжесть симптомов депрессии до лечения, и затем повторять оценку при каждом визите больного. Первоначальный результат сравнивают с последующими для того, чтобы определить, есть ли какие-либо улучшения в ходе лечения.
Шкалы перекрестной оценки тяжести симптомов
МЕТОД | СИМПТОМЫ | ФУНКЦИОНИ- | ||
ОЦЕНКИ | Депрессия | Тревога | Общие | РОВАНИЕ |
Интервью Шкала депрессии Га- Шкала тревоги Га- Краткая психиат- Шкала общей
мильтона мильтона рическая шкала оценки жизнеде-
Опросник депрессивной (BPRS) ятельности
симптоматики (IDS) (GAF)
II. Диагностические мероприятия | ||||
МЕТОД | СИМПТОМЫ | ФУНКЦИОНИ- | ||
ОЦЕНКИ | Депрессия | Тревога | Общие | РОВАНИЕ |
Интервью |
Шкала Монтгомери—Ас -
берга Шкала Раскина
Самоза- Опросник депрессии Бека
полняе- Опросник депрессивной
мый симптоматики (IDS-SR)
Опросник Занга
Шкала тревоги Гамильтона
Опросник тревоги Бека Опросник ситуационной и личностной тревоги
Клиническая шкала общей оценки (CGI) |
Краткая психиатрическая шкала (BPRS)
Перечень симпто- Шкала социаль-
мов-90 (SCL-90) ной адаптации
Профиль настро- (SAS)
ения (POMS)
10. А если у меня нет времени для проведения оценки? Есть ли какие-либо опросники, которые
может заполнить пациент и которые дадут ту же информацию?
В настоящий момент нет широко используемых самозаполняемых опросников для диагностических целей. Валидная диагностическая оценка требует от врача, который интерпретирует результаты дифференциальной диагностики, сравнения наблюдаемых у больного признаков и симптомов со стандартом. Некоторый успех был достигнут исследователями, использовавшими интерактивные компьютерные программы, основанные на D1S.
Существует большое число самозаполняемых опросников для оценки тяжести симптомов. Некоторые из них имеют общий характер и покрывают значительное число симптомов, в то время как другие фокусируются только в одном измерении, например на депрессии (см. табл. выше).
11. Оценка симптомов не дает мне информации о функционировании личности в обществе. Есть
ли какие-либо методы мониторинга улучшений в функционировании личностив обществе?
Да. Несколько простых систем широко используются в клинической практике для измерения функционирования. Шкала общей оценки жизнедеятельности (см. гл. 4)дает описание возможных уровней функционирования в континууме от нормальной жизнедеятельности во всех областях до неспособности осуществлять личную гигиену. Клиническая шкала общей оценки (см. рис. ниже) требует от врача установить тяжесть заболевания, сравнивая его совсеми другими психиатрическими пациентами. Оценки варьируют от «нормально, совсем не болен» (оценка 1) до «среди наиболее больных пациентов». В дополнение существуют самозаполняемые опросники, которые требуют от пациента оценить свою жизнедеятельность во многих социальных ролях. Шкала социальной адаптации (22) широко используется для этой цели, и для нее есть доступные в литературе нормативные данные.
Одно замечание относительно самозаполняемых опросников состоит в том, что вопросы обычно основаны на удовлетворенности пациента своим уровнем жизнедеятельности, т.е. не оценивают напрямую действительный уровень функционирования по сравнению свнешним стандартом.
ОБЩАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Тяжесть заболевания
Принимая во внимание впечатление о больном и сравнивая его с перечисленными ниже группами, насколько, по вашему мнению, он болен?
0 = не оценен 4 = средней тяжести
1 = нормален, совсем не болен 5 = явно болен
2 = пограничные психическое нарушения 6 = тяжело болен
3 = легкое состояние 7 = находится среди наиболее тяжелых больных
Общее улучшение— есть общее улучшение или нет, по вашему мнению, произошло полностью
в результате лечения.
Сравнительно с его состоянием в начале лечения, насколько изменилось его положение?
0 = не оценен 4 = нет изменения
1 = очень значительное улучшение 5 = несколько ухудшилось
2 = значительное улучшение 6 = значительно ухудшилось
3 = минимальное улучшение 7 = очень значительное ухудшение
Глава 8. Стандартизированное психиатрическое интервью
3. Индекс эффективности- проиндексируйте этот признак на основе только ЭФФЕКТА ФАРМАКОТЕРАПИИ. Выберите термины, которые лучше описывают степень клинического эффекта и побочных действий и запишите номер в клетке, где два признака пересекаются | ||||
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ | ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ | |||
ЗАМЕТНЫЙ:значительное улучшение. Полная или почти полная ремиссия всех симптомов | ||||
СРЕДНИЙ:Некоторое улучшение. Частичная ремиссия симптомов | ||||
МИНИМАЛЬНЫЙ:Незначительное улучшение, которое практически не изменяет состояние больного | ||||
БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ ИЛИ ХУЖЕ | ||||
Не оценено = 00 |
ЛИТЕРАТУРА
1. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders-Ill. Washington, DC,
American Psychiatric Association, 1980.
2. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders-III-R. Washington, DC,
American Psychiatric Association, 1987.
3. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders-IV. Washington, DC,
American Psychiatric Association, 1994.
4. Beck AT, Brown G, Epstein N, Steer RA: An inventory for measuring clinical anxiety: Psychometric properties. J
Consult Clin Psychol 55:893-987, 1988.
5. Beck AT, Ward CH, Mendelson M, et al: An inventory for measuring depression. Arch Gen Psychiatry 4:561—571,1961.
6. Derogatis LR: SCL-90-R Administration, Scoring and Procedures Manual—II. for the Revised Version. Towson,
MD, Clinical Psychometric Research, 1983.
7. Endicott J, Spitzer RL: A diagnostic review. The Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia. Arch Gen
Psychiatry 35:837-844, 1978.
8. Guy W: ECDEU Assessment Manual for Psychopharmacology, Revised, 1976. Rockville, MD, DHEW Publication
No. (ADM) 76-338, 1976, pp 217-222.
9. Hamilton M: The assessment of anxiety states by rating. Br J Med Psychol 32:50-55, 1959.
10.Hamilton M: The development of a rating scale for primary depressive illness. Br J Soc Clin Psychol 6:278—296, 1967.
11.Lipman RS: Differentiating anxiety and depression in anxiety disorders: use of rating scales, [description of Raskin and
Covi scales]. Psychopharm Bull 18:69-105, 1982.
12. McNair DM, Lorr M, Droppleman LF: Manual forthe Profile of Mood States. San Diego, Educational and Industrial
Testing Service, 1971.
13. Montgomery SA, Asberg ML: A new depression scale designed to be sensitive to change. Br J Psychiatry 134:382-389,
1979.
14.Overall JE, Gorham DR: The Brief Psychiatric Rating Scale. Psychol Rep 10:799-812, 1962.
15.Robins LN, Helzer JE, Croughan JL, Ratcliff KS: National Institute of Mental Health Diagnostic Interview Schedule:
Its history, characteristics and validity. Arch Gen Psychiatry 38:381-389, 1981.
16. Robins LN, Wing J, Wittchen H-U, Helzer JE: The Composite International Diagnostic Interview: An epidemiolo ic
instrument suitable for use in conjunction with different diagnostic systems and in different cultures. Arch Gen Psychiatry 45:1069-1077, 1988.
17. Rush AJ, Giles DE, Schlesser MA, et al: The Inventory for Depressive Symptomatology (IDS): Preliminary findings.
Psychiatry Res 18:65-87, 1986.
18. Skodol AE, Bender DS: Diagnostic interviews. In АРА Taskforce for Handbook of Psychiatric Measures (eds):
Handbook of Psychiatric Measures. Washington, DC, American Psychiatric Association, Inc., In Press.
19.Spielberger CD: Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA, Consulting Psychologists Press, 1983.
20.Spitzer RL, Endicott J, Robins E: Research diagnostic criteria. Rationale and reliability. Arch Gen Psychiatr)
35:773-782, 1978.
21. Spitzer RL, Williams JBW, Gibbon M, First MB: The structured clinical interview for DSM-III-R (SCID). I History,
rationale and description. Arch Gen Psychiatry 49:624-629, 1992.
22. Weissman MM, Bothwell S: Assessment of social adjustment by patient self-report. Arch Gen Psychiatn
33:1111-1115,1976.
23. Williams JBW, Gibbon M, First MB, et al: The structured clinical interview for DSM-II-R (SCID). II Multisite test-
retest reliability. Arch Gen Psychiatry 49:630-636, 1992.
24. Wittchen H-U, Robins LN, Cottier LB, et al, and Participants in the Multicentre WHO/ADAMHA Fielc Trials:
Cross-cultural feasibility, reliability and sources of variance in the Composite Internationa Diagnostic Interview (CIDI). BrJ Psychiatry 159:645-653, 1991.
66 II. Диагностические мероприятия
25. World Health Organization: Composite International Diagnostic Interview (CIDI), Version 1.0. Geneva Wbrld Health
Organization, 1990.
26. Yonkers KA, Samson JA: Mood disorders. In АРА Taskforce for Handbook of Psychiatric Measures (eds) Handbook
of Psychiatric Measures. Washington, DC, American Psychiatric Association, Inc., In Press.
Глава 9. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
В ПСИХИАТРИИ
Russell G. Vasile, M.D.
1. Какие томографические методики обычно используются в психиатрической клинической
практике?
Компьютерная аксиальная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) используются для оценки структуры головного мозга. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография — гамма-томография (ГТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) используются для оценки функции головного мозга. ГТ дает информацию о региональном кровотоке в головном мозге. А ПЭТ дает информацию о локальном метаболизме на основе измерения утилизации глюкозы. Поскольку уровень кровотока и скорость утилизации глюкозы в головном мозге часто взаимосвязаны, то результаты этих тестов в большинстве случаев сходны.
Другая техника для оценки функции головного мозга основана на использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ), дающей постоянное, локальное измерение электрофизиологической активности головного мозга. Недавнее усовершенствование техники с помощью компьютера позволяет преобразовывать данные ЭЭГ в топографическом формате; такая техника называется количественной ЭЭГ, картографированием электрической активности головного мозга (КЭАГМ).