Какие различия между объективными и проективными личностными тестами?
«Когда обследуемого просят угадать, о чем думает эксперт, мы называем это объективным тестом, когда эксперт пытается угадать, очем думает обследуемый, мы говорим о проективном тесте» (11).
42 II. Диагностические мероприятия
Польза от такой дихотомизации между «объективными» и «проективными» тестами весьма сомнительна. Эта дихотомия обусловлена способом разработки теста, степенью участия субъективного мнения врача и/или тем, являются ли вопросы теста дополняемыми в ходе обследования. Часто применяется классификация на основе того, какие фундаментальные принципы оценки использовались в разработке определенного теста. Такие принципы повышают вероятность того, что тест надежен и валиден, т.е. измеряет именно то, для чего он предназначен.
Личностные тесты, такие как Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI),могут быть определены как объективные, поскольку не требуют от эксперта делать значительные субъективные экстраполяции относительно шкал обследуемого и личностного профиля. Однако даже в объективных тестах субъективное понимание личностного профиля экспертом оказывает влияние на интерпретацию. Экснер, создатель системы интерпретации для теста Роршаха, отмечает, что дихотомия объективные—проективные тесты слишком упрощена: «Любая стимульная ситуация, которая вызывает или облегчает процесс проекции, может рассматриваться как проективный метод. Это совершенно независимо от того, были ли использованы какие-то правила объективной оценки в создании или основе теста» (4). Экснер создал всеобъемлющую систему объективизации результатов и интерпретации теста Роршаха. Таким образом, это является примером того, как проективный тест был переработан и дополнен в манере, сходной с объективными тестами.
Независимо от типа используемых тестов, современные психологи, в общем, интерпретируют результаты, исходя из контекста анамнеза, поведения и межличностных отношений обследуемого.
Личностные тесты
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ
Структурированы для выявления определенного класса реак- Выявляют произвольные реакции ций (например, вопросы «правда или нет»)
Вопросы прямые; ответы очевидны Вопросы не структурированы, отве-
ты непредсказуемы
Субъективность оценок наименьшая Тенденция к субъективности оценок
Созданы через длительные эмпирические исследования или ? сравнением групп
Индивидуальные результаты могут быть представлены в графи- ? ческом виде и сравнены с нормативными показателями
4. Опишите тест Роршаха.
Тест Роршаха, один из наиболее широко используемых в настоящее время проективных тестов, был создан в 1921 г. Германом Роршахом. Он состоит из набора 10 чернильных пятен. Каждое пятно последовательно представляется пациенту с заданием определить, что каждое из пятен ему напоминает. Эксперт в дальнейшем делает уточняющие вопросы, детализирующие особенности восприятия для понимания ключевых факторов, связанных с ассоциациями обследуемого.
В ходе анализа данных теста Роршаха во многих созданных системах интерпретации выделяются три основных категории: 1) точка или область пятна, являющиеся местом происхождения ассоциации; 2) специфические аспекты или детерминанты использования пятна для формирования ассоциации (например, форма, цвет, тени) и 3) содержание восприятия (например, человек или животное). Некоторые системы также пытаются уловить способ, которым личность выражает свою реакцию. Степень интегрированности и/или сформированное™ реакции часто служит одним из индикаторов интактности мышления личности.
Тест Роршаха основан на допущении, что личность организует внешние стимулы окружающего в соответствии со своими нуждами, мотивами, конфликтами и процессами восприятия. Неопределенные стимулы, в виде чернильных пятен, вызывают когнитивную дезорга-
Глава 5. Проективные методы 43
низацию и представляют естественный путь самоорганизации восприятия в соответствии с внутренними ресурсами личности в неопределенных стимульных ситуациях.