Суммируйте ключевые моменты, которые необходимо помнить при первичном собеседовании.
Следует соблюдать баланс между предоставлением пациенту возможности свободно рассказывать свою собственную историю и направлением фокуса беседы на темы, имеющие отношение к делу. Некоторым пациентам требуется руководство со стороны врача во избежание потери времени на второстепенные темы. Другим может быть необходима твердая структура, так как они испытывают трудности с организацией своих мыслей (возможно, вследствие высокого уровня тревоги). Эмпатическое упоминание о тревоге пациента может уменьшить ее и, таким образом, привести к более открытому общению.
Некоторые рекомендации по собеседованию
• На начальном этапе первичного собеседования следуйте за ходом мыслей пациента.
• Структура собеседования должна помогать пациентам, испытывающим трудности с организацией
мыслей, или способствовать получению конкретных данных.
• Формулируйте вопросы таким образом, чтобы они побуждали человека к беседе (например, исполь
зуйте общие, ненаводящие вопросы).
• Используйте слова пациента.
• Проявляйте внимание к ранним признакам утраты контроля над поведением (например, выдержива
ние темпа беседы).
Глава 1. Начальное психиатрическое собеседование 23
• Выявляйте как сильные стороны пациента, так и проблемные области.
• Избегайте жаргонного или технического языка.
• Избегайте вопросов, начинающихся со слова «почему».
• Избегайте преждевременного разубеждения.
• Не позволяйте пациенту вести себя неподобающим образом (например, ломать или бросать предметы).
• Установите ограничения на любое угрожающее поведение и, при необходимости, вызывайте помощь.
16. Каких ловушек следует избегать при проведении первичного собеседования?
Избегайте жаргонных или технических терминов, за исключением необходимых и четко разъясненных. Пациент может использовать жаргон, например: «Я чувствовал себя параноиком». Если пациент использует технический термин, спросите о его значении. Вы можете быть весьма удивлены интерпретацией пациента. Например, пациенты могут использовать термин «паранойя» по отношению к страху перед социальным неодобрением или пессимизму, направленному в будущее. Будьте также внимательны при собеседовании в отношении навешивания диагностического ярлыка на проблемы пациента. Данный ярлык может пугать и смущать пациента.
Вопросов, начинающихся со слова «почему»,как правило, следует избегать. Пациент может не знать, почему он испытывает определенные переживания или чувства. Кроме того, он может ощущать себя неудобно и даже чувствовать себя тупым, если считает, что его ответы «неправильные». Вопрос «почему» также косвенно подразумевает, что вы ожидаете от пациента быстрых объяснений. Пациент больше расскажет о корнях своих проблем и о том, как они отразились на его жизни в ходе собеседования и при последующих сессиях. Когда возникает искушение сказать «почему», перефразируйте вопрос так, чтобы он требовал более детального ответа. Альтернативные варианты включают: «Что случилось?» «Каким образом это произошло?» или «Что Вы думаете об этом?»
Избегайте преждевременного разубеждения. Когда пациент расстроен, что часто имеет место на первом собеседовании, у врача может возникать желание смягчить страх пациента, сказав: «Все будет прекрасно» или «Здесь нет ничего серьезного». Однако утешение является неподдельным лишь, когда врач: 1) изучил точную природу и степень проблем пациента и 2) уверен в том, что он говорит пациенту. Преждевременное утешение может усилить тревогу пациента, создавая ощущение, что клиницист переходит к выводам, не проведя полной оценки, или что он просто говорит то, что пациент хочет слышать. Это также оставляет пациента наедине со страхами о том, что его дела плохи. Более того, преждевременное успокоение скорее закрывает обсуждение, чем побуждает к дальнейшему изучению проблемы. Более утешающим может оказаться вопрос о том, что сам пациент думает по данному поводу. Этот процесс (т.е. сам характер взаимодействия) утешает пациента больше, чем любая фраза, сказанная врачом.
Установите рамки поведения. Вследствие своих психических проблем, некоторые пациенты в процессе сессии могут утрачивать контроль. Хотя описанный здесь подход акцентирован на том, чтобы позволить пациенту во многом направлять дискуссию, временами может требоваться установление ограничений на неподобающее поведение. Пациенты, которые возбуждаются и стремятся снять свою одежду или угрожают бросить какой-либо предмет, нуждаются в контроле. Эта задача чаще всего решается посредством объяснения повышенного возбуждения, его обсуждения, вопросов относительно источников расстройства и изложением пациенту границ приемлемого поведения. В редких случаях может потребоваться помощь со стороны (например, сотрудников охраны в отделении неотложной помощи), особенно, если поведение прогрессирует; и врач, проводящий собеседование, чувствует опасность. Собеседование следует прервать до тех пор, пока поведение пациента не будет скорри-гировано для безопасного продолжения беседы.