Изменения характера и мышления у больных эпилепсией
Особенности психики детей, больных эпилепсией, изуча- лись многими авторами (М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, Т. П. Симсон, С. 3. Галацкая, М. А. Успенская, Р. И. Фунди- лер, Е. Е. Сканави, А. И. Плотичер, К. А. Новлянская, М. И. Лапидес, Ф. Я. Кацнельсон, Д. Н. Любарт и Д. Д. Фе- дотов). Среди основных симптомов эпилепсии у взрослых наиболее часто встречаются следующие два ряда: с одной стороны, раздражительность, гневливость, импульсивность, с другой — вязкость, обстоятельность. При этом большин- ство авторов считает наиболее характерным для эпилепсии второй ряд. У каждого больного эпилепсией сочетаются симп-томы связанности и импульсивности, что обусловливает лег- кое возникновение у него вспышки раздражительности. Е. К. Краснушкин, изучавший зависимость развития эпилеп-тического характера от ряда условий (продолжительность болезни, возраст больного и частота припадков), выделил две группы основных качеств больных эпилепсией: медлитель- ность, вязкость, тяжеловесность, с одной стороны, и вспыль-чивость, эгоизм — с другой. На основании полученных корре- ляций он пришел к выводу, что вязкость и вспыльчивость мало изменяются в зависимости от особенностей процесса, продол-жительности болезни и возраста больного, тогда как эгоизм, злопамятность, аккуратность, обстоятельность являются вто-ричными чертами.
Большинство психиатров считает основной особенностью психических изменений при эпилепсии аффективную вязкость наряду со взрывчатостью и импульсивностью. Наши клиниче-ские наблюдения подтверждают, что «тяжеловесность» аф-фекта, тугоподвижность мышления, наряду с наклонностью к взрывчатости, — это основные признаки эпилептической пси-хики и у детей. К. А. Новлянская также выделяет как основ- ные радикалы эпилептической структуры личности напряжен-ность аффекта и повышенную силу инстинктов, влечений. Д. Н. Любарт отмечает характерные особенности психики у
детей дошкольного возраста, страдающих эпилепсией и описывает их следующим образом.
При помещении в клинику дети, больные эпилепсией, недоверчивы, подозрительны. Первые дни они часто не подчиняются режиму, бывают требовательны, грубы. Позднее плохо уживаются в детской среде вслед-ствие агрессивности, эгоцентризма, с одной стороны, и легкой ранимости, обидчивости — с другой. Дети часто злобны, злопамятны, нередко мститель- ны. В то же время они хорошо учитывают ситуацию: грубые, драчливые с младшими, слабыми детьми, они уступчивы и податливы по отношению к более сильным; обходя установленные правила, они делают это исподтиш- ка, стремясь представиться в выгодном свете. Интересы их конкретны, узки; они себялюбивы, заботливо относятся к своему здоровью, боятся заразиться; чтобы получить излечение, готовы принимать любое лекар- ство, с исключительной пунктуальностью выполняя врачебные предпи- сания. Настроение их неустойчиво. Всегда несколько хмурые, недоволь- ные, временами они становятся более капризными, угрюмыми, тоскливыми. В это время они беспомощны, растеряны, плаксивы, ищут защиты; более заторможены, подавлены, плохо спят, отказываются от еды; неохотно включаются в занятия, плохо соображают и легко истощаются. Интеллектуальные интересы этих детей слабы, а возможности ограничены: мышление замедлено, память, особенно механическая, снижена. Наряду с общей моторной заторможенностью, отмечается неустойчивость отвлекае- мость, неспособность к умственному напряжению.
Для иллюстрации типичных особенностей психики при эпилепсии приведем клинический пример.
Мальчик 12 лет. Входя в аудиторию, вежливо кланяется, у него привет- ливо-умильное выражение лица. Он робко садится на кончик стула; его широко открытые глаза ловят взгляд собеседника. Охотно, пространно рассказывает о своем заболевании, тяжелых семейных условиях. Речь не- сколько монотонная, вкрадчивая; говорит заученными фразами. В манере держать себя — солидность, рассудительность. Больной любит свой дом и своих родных. О болезни отца рассказывает подробно, монотонно, без эмоций, как о давнем, обычном. Заинтересован в излечении, не хочет выписываться, пока не поправится. В отделении исполнителен, сдержан, молчалив, вежлив с персоналом, часто с оттенком угодливости. Всегда послушен, робок, избегает всяких недоразумений. Настроение спокойное, несколько вялое. Не инициативен. Аккуратно выполняет порученную ему работу. Тщательно следит за порядком в шкафу. Общество детей любит, но не дружит с ними. В первые дни пробовал агрессией отвечать на пристава- ния детей, но быстро учел свои силы и невыгодность такого поведения. На товарищей часто жалуется. Эгоцентричен, скуп. Если делится своими вещами, то лишь с задней мыслью, что это может ему пригодиться. Интере- сы его узки и монотонны. В интеллектуальной работе медлителен, беспо- мощен в вопросах, требующих соображения. Словесным материалом вла- деет, но забывает нужные слова и заменяет их детальными описаниями и перечислениями. Память ослаблена, внимание узко и неустойчиво. Ассоциа- ции бедны и однообразны. Практический интеллект несколько выше.
Мальчик правильно развивался, рос тихим, пугливым ребенком, отли- чался услужливостью; был запаслив, экономен: постепенно накопил себе запас учебных принадлежностей. Временами бывал очень раздражителен, злобен и агрессивен. Ученик 2-ro класса. Несмотря на усердие, успевае- мость плохая. Два года назад возникли явления амбулаторного автома- тизма: ходит по классу, вылезает в окно, взбирается на доску; происшедше- го не помнит. За 4 месяца до поступления в клинику у больного появились другого рода припадки: он синеет, падает и теряет сознание. Со стороны внутренних органов отклонении от нормы нет. В неврологическом статусе отмечается небольшая асимметрия лицевой иннервации и отклонение языка вправо. При исследовании крови и спинномозговой жидкости отклонений от нормы не обнаружено.
Диагноз эпилепсии у нашего больного не вызывает сом- нения.
Таким образом, у детей, больных эпилепсией, отмечаются определенные особенности характера. И у детей младшего воз-раста наблюдается повышенная сила инстинктов, агрессии в отношении окружающих. Однако особенности раннего и пред-дошкольного детского возраста вносят много своеобразия в картину эпилепсии: над всеми признаками доминирует двига-тельное беспокойство и неустойчивость; у них не наблюдается типичной для эпилепсии вязкости аффекта, даже резкие вспышки аффекта быстро исчезают. Переходы от злобности и грубости к ласковости у них часто происходят по самым ни-чтожным поводам. Льстивость и угодливость значительно ре- же встречаются у детей младшего возраста (С. 3. Галацкая). Сочетание медлительности, связанности со взрывчатостью и импульсивностью проявляется у больных детей в движениях. Тяжеловесность у них отмечается даже при наличии двига-тельного беспокойства.
Преподавателем ритмики Е. В. Чияновой, наблюдав- шей совместно с врачом И. Г. Пашквер за движениями де- тей школьного возраста, больных эпилепсией, отмечено сле-дующее.
Связанность движений, скупость жестов, бедность мимики, монотонная речь. Даже в состоянии аффекта отсутствует богатство и легкость выразительных движений. Психомотор- ное беспокойство грузно и однообразно. В двигательных актах отмечается инертность, замедленность, плохая переключае-мость. Силовая перегрузка движений, неуменение равномерно использовать и распределять силу. Во время занятий дети деловиты, целенаправлены, озабочены, старательны; не сво-бодны в своих движениях, тяжело топчутся на месте, не двигаясь вперед, прижимая крепко руки, мало пользуются содружественными движениями. Движения плохо дифференци-рованы, много синкинезий. При подъеме на пальцы ног подни- мают плечи, при сгибании туловища морщат лоб, при коман- де поднять колено поднимают вслед за коленом руки. Долго не могут правильно выполнить задание, но раз сделав его с тру- дом переключаются на другие. Не любят новых игр, движе- ний, предпочитают повторение старых. В играх проявляют мало инициативы.
Приведенные особенности психики детей, больных эпилепсией, объясняются концепцией И. П. Павлова о пато-физиологической основе эпилепсии. И. П. Павлов писал: «Инертность — черта эпилептиков, они очень с большим трудом отказываются от старых привычек, старых дум», «они в поступках и мыслях чрезвычайно крепки, очень привязаны к одному очень трудно отстают и переходят на что-нибудь но- вое». По мнению И. П. Павлова, эпилепсия часто приурочи-
вается к сильному типу высшей нервной деятельности, ибо если инертность имеется у слабого типа, тогда нет ни взрывчатости, ни накопления.
К. А. Новлянская, изучая высшую нервную деятельность у больных в межприпадочном периоде, поставила своей задачей сопоставление нарушений кортикальной динамики с особенно-стями психики детей, страдающих эпилепсией. По методу ус-ловных двигательных рефлексов А. Г. Иванова-Смоленского было обследовано 25 больных в возрасте от 12 до 15 лет. В словесном отчете детей дается педантичное описание проде-ланной ими работы, не только характер сигналов, но и точное количество их, отмечается также отсутствие утомления от одно-образного эксперимента. Дети охотно и старательно выполняют предъявленные им задания и с интересом ждут результатов. На основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: у 17 больных (с интеллектуальным сниже-нием и типичным для эпилепсии изменением характера) услов-ная связь в начале образовывается с трудом и упрочивается медленно. Образование условной связи сопровождается не-прерывными межсигнальными реакциями. Сила двигатель- ной реакции высокая, максимальная, поражает большое инди-видуальное постоянство. Скрытый период также индивидуаль- но постоянен — от 1 до 1½ секунд. Выработанные условные реакции отличаются постоянством, инертностью, почти не из-меняются при пробах внешнего торможения. Внешний тормоз не оказывает влияния на выработанные условные связи. Все эти особенности свидетельствуют о силе и инертности раздра-жительного процесса, склонного к иррадиации. При исследо-вании внутреннего активного торможения у больных была от-мечена слабость угасательного и условного торможения. Дифференцировочное торможение достаточное, получение его сопровождалось последовательным торможением. Выработать простой стереотип (два световых и два звуковых раздражите- ля) удавалось у всех детей. Дети положительно относились к исследованию по стереотипу, однообразие их не утомляло. Переделка стереотипа вызывала отрицательные эмоции. Ис-следование взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало, что элективная иррадиация из первой систе- мы во вторую запаздывает и проявляется лишь после стойко- го упрочения условной связи. Замена условного раздражителя словесным или письменным обозначением редко вызывала адэкватную условную двигательную реакцию.
Для иллюстрации приведем клиническое наблюдение из работы К. А. Новлянской.
Больной 15 лет. Страдает судорожными припадками с 6-месячного возраста. В первые годы жизни припадки были редкие (один-два раза в год), затем они постепенно учащались и последние полтора года стали почти ежедневными. Ребенок всегда отставал в развитии («не было сме-
калки»), был крайне медлителен, неловок, возбудим, в возбуждении агрес- сивен. К семье привязан, в домашнем быту услужлив, хозяйственен, прак- тичен. Успеваемость плохая из-за слабой памяти, особенно в устных заданиях; последний год из-за частых припадков должен был оставить школу, не закончив 5-го класса.
Со стороны внутренних органов ничего патологического не обнаруже- но. Неврологически отмечается замедленная реакция зрачков на свет, гипомимия, повышение сухожильных рефлексов, крайняя медлительность, моторная неловкость. Со стороны мочи, крови, спинномозговой жидкости отклонений от нормы нет. Рентгенограмма черепа, глазное дно — норма. Генерализованные судорожные припадки с потерей сознания — один-два раза в месяц (иногда серией от 4 до 6 припадков).
Психическое состоящие: вял, медлителен, неловок, с трудом -переклю- чается на каждое новое действие. Речь замедленна. Аффективен, взрывчат, злопамятен, мстителем; в аффекте — агрессивен. В отношении к взрослым угодлив, слащав, постоянно готов оказать услугу, со сверстниками — не- уживчив, придирчив, недружелюбен. Периодически наступают спонтанно возникающие расстройства настроения.
Данные из педагогической характеристики: проявляет большое стрем- ление к школьным занятиям, усидчив, старателен, медленно включается в работу, часто переспрашивает задание, долго подготавливает рабочее место. Замедленное осмысление, затрудненная речь — малый запас слов, забывает слова. В процессе занятий не отвлекается, пока не выполнит задания до конца. Новый материал воспринимает плохо, неудача раздра- жает, охотно выполняет старые, прочно усвоенные задания.
При исследовании больного по методу двигательных условных рефлек- сов А. Г. Иванова-Смоленского условная связь вначале не образовалась, несмотря на 15 сочетаний. Отмечались непрерывные межсигнальные дви- гательные и речевые реакции, указывающие на инертность раздражитель- ного процесса, склонного к иррадиации. Первая условная связь образова- лась только на 44-м сочетании и в это же время исчезли межсигнальные реакции.
Диагноз эпилепсии на основании особенностей характе- ра больного (при отсутствии эпилептических приступов) тре- бует большой осторожности. Уместно будет напомнить, что тот или иной психопатологический синдром только тогда мо- жет иметь диагностическое значение, когда мы учитываем его взаимосвязь с остальными болезненными проявлениями, и если мы знаем его динамику, корни его происхождения. Ни одна из отмеченных у наших больных черт характера, взятая в отдельности, не является специфичной именно для эпилеп- сии. Например, раздражительность будет только тогда харак-терной для эпилепсии, если она вырастает из большой напря-женности и тугоподвижности психики. Элементарный разряд раздражительности, аффективная вспышка, вязкость и туго-подвижность аффекта — лишь разные стороны одного и того же явления. Педантичность и аккуратность, отмечающиеся у детей, страдающих эпилепсией, взятые как отдельные черты характера, не могут служить диагностическим симптомом. Педантичность отмечается и при астении вследствие неуве-ренности в себе, педантизм также бывает выражением де- фекта при шизофрении. Для эпилепсии характерна лишь та педантичность, которая имеет свои корни в персеверативности мышления и неумении отличить главное от побочного, а так-
же в вязком, тугоподвижном аффекте. Едва ли можно на основании имеющихся в характере больного льстивости, угод-ливости строить диагностику «психической эпилепсии», ибо их можно толковать только как нечто вторично образован- ное, как своеобразное развитие ребенка, страдающего эпи-лепсией.
Чтобы составить себе представление о психике больного эпилепсией, нужно исходить из понимания характера как це-лого; нет патогномоничных для эпилепсии характерологиче- ских особенностей; специфичной является только вся струк- тура эпилептических расстройств психики с ее напряженным, стабильным и вязким аффектом.
Такую же осторожность необходимо проявлять и в оценке интеллектуальных расстройств при эпилепсии. Отнюдь не всякая тугоподвижность мышления и замедленность психиче-ских процессов является специфичной для эпилепсии. Анало-гичные особенности можно встретить и при других заболе-ваниях, связанных с мозговыми органическими процессами. Отдельные особенности эпилептического мышления, как, на-пример, обстоятельность, наклонность к повторению и застре-ваниям, персеверативность, неспособность к коротким форму-лировкам, только тогда являются типичными для данного заболевания, когда они взаимно связаны между собой и воз-никают на фоне общих изменений личности больного.
Чтобы подойти к разрешению вопроса о сущности эпилептического слабоумия в смысле его специфичности для данного заболевания, А. И. Пло- тичер предпринял экспериментально-клиническое обследование 65 детей, страдающих различными формами эпилепсии. Из них у 38 течение заболе- вания было ближе к «генуинным» формам эпилепсии и у 27 — к симптома- тическим формам, в основе которых были инфекционные мозговые забо- левания: менингит, энцефалит и черепно-мозговые травмы.
Обобщая характерные черты больных первой группы, автор отмечает: 1) тугоподвижность и персеверативность мышления с чертами чрезмерной обстоятельности и детализации; 2) постоянное состояние высокой аффек- тивной напряженности, нарастающей при всякой попытке к интеллектуаль- ной деятельности или при затруднении в интеллектуальной работе; 3) эпи-зодические ускорения мышления, производящие впечатление разрядов на высоте аффективного напряжения; 4) явления олигофазии; 5) нарушение памяти; слабое развитие творческого воображения.
У больных второй группы (симптоматическая эпилепсия) картина де- менции была следующей: 1) более выраженная, чем в первой группе, тугоподвижность; 2) едва намечаемое состояние аффективной напряженно- сти; 3) отсутствие ускорения мышления; 4) невысокая устойчивость внима- ния; 5) почти полное отсутствие критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности; 6) большее снижение интеллекта.
Приведенные данные подтверждают трудность дифференциальной диа- гностами эпилептической болезни и симптоматических форм эпилепсии у детей. Она возможна в случаях, когда тяжесть течения процесса нерезко выражена. В пользу эпилептической болезни говорит большая тугоподзиж- ность, вязкость мышления при состоянии аффективной напряженности и замедленной, но целеустремленной работоспособности, негибкое, трудно переключаемое внимание. При симптоматических формах преобладает исто-щаемость, неспособность к напряжению, отвлекаемость внимания. Чем
интенсивнее идет процесс, тем глубже степень слабоумия, тем больше стираются грани их различия. При эпилепсии, начавшейся в раннем дет- ском возрасте, при которой почти всегда есть добавочный элемент задержки психического развития, слабоумие более глубоко, и разница между симпто-матической формой и эпилептической болезнью еще меньше (М. О. Гуре- вич, Т. П. Симсон, С. 3. Галацкая, М. А. Успенская, К. А. Новлянская и др.).
Другими словами, анализ психопатологической картины только тогда имеет диагностическое значение, когда учтен темп течения процесса, — при интенсивном, бурно протекающем процессе многие психопатологические различия нивелируются.
Переходим к рассмотрению второго вопроса — особенно- стей течения и исхода эпилепсии. Эпилепсия отно-сится к числу прогредиентных заболеваний с более или менее выраженной деструктивной тенденцией. Начало данного за-болевания в большей части случаев падает на ранний дет- ский возраст. Нередко начало заболевания совпадает с воз-растными фазами усиленного роста. Особенно большое значение имеет пубертатный период.
Картина начала эпилепсии также полиморфна. Обычно считают, что первым симптомом эпилепсии является судо-рожный припадок (или какая-нибудь другая форма эпилеп-тического приступа). Но это утверждение правильно лишь в отношении детей раннего возраста, у которых труднее вы- явить начало эпилепсии и отсутствуют субъективные жалобы.
При изучении особенностей начала эпилепсии у детей до-школьного и школьного возраста на основании анамнести- ческих данных отмечается, что в части случаев эпилепсия начинается задолго до появления большого судорожного при-падка. У детей дошкольного возраста болезнь часто начи- нается с petit mal. .Начальная бессудорожная стадия эпилеп- сии имеет характерную симптоматику и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
Клиническая картина начальной «бессудорожной» фазы эпилепсии была описана А. И. Плотичером. Путем много- кратного обследования больных в течение нескольких лет автору удалось показать постепенность начала эпилептиче- ского заболевания. При каждом новом посещении ребенка он наблюдал появление новых симптомов (головные боли, голо-вокружение, расстройство сна, страхи, снохождение, энурез, дисфория, нарастающая раздражительность и злобность, за-труднение в учебе). Появляющийся через несколько лет вы-раженный приступ решал диагностику в этих случаях.
В этом же инициальном периоде эпилепсии часты различ- ные формы атипичных, рудиментарных припадков. Картина этих атипичных припадков (обмороки, снохождение, висце-ральные припадки, сложные автоматические действия) и их дальнейшая эволюция в судорожные состояния были описа- ны Е. Е. Сканави и Е. И. Горелик. Авторы отметили также, что в начальной фазе эпилепсии эпилептические припадки
возникают часто в связи с какой-либо внешней вредностью: на высоте инфекционного заболевания, при интоксикации или после психической травмы. В дальнейшем развитии процес- са припадки наступают уже без видимых причин.
Течение эпилепсии может быть самым разнообразным. В более тяжелых случаях отмечается постоянное, неуклонно прогрессирующее течение. Эта форма наблюдалась у полови- ны наших больных. Наряду с этим, встречается и ремиттирую-щий тип течения, причем новая вспышка заболевания иногда через несколько лет часто совпадает с пубертатным перио- дом. Нередко эпилептический процесс останавливается на длительный срок («стационарная» форма эпилепсии); иногда симптоматика принимает регрессивный характер, например, при резидуальной эпилепсии, обычно связанной не с теку- щим процессом, а с остаточными явлениями после перенесен-ного заболевания мозга.
Благоприятные формы течения эпилепсии не всегда учиты-ваются, так как они редко попадают под наблюдение психи- атра. Весьма вероятно, что статистические данные об эпилеп-сии, собранные в старое время, когда психиатрическая помощь ограничивалась больничными формами, не отображали действительного положения дела, и не случайно вопрос о доброкачественно протекающей эпилепсии был поставлен в Со-ветском Союзе, где широко развита сеть профилактических и диспансерных психиатрических лечебных учреждений (Г. И. Берштейн, С. С. Мнухин, А. И. Плоттер, Р. И. Фун- диллер).
Г. И. Берштейн, изучая закономерности развития болез-ненного процесса при эпилепсии, дифференцирует отдельные стадии его и описывает характерные для каждой стадии при-знаки: особый, свойственный ей тип припадков, ритм их появ-ления и тип психической деградации. Выделяя два типа те- чения эпилепсии — вялый, относительно доброкачественный, и злокачественный, — автор показал, что в зависимости от ха-рактера течения меняется последовательность развития ста- дий эпилепсии. Так, при злокачественном течении первая стадия обычно отсутствует, сразу наступает вторая стадия с выраженной картиной эпилептических припадков, за которой следует быстро третья стадия с картиной дефектного состояния.
С. С. Мнухин также выделяет два варианта: острое те- чение и медленное с более доброкачественным исходом. Автор устанавливает определенную связь между картиной при-падка, частотой состояния измененного сознания в межпри-ступном периоде и темпом течения процесса.
Однако существование доброкачественно протекающих форм не противоречит взгляду, что эпилепсия — серьезная болезнь и прогностика ее всегда сомнительна. Процент выздо-ровления, приводимый различными авторами, колеблется меж-
ду 5 и 10. Смерть при эпилепсии чаще всего наступает во время эпилептического статуса; некоторые больные погибают во время самого припадка — от удушения и различных не-счастных случаев. Большое значение имеют и тяжелые рас-стройства настроения, приводящие к суицидальным попыткам.
Исход болезни в эпилептическое слабоумие, по мнению многих авторов, наблюдается в 50% случаев. М. О. Гуревич, Гомбургер, Циген указывали на то, что болезнь, начавшаяся в детском возрасте, чаще приводит к тяжелому слабоумию. Финк наблюдал слабоумие при эпилепсии в 45%, причем в ранее начавшихся формах — в 61%, а в поздних — в 24%. Какие факторы имеют значение для прогноза эпилепсии в каждом отдельном случае? В настоящее время еще трудно дать вполне исчерпывающий ответ на этот вопрос.
А. И. Плотичер разработал материал 1020 случаев эпилепсии, наблю- давшихся им в клинике и диспансере. При анализе полученных данных автор провел ряд корреляций между степенью слабоумия, с одной стороны, и рядом клинических признаков — с другой, как то: частота припадков, их характер, время появления, возраст больного в момент заболевания. Из всего материала им были выделены для сопоставления две крайние груп- пы эпилепсии: 1) злокачественная с глубокой степенью деменции и 2) до-брокачественная с полным отсутствием или едва намечающейся деменци- ей. При этом из первой группы были исключены случаи с давностью эпи-лептического процесса, превышающей 5 лет, а из второй — все случаи с давностью процесса меньше года. Первую группу составили 176 человек, вторую — 84 человека. При сравнении этих групп автором были выделены следующие признаки, ухудшающие прогноз эпилепсии: 1) частота судорож- ных припадков, 2) преобладание выраженных припадков над эквивалент- ными формами эпилепсии, 3) склонность к сериальным скоплениям при- падков, 4) резко выраженная постпароксизмальная оглушенность и глубокое затемнение сознания во время припадка, 5) дневные припадки, 6) наличие интерпароксизмальной симптоматики, 7) раннее начало эпилептического процесса.
Степень слабоумия, элементы психического недоразвития при раннем начале процесса больше выражены.
Типичные особенности эпилептического дефекта и тя- жесть его, зависящая от степени слабоумия, — это разные понятия, которые не следует смешивать. Первые наблюдают- ся и в доброкачественно текущих формах эпилепсии при отсутствии снижения интеллекта (Г. И. Берштейн).
Вопрос о том, что обусловливает специфичность эпилеп-тического дефекта, а также что определяет неуклонное про-грессирование эпилептического процесса, в настоящее время еще не разрешен.
Л е к ц и я 22