Второй тип аномалии развития (искаженное развитие)

Второй тип аномалии развития носит черты искаженного, диспропорционального развития, когда тесно переплетается задержка развития одних физиологических систем при чрез-мерном и ускоренном развитии других. Здесь речь идет о бо- лее диффузной, а иногда и о системной недостаточности. В происхождении этой аномалии развития патологическая наследственность играет относительно б́ольшую роль. Поэто- му в отношении именно этой аномалии развития (и обуслов-ленных ею психопатий) чаще применяется термин «патологи-ческая конституция».

Однако понятие «конституция» неодинаково трактуется разными авторами в разное время.

В 20-х годах настоящего столетия, когда господствовала автогене- тическая теория о неизменяемости наследственных свойств под влия- нием внешних факторов, под конституцией понимали сумму свойств организма, генотипически закрепленных в наследственных задатках. Консти- туция рассматривалась как нечто неизменное, как «фатум». В течение последних лет все большее внимание уделяется роли внешних факторов в формировании основных свойств организма. Подчеркивается, что наследственные свойства также зависят от внешних влияний, действо- вавших в предыдущих поколениях. Под влиянием новых, более совер- шенных методов исследования удалось , доказать и трансформацию на-следственных свойств в результате внешних воздействий (см Вве- дение).

Вместе с этим новым пониманием наследственности и изменчивости меняется и понятие конституции. В настоящее время в советских руко- водствах по общей патофизиологии оно сформулировано следующим образом: под конституцией следует понимать все морфологические и функциональные свойства организма, как унаследованные, так и при- обретенные во время онтогенеза в процессе взаимодействия с окру- жающей средой; свойства, присущие всему организму как целому, до- статочно устойчивые и определяющие его реакцию на действие внеш- них агентов. При таком понимании конституция не является чем-то неизменным и застывшим, она формируется в определенных условиях внешней среды и подвергается изменениям в результате взаимодейст- вия с ней.

Клинические разновидности психопатий, патогенетическую основу которых представляет второй тип аномалии развития, многими авторами рассматриваются как «истинные» психопа- тии, «конституциональные». Их считают и наиболее частыми в клинической практике. Последнее предположение не оправ-дывается нашими данными: эта группа психопатий у детей встречается относительно редко. Не оправдывается клиниче-скими фактами и другое положение, рассматривающее роль наследственного предрасположения как нечто «фатальное». В действительности и в этих формах среда и условия воспитания играют очень большую роль в формировании патологической личности.

К этой группе психопатий относят: 1) личности с выражен-ными расстройствами темперамента, с резкими колебаниями аффективного тонуса — аффективные психопатии (цикло-тимические личности, конституционально-возбужденные и де-прессивные в понимании П. Б. Ганнушкина); 2) аутичные, патологически замкнутые личности, характеризующиеся сла- бо выраженной потребностью в контакте с окружающим, дис-гармоничностью мышления и нередко дефектом волевой дея-тельности (шизоиды, по терминологии Кречмера и П. Б. Ган-нушкина); 3) психастенические личности с навязчивы- ми состояниями; 4) личности с паранойяльными чертами характера; 5) так называемые эпилептоидные личности.

Для патофизиологического обоснования, отдельных вариантов этого типа аномалии развития большое значение имеют исследования И. П. Павлова и его учеников

об общих типах высшей нервной деятельности и типах, специ-фичных только для человека, проявляющихся в соотношении деятельности двух сигнальных систем. Однако каждая из кли-нических разновидностей этой группы психопатий ни в коей мере не может рассматриваться только как патологическое заострение того или другого типа высшей нервной деятель- ности, ибо речь идет о патологическом формировании типа с чертами искаженного и уродливого развития.

Поэтому в клинической картине психопатий этой группы наряду с особенностями, характерными для того или другого типа высшей нервной деятельности, есть и ряд других болез-ненных признаков, не наблюдающихся у здоровых. Так, в кар-тине проявлений психопатических личностей, обозначаемых термином «аффективные психопатии», которых можно было бы условно отнести к патологическим вариантам сильного типа по И. П. Павлову, наряду с проявлениями высокой активно- сти, повышенной жизнерадостности наблюдается и патологи-ческая гневливость, сварливость, наклонность к аффективным взрывам, к немотивированным колебаниям настроений в фор- ме депрессивных или гипоманиакальных состояний.

У психастенических личностей, которых по клиническим проявлениям можно было бы отнести к слабому общему и мыслительному человеческому типу высшей нервной деятель-ности по И. П. Павлову, отмечается ряд патологических симп-томов: навязчивые состояния, немотивированные колебания настроения, своеобразное сочетание болезненной нерешитель-ности с импульсивностью и ряд других.

Еще более резко выражены патологические особенности варианта слабого типа нервной деятельности тогда, когда речь идет о своеобразных аутичных личностях, характеризующихся нарушением связи с реальностью и малой потребностью в кон-такте с окружающим (патологически замкнутые личности).

Клиническая картина психопатии этой группы очень разнообразна и изобилует наиболее сложными психо-патологическими синдромами (депрессивные, дисфорические и гипоманиакальные состояния, импульсивность, перверзные влечения и др.). В поведении некоторых больных обращают на себя внимание странности, «причудливость». Несмотря на нормальный, а иногда даже высокий интеллект, они плоха приспосабливаются к жизни и не могут установить правиль- ных социальных взаимоотношений. Некоторые отличительные особенности наблюдаются и в соматическом состоянии пато-логических личностей этой группы. Часто отмечаются диспла-стическое телосложение и различные признаки дисфункции той или другой из эндокринных желез.

По степени дисгармоничности и тяжести клинических про-явлений клинические варианты второй группы психопатий значительно разнообразнее первой. Наряду с более тяжелыми

формами, имеющими клиническое сходство с психическими заболеваниями, встречаются и более легкие, близкие к край- ним вариантам нормы. На эту постепенность переходов пси-хопатии к крайним вариантам нормы указывает Е. А. Попов: «Разнообразные отклонения в смысле слабости, неуравнове-шенности, инертности, превалирования одной сигнальной си-стемы над другой могут до известного предела еще рассмат-риваться как крайние варианты нормы, но за определенной границей они уже должны быть квалифицированы как пато-логические отклонения, представляющие основу психопатии».

Наши рекомендации