Б. Интеллектуальные расстройства при длительных

Астенических состояниях, обусловленных соматическими

Заболеваниями

Частой причиной школьной неуспеваемости у детей с со-хранным интеллектом является астения в связи с перенесен-ными соматическими заболеваниями (длительные кишечно-

желудочные расстройства, часто повторяющиеся острые ин-фекции или хронические инфекции — ревматизм, туберкулез, бруцеллез). Успеваемость соматически ослабленного ребенка всегда ниже его интеллектуальных возможностей. В связи с быстрой утомляемостью, легкой истощаемостью эти дети не могут сосредоточиться на занятиях. Внимание их трудно привлекаемо и очень неустойчиво, они не в состоянии долго слушать объяснения учителя, быстро отвлекаются и потому плохо запоминают и недостаточно усваивают учебный мате- риал.

В связи со слабым тонусом внимания и легкой истощае- мостью они не могут удержать в уме условия задачи и непра-вильно ее решают. В зависимости от соматического состояния в данный момент интеллектуальная продуктивность ребенка может быть очень различной, при хорошем самочувствии ре-бенка она может быть вполне удовлетворительной. Неравно-мерность их интеллектуальной продуктивности обнаружи- вается иногда и в беседе с ребенком: наряду с ответами, свидетельствующими о достаточном уровне логических про-цессов, отмечаются грубые ошибки и поверхностные сужде- ния. Правильность их ответов зависит не столько от степени трудности задания, сколько от длительности времени, требуе- мого для его выполнения; они оказываются несостоятельны- ми тогда, когда требуется длительное напряжение.

Характерны для этих детей и своеобразные эмоциональ- ные нарушения: повышенная возбудимость, чрезмерная впечатлительность, капризность, раздражительность, неустой-чивость настроения. Многие из этих детей тяжело пережи- вают свои неудачи в школьных занятиях. Возникают и невротические реакции, теряется аппетит, расстраивается сон, появляются ночные страхи. Получается своеобразный порочный круг: сниженная интеллектуальная работоспособ- ность обусловливает конфликтную ситуацию для ребенка, а наличие эмоционального напряжения, связанного с чувством собственной недостаточности, еще больше снижает продук-тивность в занятиях. При своевременном проведении терапии (общеукрепляющие, успокаивающие и стимулирующие средства) порочный круг обычно удается разорвать.

Для объяснения патогенеза таких астенических состояний привлекаются имеющиеся в современной литературе данные о большом влиянии активирующих систем ретикулярной фор-мации на бодрственное состояние коры больших полуша- рий. Под влиянием длительных соматических заболеваний функциональная активность этих систем ретикулярной фор-мации нарушается в большей или меньшей степени, и возни- кают состояния астении, неспособность к длительному напряжению.




Дифференциальный диагноз интеллектуальных расст- ройств при астении с олигофренией может представить за-труднения лишь при однократном и беглом обследовании ребенка, так как в состоянии утомления ребенок бывает вя- лым, пассивным, отвечает невпопад и может произвести ложное впечатление умственно отсталого. Это впечатление подкрепляется еще и тем, что запас знаний у этих детей часто невелик, школьные знания неравномерны. Однако при более тщательном изучении данных соматического и психиче-ского состояния ребенка можно установить, что интеллект сам по себе не страдает. Ребенок хорошо усваивает идею про-читанного рассказа, правильно устанавливает различие и сходство между предметами. При наблюдении за этими деть- ми в процессе их деятельности становится несомненным, что их интеллектуальная продуктивность снижена в связи с не-устойчивым тонусом внимания и неспособностью к напряже- нию. Эти дети могут обучаться в массовой школе при наличии индивидуализированного подхода и динамического наблюде- ния школьного врача. Им рекомендуется щадящий режим, иногда дополнительный отдых раз в неделю. Для урегулиро-вания их занятий иногда необходима помощь педагога на дому. В случае, когда астенические явления очень резко вы-ражены, необходимо направить ребенка в соматический сана-торий или в специальную лесную санаторную школу. После обучения в этой школе в условиях определенного режима и рационального лечения ребенок в дальнейшем сможет про-должать обучение в массовой школе.

Наши рекомендации