И обучения или патологией поведения
Хорошо известно, что нарушение успеваемости в школе наблюдается и у детей с сохранным интеллектом. Оно может быть вызвано различными причинами и прежде всего отсут-ствием правильного воспитания и обучения. Каждая функция, в том числе и интеллектуальная, форми- руется только в процессе деятельности ребенка в условиях
правильного воспитания. Ребенок, воспитывавшийся в небла-гоприятных условиях, который в дошкольном возрасте не приобрел необходимых навыков к труду и жизни в коллек- тиве, плохо приспособлен к обучению в школе, он не пони- мает правил школьной дисциплины и не в состоянии их выполнить. Запас его сведений значительно ниже, чем у дру- гих учеников его класса, он не усваивает объяснений учи- теля. Поэтому уже в начале обучения у ребенка возникают пробелы в школьных знаниях и навыках. Если эти пробелы своевременно не ликвидируются, то с течением лет отставание от других детей все больше увеличивается. В конечном счете ребенок попадает в число неуспевающих учеников и нередко направляется педагогом или врачом во вспомогательную школу с диагнозом олигофрении.
Между тем при более внимательном обследовании удается установить, что по уровню своего умственного развития и по характеру интеллектуальной деятельности такие дети резко отличаются от больных олигофренией. У них отсутствует ха-рактерная для олигофрении тугоподвижность психических процессов. Если наблюдать за этими детьми в процессе их деятельности, то нетрудно обнаружить, что при выполнении задания, не превышающего уровня их знаний, они достаточно инициативны и самостоятельны в работе.
В отличие от больных олигофренией «педагогически от-сталый» ребенок не стремится к автоматической работе, к по-вторению ранее заученных штампов. Как и у каждого здорового ребенка, у него есть стремление познать новое. При правильном воспитании у этих детей развивается и ин- терес к занятиям в школе. Если своевременно распознать истинную причину школьной неуспеваемости и больше инди-видуализировать занятия с ребенком, то в течение более или менее длительного срока — в зависимости от степени его «педагогической запущенности» — он обычно может догнать своих сверстников.
При отсутствии правильной педагогической работы отста-вание ребенка в знаниях и навыках с течением времени ста-новится все более резко выраженным. Прогноз осложняется и в том случае, если подросток отрицательно относится к уче- нию. У некоторых детей с более тяжелыми формами «педа- гогической запущенности» может возникнуть и вторичная задержка умственного развития. Такие подростки не успе- вают в обычной массовой школе и их приходится направлять в специальные школы для переростков.
Нередко причиной неуспеваемости в школе при сохранном интеллекте является патологическое (психопатиче-ское или психопатоподобное) поведение ребенка, проявляющееся в повышенной возбудимости, чрезмерной по-
движности, доходящей иногда до состояния психомоторной расторможенности. Плохая успеваемость у этих детей в шко- ле находит свое объяснение в том, что они неустойчивы, часто пропускают уроки, отказываются идти в школу, плохо приспосабливаются к требованиям режима, вступают в конфликты с товарищами, не подчиняются школьной дисци-плине.
У многих детей интеллектуальная деятельность нарушает- ся в связи с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сосредоточить внимание на работе. Они с интере- сом принимаются за любое дело, но очень быстро пресыща- ются работой, переходят к другим занятиям, бросают их, не доводя до конца. Таким образом, успеваемость этих детей страдает в связи с тем, что они не могут или не хотят использовать имеющиеся у них знания и навыки для решения предложенных им заданий. В конечном счете дети с сохран- ным интеллектом попадают в число неуспевающих учеников, их неправильно включают в группу больных олигофренией. Сходство этих детей с больными олигофренией эретического типа объясняется их повышенной суетливостью, отсутствием интереса к работе, неустойчивостью внимания. Но если удает- ся сосредоточить их внимание, можно установить, что уровень обобщения у них не снижен, они хорошо понимают предложенные им задания по классификации и группируют картинки по существенным признакам. Иногда при однократ- ном обследовании этих детей не удается установить особен- ности их интеллектуальной деятельности. В подобных случаях во избежание диагностических ошибок необходимо продлить наблюдение за ребенком и провести соответствующее лечение успокаивающими и нейролептическими средствами (андак- син, аминазин, амизил и др.). Когда ребенок становится бо- лее спокойным и интеллектуальная деятельность его органи-зуется, удается установить, что он не подлежит направлению во вспомогательную школу.
В диагностически более сложных случаях, прежде чем направить ребенка в массовую школу, желательно предвари-тельно обследовать его в условиях лесной санаторной школы или психоневрологического санатория, чтобы уточнить, может ли он заниматься в общеобразовательной школе или в особой школе с трудовым режимом.