Музыкант и музыкальный инструмент
Цели: Научиться чувствовать партнера, диагностика межличностных взаимодействий.
Продолжительность: от 15 до 30 минут.
Музыка: разная по ритму, настроению.
Исполнение: в парах.
Процедура
Инструкция: «Выберите себе пару. Определитесь, кто будет музыкант, а кто музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты завязывают или закрывают глаза».
Инструкция для музыкальных инструментов: «Теперь Вам остается ждать, когда к вам подойдет музыкант и начнет на Вас играть. Старайтесь быть максимально расслабленными и следовать только за действиями музыканта».
Инструкция для музыкантов: «Представьте, что ваш партнер — это музыкальный инструмент, который будет играть ту музыку, которую вы сочините. Почувствуйте своего партнера, и когда зазвучит музыка, начните с ним взаимодействовать. Говорить нельзя. Только движения вашего тела»..
Упражнение может иметь несколько модификаций.
- После остановки музыки (обычно это одна композиция, длящаяся около 3–3,5 минут) участники в паре меняются ролями. И затем находят новую пару.
- После остановки музыки меняются только музыканты, инструменты остаются с закрытыми глазами и не знают партнера, который будет с ними дальше работать. Обычно упражнение содержит 4–6 музыкальных композиций. Далее происходит полная смена ролей. Те, кто был музыкантами, становятся инструментами.
Примечание. Второй вариант более диагностичен. Здесь становятся очевидными манеры взаимодействия с партнером и нет субъктивных личностных оценок, основанных на отношении к данному человеку.
Вопросы для обсуждения:
- Кем Вам понравилось быть больше: музыкантом или инструментом?
- Что Вам понравилось и не понравилось, когда вы были музыкантом?
- Что Вам понравилось и не понравилось, когда вы были инструментом?
- Какие части тела двигались легко, а какие сложно? Какие вообще не двигались?
- Чувствовали ли Вы насилие, когда были в роли инструмента?
- Какие эмоции и чувства Вы испытывали в процессе упражнения?
Разговор по душам
Цель: развитие эмпатии.
Продолжительность: 15–20 минут.
Музыка: фоновая или отсутствие музыки.
Исполнение: в парах.
Процедура
Инструкция: «Выберите себе партнера. Определите, кто будет говорить, а кто слушать. Те, кто будет говорить, подумайте, о чем вы хотите рассказать. Когда будете готовы, начните двигаться и рассказывать но не словами, а танцем. Второй партнер должен внимательно наблюдать и задавать вопросы, но тоже только с помощью движений. Вполне возможно, что у вас разовьется захватывающая беседа, а может, наоборот, вы не поймете друг друга. Начинайте разговор».
Примечание. Можно задать определенную музыку, если задать тему для разговора, например, любовь, предательство, праздник, одиночество, вдохновение и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- Обсудите в парах свой разговор по душам.
- Смогли ли Вы понять друг друга?
- Если нет, то чего Вам хотелось от партнера?
- Что Вы чувствовали, когда танцевали свой рассказ?
- Понял ли Ваши чувства партнер?
- Что Вы чувствуете сейчас?
Танец с платком
Цель: диагностика межличностных взаимоотношений, развитие навыка взаимодействия с предметом в движении
Продолжительность: 30–40 минут
Музыка: разная.
Исполнение: групповое.
Процедура
Инструкция: «Найдите себе место в зале, сядьте удобно и положите перед собой платок. Сосредоточьтесь на дыхании, пусть вдох плавно переходит в выдох и наоборот… Посмотрите на свой платок, какой он? Нравится ли он вам? Начните исследовать его… внимательно рассмотрите его… вспомните, как он у вас появился… как часто или редко вы пользуетесь им…. И постепенно пусть ваши движения переходят в танец… в танец с платком…»
Примечание. Нужно попросить участников принести платок, желательно большой, типа палантина. В запасе у ведущего должны быть платки на тот случай, если кто-то из участников забудет принести свой.
Вопросы для обсуждения:
- Опишите свой процесс.
- Какие чувства и эмоции у Вас были по мере взаимодействия с платком?
- Когда Вы закончили танцевать, где был платок?
- Оставляли ли Вы платок без присмотра.
- Как Ваши взаимодействия с платком соотносятся с взаимодействием в Вашей жизни с партнером?
Танец по рисунку
Этот танец я (В. Козлов) освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава-вода», «Танец мастеров» и т. д. — а также коммуникативных тренингов.
Цель: установление контакта с другими участниками в танце, сохраняя свой танец; увеличесние внутренней свободы
Продолжительность: 5 минут на каждого участника группы
Музыка: Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии Вы можете использовать бубны, барабаны.
Исполнение: групповое. До начала танца участники становятся в общий круг.
Процедура
Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.
Инструкция: «Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в Вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут).
А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку Вашего танца. А Вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка Вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...»
Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.
После упражнения проводится традиционный проговор.