Цели: осознание позы как источника движений, раскрытие внутренней темы позы в движении.

Продолжительность: 5–10 минут.

Музыка: без музыки.

Исполнение: в парах.

Процедура:

Участники делятся на пары. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры» как в предыдущем упражнении. По окончанию «лепки» дается сигнал (например, хлопок). Партнер-«скульптура» оживает, создавая танец из тех тем и жестов, которые были в позе.

Затем партнеры меняются ролями.

3.2.1.1.3. Стоп-движение

Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.

Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения (например, S. Micus “Till the end of the time”).

Продолжительность: 15–20 минут.

Исполнение: в парах.

Процедура:

Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей.

Процесс повторяется несколько (5–7) раз, а затем по команде ведущего партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!». По этой команде, партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах.

В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его (ее) привело движение. Затем вновь следует команда «движение».

Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону.

После упражнения следует проговор в парах или группе.

3.2.1.1.4. Три скульптуры: история

Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.

Музыка: воодушевляющая, без барабанов.

Продолжительность: 7–10 минут.

Исполнение: в тройках.

Процедура

Участники делятся на тройки. В каждой тройке выбираются партнеры A, B, C. Партнер А мгновенно находит какую-либо позу. Партнер В находит позу в ответ. Партнер С присоединяется к паре со своей позой. Затем партнер А выходит из общей скульптуры, находит новую позу в ответ на то, что он видит. Тоже самое делают по очереди остальные партнеры.

Процесс продолжается, постепенно становясь танцем с небольшими акцентами-остановками.

После упражнения — обсуждение в этих тройках.

3.2.1.1. 5. Диалог скульптур

Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы.

Музыка: без музыки.

Продолжительность: 5–7 минут.

Исполнение: групповое.

Процедура

Участники делятся на две равные группы. Одна группа начинает создавать общую скульптуру тем же способом, что и в предыдущем упражнении. Получившаяся скульптура — это их «послание» второй половине группы. В ответ остальные участники создают свою скульптуру-послание.

Обмен посланиями продолжается, пока группы не соединятся в одной общей скульптуре.

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы.

Музыка: без музыки

Продолжительность: 10-15 минут

Исполнение: групповое

Процедура

Каждый участник — одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:

1) действовать в довольно быстром темпе;

2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

Темп — жанр — скульптура

Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы.

Музыка: без музыки

Продолжительность: 20-30 минут

Исполнение: групповое

Процедура

Группа разбивается на три части.

Первая будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья. Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди «присоединяются» остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники «оживают»: на счет «Раз!» — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет «Два!» — снова оживают на мгновение и снова замирают.

3.2.1.1.8. Оправдание позы

Цель: развитие навыка осознавания тела в движении

Музыка: без музыки

Продолжительность: 15-20 минут

Исполнение: индивидуальное

Процедура

Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен «бросить» свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. «Представьте себе, что Вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде «Отомри» продолжайте это действие. Мы должны понять, что Вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению Вашего тела, в котором Вы замерли, только ему и никакому другому».

3.2.1.1. 9. Предмет по кругу

Цели: развитие навыка движения с предметами, наполнение движений содержанием, развитие умения взаимодействия с другими, передачи информации посредством движений

Музыка: без музыки

Продолжительность: 10-20 минут

Исполнение: индивидуальное

Процедура

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен.

Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

3.2.1.2.1. Импульсы

Цели: развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам, позднее интериоризируемая в чувствительность к внутренним импульсам.

Музыка: «кукольная» с четким ритмом, среднего темпа.

Продолжительность: 20-40 минут

Исполнение: в парах.

Процедура

Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре активен; другой принимает импульсы. После каждого этапа участники должны поменяться ролями и повторить упражнение. На каждый этап можно выбрать нового партнера. Продолжительность каждого этапа — 2–5 минут.

1. Активный танцор — скульптор: придает различным частям тела своего партнера новые положения. Пассивный танцор должен позволить делать это, не сопротивляясь и не добавляя своих движений.

2. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. Например, качнуть руку своего партнера, толкнуть его бедро собственным бедром, или толкнуть плечо партнера рукой. Партнер должен двигаться, следуя только этому импульсу, не сопротивляясь и не добавляя собственного движения. После каждого движения активный танцор должен позволить своему партнеру остановиться перед следующим импульсом.

3. Как и раньше, активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. На этот раз он дает импульсы разной интенсивности: то сильные, то слабые, причем в случайной последовательности. Принимающий отвечает на импульс, точно следуя его интенсивности. Снова активный танцор позволяет своему партнеру останавливаться перед тем, как даст следующий импульс.

4. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру, который теперь преувеличивает свой ответ, создавая более растянутую фразу движения, или делая большое движение в ответ на маленький импульс. Во время этого упражнения активный танцор должен не только инициировать движение партнера, но также превратить собственные действия в танец. Он может также иногда останавливаться, придавая своему телу позу, соотносящуюся с позами партнера.

3.2.1.2.2. «Электрошокер» (версия Полы Джоза-Джонс)

Цели: развитие навыка осознавания частей и отдельных областей тела, развитие телесной чувствительности; умения «слышать и чувствовать» партнера

Музыка: без музыки

Продолжительность: 10-15 минут

Исполнение: в парах

Процедура

Упражнение проводится также в парах, принимающий партнер начинает лежа на полу. На этот раз активный партнер обозначает точку на теле партнера точечным и ощутимым прикосновением. Принимающий партнер реагирует мгновенно как на «удар током», но именно этой точкой, частью тела и остается в том положении, куда его приводит импульс, до получения нового сигнала.

Примечание: участники в принимающей роли должны быть внимательными, чтобы не опережать своих партнеров, а только перенимать от них импульсы движения. Так они смогут почувствовать вес собственного тела, его инерцию и импульсы. Большинство участников любят эти упражнения из-за физического контакта и возможности потолкать других людей вокруг (безопасное выражение агрессии).

3.2.1.2.3. Марионетки

Цели: развитие навыка осознавания тела, умения фокусироваться на определенной части тела.

Музыка: без музыки

Продолжительность: 15-20 минут

Исполнение: индивидуальное

Процедура

Участникам предлагается представить себе, что они — куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что Вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников.

3.2.1.2.4. Актер/Режиссер

Цели: развитие спонтанности и креативности.

Музыка: без музыки

Продолжительность: 40-60 минут (по 10-15 минут на каждое действие и состояние)

Исполнение: в парах.

Процедура

Участники делятся на пары. В каждой паре один из партнеров — «актер», другой — «режиссер». Режиссер дает указания актеру, которые тот выполняет, не раздумывая и полностью погружаясь в выполнение задания. Время от времени режиссер дает другое задание.

Режиссер, «играет» со временем между командами. Он может дать следущую команду сразу же, или немного подождать. Позволяет партнеру в течении достаточно длительного времени проживать материал, который к нему приходит и/или заставляет его изменяться быстро и неожиданно.

Режиссер в этом упражнении не должен чрезмерно заботиться об актере. Он не должен ограждать его от сложных ситуаций. Напротив, режиссер помогает увеличить «растяжку» актера, то есть способность переходить к очень разным действиям и состояниям.

Мы предлагаеим 3 версии этого упражнения. «Природа» импульса в кажой версии – разная. Эти варианты могут выполняться последовательно или отдельно, в зависимости от целей занятия.

3.2.1.2.4.1. Действие

Музыка: быстрая, «заводная».

Режиссер называет простые физические действия: сесть, бежать, прыгать, вращаться, ползать и т. п. Актер моментально начинает делать это действие и продолжает до тех пор, пока режиссер не даст следующую команду.
После участники меняются ролями и повторяют это упражнение.

Образ

Музыка: без музыки.

Надо найти нового партнера. Режиссер называет образ, актер стремится не изабразить образ, а прожить его телом, воспринимая его как импульс. Чтобы актеру было легче, образ должен быть а) неантропоморфным, а предметным; б) развернутым, то есть состоять не из одного слова, а из двух-трех; в) эмоционально заряженным. Например: скрипящая дверь, падающий мокрый лист, раненая ворона и т. д. Нужно дать актеру время для того, чтобы «войти» в образ и раскрыть его.

Далее участники меняются ролями и повторяют это упражнение.

3.2.1.2.4.3. Сдвиг (Вариант Рут Запоры)

Музыка: без музыки.

Процедура

Надо найти нового партнера. Режиссер может говорить только одно слово — «сдвиг».

Когда актер услышит слово "сдвиг", он должен изменить свое состояние, то есть перестать делать то, что делал до этого и мгновенно начать делать что-то совсем иное.

Если актер стоял на месте и медленно двигался, он может начать порывисто перемещаться или лечь на пол. Сдвиг происходит неожиданно для участников. Когда вы слышите слово «сдвиг», оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: на то чувство, которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или мысли.

Вы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменениях. Будьте страстными, драматичными, обычными, экстраординарными.

Закончив упражнение, обсудите его друг с другом. Режиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состояний актера. Насколько велики были контрасты? Были ли эти состояния связаны друг с другом?

Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение.

Качества движения

3.2.2. 1. 5 ритмов (Волна) Габриэлы Рот

Цели: исследование различных качеств движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом.

Продолжительность: 25-30 минут.

Музыка: специальная, с альбомов Г. Рот.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Авторство этого процесса принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделяет пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями качеств, с которыми человек неизбежно встречается во внутренней и внешней реальностях.

1. Flownig (Текучесть) — плавные, мягкие, округлые, непрерывные и текучие движения; движения «женской» энергии (инь).

2. Staccato (Прерывистость) — сильные, четкие, энергичные и ритмичные движения, направленные вовне; «мужские» движения (ян).

3. Chaos (Хаос) — хаотические, постоянно меняющиеся движения, «бурлящая лава».

4. Lirical (Лиричность) — тонкие, изящные, легкие движения, «полет бабочки» или «падающий лист».

5. Stillness (Неподвижность) — движение в неподвижности, постепенное замедление, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Эти модальности или ритмы движения являются репрезентациями характеристик личности. У участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.

Важно знать, что работа Габриэлы Рот лежит, скорее, в области «нью-эйдж» и нуждается в некоторой модификации для привнесения ее в терапевтический контекст. В частности, достаточно важна процедура, когда сразу по завершению процесса можно задать вопросы. Эти вопросы направляют осознание и помогают формировать понимание связи между движениями, чувствами и смыслами.

Вот эти вопросы:

· Какой из ритмов был самым привычным, а какой — необычным и новым?
Если ритм вам известен, то это приятное узнавание родного или уже надоевшая рутина?
Если это незнакомый ритм, он чужд вам или стал открытием?

· В каком из ритмов у вас было больше энергии, а в каком вы больше устали?

· Когда у вас было больше чувств, а где вы больше делали?

· Когда вы могли занять много места, много пространства, а когда пространство вашего движения было ограниченно?

· Скажите что-нибудь еще о каждом из них — какое движение было именно ваше?

Для этого процесса существует специальная музыка, практически любой альбом Габриэлы Рот предназначен для этой практики. Каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор.

Примечания: «Танец пяти ритмов» в первый раз рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.
В дальнейшем возможны вариации с открытыми глазами, использованием разных ярусов и взаимодействием с партнерами (Power Wave).

Процесс проходит глубже и интенсивнее при использовании дыхания. Как пишет Габриэла Рот, дыхание — это ключ к каждому из ритмов.

1. Flownig (Текучесть) — медленное, глубокое, непрерывное дыхание.

2. Staccato (Прерывистость) — отрывистое дыхание с акцентом на выдох, звук на выдохе.

3. Chaos (Хаос) — хаотическое, постоянно меняющееся дыхание.

4. Lirical (Лиричность) — легкое дыхание, внимание на легком выдохе, осознавание кончиков пальцев рук и ног.

5. Stillness (Неподвижность) — медленное поверхностное дыхание с акцентом на вдохе, внимание постепенно переходит от поверхности тела вглубь.

Эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическая функция — человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».

Тестовая функция — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическая функция — в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «5 ритмов» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия.

3.2.2.2. Три яруса кинесферы

Понятие кинесфера используется при обучении танцтерапевтов и танцоров некоторых направлений танца модерн и пост-модерн. Кинесфера — это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться, то пространство, которое мы «несем с собой». Граница потенциальной кинесферы определяется максимальной амплитудой движения, а объем — способностью к трехмерному движению. Если мы начнем наблюдать за повседневными движениями людей и «обычными» танцами, то заметим, что в основном движение распространяется в определенных областях (зонах) кинесферы, а другие области — игнорируются.

Ключевые метафоры ИТДТ — пространство, время и т. д. имеют физиологическое и онтогенетическое основание. На филогенетическом уровне мы имеем древние космологические схемы пространства (например, Небо-Человек-Земля в китайской традиции), вводящие порядок в осмысление человеком мира. Переориентация внимания и осознавания на этот уровень «производства смыслов» раскрывает новые возможности, образуя простор (пространство) для изменений образа себя и мира. Кинесфера в этом случае выступает как некая «мандала», воплощенная (во-плоти) метафора целостности, метафора, которую можно прожить всем телом.

Отсюда, игнорирование определенных областей кинесферы указывает на смысловые и экзистенциальные пустоты, разрывы ткани самой жизни.

Практический опыт ТДТ и обучения движению, как мы говорили выше, показал эффективность классификации зон кинесферы на три горизонтальных яруса:

а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

б) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

в) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. .

Рассмотрим ее теперь более подробно.

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных движений», движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы.

Однако простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли», страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ «Я».

Нижний ярус традиционно относится к стихии «земли». Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, так как также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Мы предлагаем два варианта этой техники. Разница состоит в контексте: в одном случае это открытое исследование, в другом задается контекст взаимодействия с архетипическими фигурами — Землей и Небом.

Эта вариабельность применения по сути одной техники наглядно показывает, как многое в интегративных техниках зависит от личности ведущего, его способности видеть динамику и запросы группы. С почти любой танцевальной техникой можно в работе достичь разной глубины исследования, что дает возможность как клинического применения ИТДТ, так и использования этих техник в глубинных трансформационных процессах.

3.2.2.2.1. 3 яруса.

Цели: исследование различных зон пространства движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом.

Продолжительность: 15 минут.

Наши рекомендации